aif.ru counter
23.03.2006 00:00
19

Что осталось за кадром

Не так давно представители Партии регионов заявили о том, что им удалось обнаружить в агитации оппонентов элементы манипулятивных технологий. «АиФ» попросил украинских политологов оценить качество и возможное влияние на избирателей некоторых сомнительных рекламных приемов, использовавшихся во время нынешней кампании.

Креативная загадка

Наиболее показательная для нынешней избирательной гонки технология - как раз та, о которой говорили представители Партии регионов. Речь идет о флэш-кадре с изображением черепа на белом фоне, который, как утверждают регионалы, несколько раз вмонтирован в агитационный фильм НСНУ «Угроза. Страшная правда». Этот прием построен на подсознательном запугивании зрителей.

Впрочем, с точки зрения  политологов, такой «креатив», скорее, относится к категории глупости, чем к продвинутой технологии.

- Использование так называемого 25-го кадра - это какая-то глупая версия технологий, - считает политолог Владимир Фесенко. - Я отношусь к числу тех людей, которые считают, что такого рода спецэффекты приносят минимальную пользу. Признаться, доказательств того, что через подсознание флэш-эффект влияет на выбор, - нет. А вот то, что авторы себя компрометируют, - это очевидно. Единственное, что оправдывает эту глупость, - скандал привлек к фильму внимание. Народ стремится его посмотреть именно из-за черепа. Вообще, эта история достойна журналистского расследования, но в целом она весьма подозрительна.

По мнению политолога Виктора Небоженко, особенность избирательной кампании 2006 года в том, что политтехнологическое запугивание ориентировано прежде всего на собственный электорат партий-конкурентов. И оно дает необходимый эффект. Прежде всего, консолидирует сторонников и не позволяет им расслабиться.

Вместе с тем, политолог не берется квалифицировать эти технологии как грязные. Скорее, проблема подобных агитационных материалов выражается в том, что в них «читается рука иногородних». То есть, не несущих ответственности за эмоциональные последствия для  электората режиссеров и имиджмейкеров, которые делают сомнительный продукт. А это  прямое наступление на внутреннее пространство избирателей.

Право выбора

В каЧестве главного защитника внутреннего мира избирателей выступил руководитель избирательной кампании Партии регионов Евгений Кушнарев. Аргументируя свою озабоченность методами, которые использовали оппоненты его партии, он согласился с тем, что в принципе любая политическая сила может использовать в своих агитационных материалах изображение чего угодно. Важно другое - избиратель должен иметь право выбора: игнорировать их или нет, смотреть или не смотреть. А, например, технология 25-го кадра не оставляет зрителю права на осознанный выбор.

На таком основании в Партии регионов считают, что фильм оппонентов можно отнести к категории действий, которые прямо попадают под законодательные запреты. Именно поэтому штаб передал собранные материалы в Генпрокуратуру, Нацсовет по телевидению и радиовещанию и Центризбирком. Направлены они и в международные организации, в частности, ПАСЕ и ОБСЕ.

Ольга ПЕРОВА

КСТАТИ

По просьбе представителей Партии регионов на прошлой неделе было проведено социологическое исследование. Специалисты опросили 2000 респондентов в 17 областях Украины. Участникам исследования предложили ответить на вопрос: «Использование в скрытой форме черепа в фильме «Нашей Украины», это...» Дальше на выбор шли три предполагаемых ответа: «Удачная технология против своих политических оппонентов», «Преступление» и «Сатанизм и бесовство». Удачной технологией такие приемы считают всего 11% опрошенных. 38% уверены, что это преступление, и 67% поставили галочку в графе «сатанизм и бесовство».

 

 

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых