aif.ru counter
02.03.2006 00:00
24

Учиться нужно всю жизнь

От чего зависит уровень интеллекта? Можем ли мы его повысить? Ответы на эти вопросы участникам конкурса «АиФ» помогает найти психолог Дмитрий КОРОЛЕВ:

- Существуют две крайние позиции в понимании происхождения умственных способностей человека. Приверженцы одной теории утверждают, что интеллект в значительной степени достается по наследству от родителей, подобно росту, цвету глаз, волос. Противоположная теория отстаивает позицию, согласно которой интеллект формируется под влиянием внешних, в первую очередь, социальных факторов. Речь идет о семейном воспитании, образовании, информационном богатстве среды.

Существует множество фактов, подтверждающих эту теорию. Установлено, что на ранних этапах развития у детей, оказавшихся в благоприятной эмоциональной среде, уровень интеллекта постоянно повышался, а у детей, к которым родители не проявляли достаточного внимания и любви, наблюдался процесс отставания интеллектуального развития.

Впечатляют результаты, полученные в исследовании, проведенном в одном из пансионатов для умственно отсталых детей в США. Обычно эти малыши взаимодействовали со взрослыми, только когда те ухаживали за ними. Они постоянно лежали по одному в своих кроватках и были отделены друг от друга занавесками. Как правило, такие дети не достигали нормального интеллектуального уровня, многие оставались в клиниках для умственно неполноценных. Экспериментаторы часть детей поместили в учреждение для умственно неполноценных женщин. Женщины очень скоро эмоционально привязались к младенцам, ухаживали за ними, разговаривали, ласкали. Дети начали ускоренно развиваться, догнали своих сверстников, а когда выросли, стали полноценными членами общества, часть из них закончили высшие учебные заведения.

Интеллект также связан с образованностью и умственным развитием воспитывавших ребенка членов семьи. Чем выше уровень образования и культуры родителей, тем выше эти показатели у детей. Когда дети перемещаются в другую семью, более интеллигентную, их интеллектуальный уровень резко повышается. Если дети мало взаимодействуют со взрослыми, например, растут в детском саду, где на одного воспитателя приходится свыше десяти детей, то они отстают в развитии интеллекта от сверстников, воспитанных в семье.

Чрезвычайно важный фактор развития интеллекта - качество образования. Когда ребенок попадает в школу, где выше уровень преподавания и лучше материально-техническая база, его умственный уровень начинает повышаться. Продолжение образования в высшем учебном заведении еще более повышает интеллект.

Именно увеличение образовательного уровня населения наряду с развитием средств массовой коммуникации, компьютеризацией привело к резкому росту интеллектуального потенциала общества на протяжении XX столетия.

Традиционно интеллект измеряется с помощью тестов. Известно, что первые тесты интеллекта были созданы около ста лет тому назад. Тогда с помощью этих тестов были собраны большие массивы данных, сохранившиеся по сей день. Интересно, что, проведя эти тесты в сегодняшних условиях и сравнив результаты наших современников с показателями людей, живших сто лет назад, отмечаем разительные отличия. Так, средний наш современник по меркам начала XX века имеет очень высокий интеллект.

Отсюда вывод: каждый может развить свой интеллектуальный потенциал. Для этого нужно не прекращать учиться. Это может происходить в школе, в вузе, при решении реальных умственных проблем, в процессе саморазвития, не останавливающегося на протяжении всей жизни.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых