aif.ru counter
3496

Оборона Севастополем. Сколько ЧМФ России может платить Украине

С самого начала вопрос пребывания флота РФ на территории Украины был завязан на поставки газа. Арендная плата осуществлялась в расчет украинского долга за газ, накопившегося в 1991 - 1995 годах. Резкое повышение Россией цен на газ в январе 2006 подтолкнуло Украину к пересмотру арендной платы. О том, что это даст Украине, рассуждает обозреватель «АиФ» Петр РИВНЫЙ.

Долговое плавание

В политическом смысле зависимость ЧМФ РФ от базы в Севастополе сравнима с зависимостью Украины от российского газа. В обоих случаях Киеву и Москве почти невозможно обойтись друг без друга. Россия может угрожать «перекрыть вентиль», а Украина - настаивать на немедленном выводе флота из Севастополя, однако, в конце концов, стороны приходят к компромиссу за столом переговоров. В первой половине 1990-х, как только правительство России или «Газпром» касались вопроса повышения цен на газ или немедленной выплаты газового долга, Украина блокировала переговоры по разделу ЧМФ. Более того, в 1995 году Украине удалось привлечь на свою сторону США: во время визита в Киев президент США Билл Клинтон открыто заявил о готовности стать посредником в вопросе урегулирования ситуации вокруг Черноморского флота. В Москве быстро прочитали сигнал из Киева и согласились пойти на уступки.

В результате 28 мая 1997 года были подписаны три базовых соглашения о разделе и условиях базирования Черноморского флота в Севастополе и решении газовых вопросов. Во-первых, за передачу России 31% своей части ЧМФ Украине списывали газовые долги на сумму 521 млн. долл. Это означало, что весь ЧМФ был оценен в 1,6 млрд. долл., хотя его реальная стоимость была не менее 80 млрд. долл. Во-вторых, Россия обязывалась вносить арендную плату в размере 97,7 млн. долл. ежегодно. Правда, оплата осуществлялась не «живыми» деньгами, а в виде взаимозачета: таким образом до 2017 года Украина согласилась погасить газовый долг в размере 1,95 млрд. долларов. С другой стороны, как подсчитали эксперты, это означало, что Украина отдала в аренду 18,2 тыс. гектара и 4 591 сооружение всего по 0,5 доллара за квадратный метр в год. Соглашения также не содержали пунктов, которые бы предусматривали компенсацию Украине за 6 лет пребывания ЧМФ, пока велись переговоры. Тогда руководство Украины посчитало подобную сделку крайне выгодной. Тем более что «Газпром» согласился удерживать цены на газ на уровне 50 долл. за тысячу кубометров.

Однако если бы переговоры затянулись еще на год-полтора, цена аренды могла бы быть совсем другой. Дело в том, что в 1998 году Вьетнам поставил Россию перед фактом: или она платит 300-500 млн. долл. аренды за военно-морскую базу в Камрани (10 тыс. га), или в течение трех лет освобождает территорию для платежеспособных государств. В 2001 году Кремль оставил Камрань, а более

1 млрд. задолженности за аренду погасил за счет сокращения советских долгов Вьетнама. Похожая ситуация повторилась с базой радиоэлектронного перехвата в Лурдесе (Куба). За нее Россия ежегодно вносила в казну Фиделя Кастро 200 млн. долл. Затраты были оправданны, поскольку, по словам министра обороны Кубы Рауля Кастро, 75% информации разведывательного характера Россия получает с помощью центра в Лурдесе. Уникальность этой базы сравнима с базой в Севастополе. А по размерам база ЧМФ в Севастополе в 1,8 раза больше базы в Камрани.

Оборона Севастополем

Пока Россия сохраняла фиксированные цены на газ, вопрос условий пребывания ЧМФ в Севастополе не обсуждался. Пересмотр Кремлем газовых отношений заставил Киев применить «севастопольский рычаг». Согласно газовым договоренностям, начиная с 2007 года, Украина будет закупать у «Рос-УкрЭнерго» 50 млрд. кубометров газа по 95 долл. за тысячу кубометров, что составит 4,75 млрд. долл. в год. На повышении транзитной платы с 1,09 до 1,6 доллара с 1000 куб. м на 100 км трубопровода, Украина заработает 1,5-1,7 млрд. долларов. Остается вопрос, откуда взять еще 3 млрд. «зеленых», чтобы оплатить весь объем импортируемого газа. Вот тут украинские специалисты из МИДа и Минобороны приводят в пример российские базы в Камрани и Лурдесе. Если оценить стоимость квадратного метра севастопольской земли не в 0,5 доллара, а в 3-5 долларов, как в Камрани, то общая арендная плата вырастет до 546-910 млн. долларов в год. Еще 200 млн. долл. России придется заплатить за размещение на украинской территории объектов и подразделений, занимающихся радиоэлектронной разведкой. Если же учесть реальную стоимость недвижимости, коммунальных услуг, эксплуатации дорог, гидрографических и навигационных объектов, включить местные и экологические сборы, то в целом арендная плата вырастет до 3 млрд. долларов в год. В Киеве считают, что поскольку Россия ежегодно на экспорте газа в страны Европейского союза зарабатывает более 25 млрд. долларов, ей будет под силу новая арендная плата.

Давление украинского МИДа по вопросу Севастополя уменьшает и без того призрачные шансы достичь договоренности в проблеме разделения Азово-Керченской акватории. А пока в украинском МИДе не исключают, что дальнейшее игнорирование Москвой предложений Киева может подтолкнуть украинскую сторону к пересмотру всех соглашений по ЧМФ и даже к иску в Международный суд с требованием оплатить аренду севастопольской базы за 1991 - 1997 годы. Если же Россия согласится платить за базу в Севастополе новую цену деньгами или газом, вопрос о продлении договора аренды еще на 10 лет после 2017 года решится сам собой.

 

 

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых