aif.ru counter
37

Секрет одаренности

«АиФ» продолжает публиковать анкеты-тесты конкурса «Стань студентом». А психолог Дмитрий КОРОЛЕВ рассказывает о том, по каким критериям оцениваются таланты участников:

- Читатели спрашивают, каких студентов мы ищем, какими видятся нам победители конкурса? Если ответить кратко - одаренными. Отобрать именно таких участников - непростая задача, требующая от психологов значительных усилий и при разработке тестов, и при оценке присланных анкет. Нужно учитывать личностные качества претендентов, их творческие способности, интеллектуальный уровень, подготовленность к обучению в Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко. Требования к участнику изменяются в зависимости от специфики факультета, где предполагается обучение в будущем.

При разработке тестов учитывались также возрастные особенности. Ведь одаренность подобна цветку, она может раскрыться рано и быстро отцвести. Ярким примером являются так называемые вундеркинды - дети, очень рано проявившие необычные для их возраста способности, демонстрирующие «взрослые» достижения в интеллектуальной сфере. Такие дети могут экстерном закончить школу, поступить в вуз, овладеть многими иностранными языками, издавать собственные книги, изобрести что-то. К сожалению, постепенно развитие замедляется и во взрослом возрасте они, как правило, не отличаются экстраординарными достижениями.

Поэтому, когда мы ищем будущие таланты, нужно ориентироваться не только на уже проявившиеся достижения, но и на их предпосылки, пока еще скрытые. Ведь известно, что многие выдающиеся люди в школьные и студенческие годы посредственно учились и считались неспособными. К их числу относятся Дарвин, Гегель, Вагнер, Верди, Шиллер, Свифт, Гейне. Говоря образно, следует искать не только ранние цветы, но и нераскрывшиеся бутоны, обещающие бурное и длительное цветение.

Задача осложняется тем, что талант в различных областях науки проявляется в разном возрасте. Установлено, что раньше всего расцвет таланта происходит у математиков (25-30 лет), потом идут физики-теоретики и химики (25-35 лет), далее - представители других естест-венных наук и физики-экспериментаторы (35-40 лет), позже всех вносят свой вклад в науку гуманитарии и философы.

Важный фактор успешного обучения и последующей профессиональной деятельности - организованность. Она является условием психологического благополучия творческой личности и стабильной, сохраняющейся годами продуктивности. Организованность как бы уравновешивает спонтанность, стихийность творческого процесса. Такой процесс основывается на вдохновении, ведет к погружению в работу, забвению всего другого. Например, Лейбниц не вставал из-за стола по несколько суток, Ньютон и Ландау забывали обедать. С годами жизненные и творческие силы иссякают и для их сохранения и восстановления требуются специальные усилия. Предполагается, что именно эта особенность творчества обусловила раннюю смерть многих выдающихся людей, оказавшихся неспособными к саморегуляции. Наоборот, люди, сочетающие творческую активность с высокоразвитым интеллектом, способностью к рефлексии и саморегуляции, живут долго и продуктивно, поскольку их жизнь подчинена ими же созданному строгому распорядку.

Творческая личность отличается ярко выраженной индивидуальностью, то есть творческие люди очень разные. Однако они осознают собственные сильные стороны и слабые места, могут успешно использовать первые и компенсировать вторые. Талантливый человек, отвечая на требования деятельности, создает свой неповторимый синтез наличных у него интеллектуальных и личностных ресурсов, обеспечивающих успех. Поэтому необходимо комплексно оценивать личностную структуру каждого участника конкурса. И именно на это и направлены анкеты конкурса «АиФ».

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых