aif.ru counter
16.02.2006 00:00
27

Скользкая тема

Киевляне, барахтающиеся на тротуарах, пытаясь удержаться на ногах, - обычное для столицы явление.  Даже если на дорожках сколот лед, небольшой снежок или дождик  превращают пешеходные зоны в искусственные ледовые катки. Виной всему - идеально гладкая плитка.

Оказывается, в Украине нет ни ГОСТов ни СНиПов, которые бы регламентировали коэффициент сцепления поверхности тротуарной плитки. Как рассказал директор Лаборатории контроля над качеством материалов, смесей и дорожных работ ГУ контроля за благоустройством КГГА Владимир Пастухов, в технической документации по производству тротуарной плитки речь идет только  о прочности, твердости, водопоглощении и морозостойкости.

- В московском НИИ строительства в 1995 году был разработан ГОСТ для этой продукции, а в Украине до сих пор действует старое советское правило  - технические условия производства тротуарной плитки разрабатываются предприятиями-производителями, - утверждает В. Пастухов. 

Сегодня существует несколько технологий изготовления плитки: вибропрессование и вибролитье. При  вибропрессовании, которое использовалось на предприятиях и раньше, бетон, содержащий небольшое количество влаги, прессуется под большим давлением. Поэтому поверхность плитки в результате получается шероховатой и препятствует скольжению. Правда, при этом внешний вид у нее не очень и производство достаточно дорогое. Поэтому производители предпочитают вибролитье. Как признался «АиФ» пожелавший остаться неназванным производитель, в этом случае стоимость оборудования значительно дешевле и продукт пользуется более высоким спросом.  Залитая в формы смесь  застывает и превращается в плитку с идеально гладкой и красивой поверхностью. Но при этом технологи почему-то не обращают внимания на то, что от дождя и снега она становится невероятно скользкой. Вот и получается: продукция изготовлена по технологии, однако для пешеходов представляет серьезную опасность. Но кто  в городе решает, где и какой плиткой выкладывать тротуары?

- В Киеве плиткой выкладываются тротуары вдоль главных магистралей города, - рассказал специалист ГУ по контролю над благоустройством и внешним дизайном КГГА Михаил Левковский. - Фактически, это центр города и въездные дороги. Но мы не выдаем разрешения на эти работы, а только контролируем их выполнение. Скажем, когда где-то ремонтируют дорогу или коммуникации, разрешение  выдает «Киевавтодор». И в ордере на работы записывается, какой материал нужно положить на месте разрытия. Вот за этим мы и следим.

Главный инженер «Киев-автодора» Василий Мельниченко категорически отказался говорить о том, кто решает, где и чем выкладывать пешеходные зоны, кто эти работы финансирует и  кто является поставщиком плитки для города.

Тем не менее, специалисты считают, что плитка - отличное тротуарное покрытие, за которым будущее. Во-первых, она более безопасна для человека по сравнению с асфальтом, из которого в жаркую погоду выделяются вредные  испарения. Во-вторых, учитывая частоту ремонтов подземных коммуникаций в Киеве, вполне очевидна практичность плитки - снял ее, устранил аварию и ту же уложил обратно.

- Технологию производства этой продукции надо просто доработать, - считает Владимир Пастухов. - Надо серьезно подумать, как устранить отсутствие сцепления плитки с подошвой обуви пешеходов. А ведь это не так сложно - скажем, немножко пожертвовать красотой и сделать конфигурацию поверхности рельефной. Я считаю, что над этим должны подумать проектировщики «Киевпроекта». 

Кроме того, в Киеве есть такие научно-исследовательские институты, как ГосдорНИИ, НИИ бетона и железобетона, заводы железобетонных конструкций. Кому, как не их конструкторам задуматься над безопасностью бетонной продукции? 

Ирина Шаповалова

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых