aif.ru counter
02.02.2006 00:00
22

Косо-криво, лишь бы не было пожара

Характерной архитектурной особенностью Старого Подола являются старинные одно- или двухэтажные дома, расположенные под заметным углом к главной улице. Что это: шутка архитекторов прошлого или причудливая прихоть тогдашних домовладельцев?

Утратившие ориентир

Эта архитектурная причуда Старого Подола видна невооруженным глазом. Одно из самых знаменитых кривостоящих зданий - так называемый дом Петра I - расположено на углу улиц Константиновской и Хоревой. Другое известное криво- стоящее здание - казино «Запоріжжя» (у места выхода Покровской улицы на Андреевскую). Сразу два кривостоящих особнячка спрятались в тылу средней школы №124. В одном из них расположился Музей украинского гетманства, в другом работает Подольская археологическая экспедиция.

А вот самый большой из кривостоящих домов - знаменитый Гостиный двор: его кривизна по отношению к главной улице не слишком бросается в глаза только из-за того, что он расположен прямо по центру Контрактовой площади. И еще одна важная деталь. Все упомянутые здания построены из камня, и датируются концом XVII - началом XIX в.

Однако нестандартный замысел проектировщиков распространился не только на отдельные дома. На Подоле есть целые кривые улицы, нарушающие правильность застройки самым вопиющим образом! Из них,  прежде всего, следует назвать Хоревой переулок, где сейчас расположен  музей «Чернобыль», старая пожарная часть с каменной вышкой и Подольский райотдел милиции. Другая известная кривая - участок упомянутой выше Покровской улицы вдоль лицея «Подол». Лицей состоит из двух старых зданий, соединенных современной перемычкой - бывших средних школ №100 (исторический «Старый контрактовый дом», или биржа) и №9 (бывший районный Дом пионеров). На противоположной стороне улицы - особняк, ныне переданный в распоряжение американцев. Важно, что все это - каменные здания того же XVIII века.

А на улицы Туровскую, Набережно-Луговую, на нижние части Еленовской, Юрковской и Введенской словно нанизаны сразу несколько кривых кварталов. Здесь с непривычки можно и заблудиться: идешь вроде прямо, а выходишь сикось-накось!

Архитектор - огонь

Так что же это за странная кривизна у зданий и целых улиц, ведь такого расположения не требует ни рельеф местности, ни другие объективные условия? Разгадка таится в трагическом историческом событии - грандиозном пожаре, почти полностью уничтожившем Подол в начале XIX в. В этом районе Киева издревле селились люди небогатые - ремесленники, мастеровые да подмастерья. Домишки у них были деревянные, так что пожары случались нередко. Самый опустошительный начался утром 9 июля 1811 года и бушевал целых три дня! Говорят, это был умышленный поджог. Огненный шторм поглотил все деревянные строения вместе с несчастными жителями, не успевшими выскочить на улицу. Остальные же с остатками скарба в ужасе бежали на заливные луга в район современной Оболони, где вынуждены были жить в шалашах.

Со временем погорельцы вернулись на пепелище и отстроились заново. А криво-стоящие дома и кривые улочки - это немногочисленные уцелевшие каменные фрагменты так называемой допожарной застройки.

Обновляющийся Подол строился относительно оси, шедшей от нынешней Европейской площади по Владимирскому спуску и уходившей на северо-запад. При этом часть улиц оказалась перпендикулярной течению Днепра. Отсюда - два интересных вывода. Во-первых, сеть улиц «допожарного» Подола располагалась параллельно или перпендикулярно Почайне, а значит, под острым углом к Днепру. Получается, к воде - Почайне или Днепру -  можно было выйти по любой из улиц! Во-вторых, ориентация «допожарного» Подола почти совпадает с ориентацией по сторонам света православных церквей. Правда, любопытно?

Тимур Литовченко

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых