aif.ru counter
02.02.2006 00:00
33

Круглый стол стал следующим этапом борьбы против нечестных акций

В последнее время проблема нечестного отношения к потребителю становится все острее. Недобросовестные организации, пытаясь во что бы то ни стало получить прибыль, провозглашают акции, в основе которых - заведомый обман потребителя. «Акции должны быть честными!» -  именно под этой эгидой собрались в декабре за круглым столом самые крупные представители рынка бытовой техники и электроники.

Круглый стол, посвященный проблемам недобросовестного проведения акций, был организован Всеукраинской рекламной коалицией и БТЛ-клубом по инициативе компании «Фокстрот». А что самое невероятное, впервые за одним столом собрались фактически конкуренты - компании «Фокстрот», «Домотехника», «МегаМакс», «Техноярмарок», «АБВ Техника», «Быттехника». Кроме того, активное участие принимали также представители Госпотребстандарта Украины и независимый юрист (адвокатская фирма «Паритет»). Следует отметить, что впервые для совместного диалога за одним столом собрались представители всех сторон, определяющих условия проведения потребительских акций. Ведь проблема нечестных акций существует давно, однако последнее время она приобрела особую остроту.

- У нас есть множество примеров манипуляции потребительским вниманием, - утверждает Сергей Цыбульский, директор по маркетингу и сбыту компании «Фокстрот». - Однако, действуя в рамках существующего правового поля, мы формально не можем назвать конкретную сеть магазинов. На сегодняшний день мы вправе только лишь проинформировать потребителя о наиболее распространенных механизмах обмана.

Чтобы гарантировать честность проведения акций большинством игроков рынка бытовой техники и электроники, «Фокстрот» решил взять инициативу на себя. Была реализована комплексная образовательная программа, ориентированная на потребителей. О механизмах манипуляции в течение длительного времени компания «Фокстрот» рассказывала в специальных рекламных роликах. Кроме того, работает номер горячей линии «Фокстрот» - 8-800-500-1530, по которому каждый потребитель может узнать о существующих акциях компании.

Среди наиболее популярных способов обведения покупателей вокруг пальца - отсутствие заявленного акционного товара в магазине. Еще один излюбленный способ обмана - приписка в рекламном объявлении фразы «компания оставляет за собой право на возможные ошибки при печати», которая заведомо освобождает недобросовестного продавца от всякой ответственности. А самая распространенная механика обмана - нечестное предоставление скидки, с предварительным завышением цены. Это когда магазин обещает «20-процентную скидку на все», а перед этим на столько же процентов вырастают цены на всю продукцию. Соответственно, цена со скидкой ничем не отличается от реальной. Все дело только в завлечении покупателей.

Признание факта существования на рынке фальсификаций ставит вопрос о необходимости законодательного регулирования отношений между компаниями-продавцами и потребителями. Для этого у нас должен появиться закон, который бы сделал подобные фальсификации невозможными. И в рамках решения данной проблемы наиболее перспективным является сотрудничество Всеукраинской рекламной коалиции и Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики.

- Сегодня работа по формированию законодательной базы для защиты прав потребителей продолжается, - уверяет Олег Кобельков, заместитель начальника управления Госпотребстандарта. - Основная задача на сегодняшний день - определение правовой терминологии. Ведь еще первого декабря прошлого года была принята поправка к Закону Украины «О защите прав потребителей». Здесь четко определяется, что такое информация, полезная и необходимая для потребителя. Кроме этого, в разработке находится проект изменений в Закон Украины «О

рекламе». Определение рекламного тезауруса - это только первый шаг, однако без него невозможно двигаться дальше, - резюмировал Олег Кобельков.

Юридический механизм привлечения к ответственности нечестного организатора акции достаточно сложен. Для того чтобы потребитель на законодательном уровне мог требовать компенсации от компании, которая его обманула, необходимо факт обмана подтвердить на том же законодательном уровне. А сделать это сегодня - невероятно сложно. Однако практика Госпотребстандарта свидетельствует о ряде прецедентов, когда права потребителя все же удается отстоять. Ирина Свинтановская, заместитель начальника отдела контроля услуг и рекламы департамента по делам защиты прав потребителей в городе Киеве, Госпотребстандарт, утверждает, что их организации довольно сложно бороться с нечестными компаниями даже несмотря на то, что ситуация сама по себе довольно прозрачна:

- Если компания не указывает сроков проведения акции, мы ее штрафуем в обязательном порядке, - рассказывает Ирина Свинтановская. - Но в случае, когда указаны скидки 70 или 80 %, и хотя бы на один товар есть заявленная скидка, - формально у нас нет оснований применять санкции.

Алексей Головко, заместитель генерального директора по правовым вопросам компании «Домотехника», убежден, что даже сегодня можно найти выход и отстоять права обманутых покупателей. Но для этого активно действовать должны эти самые потребители:

- Если каждый покупатель, который не смог купить заявленный акционный товар из-за его отсутствия в магазине, обратится с жалобой-заявлением в Госпотребстандарт, то компетентный орган сможет затребовать у продавца статистику акции. Таким образом, станет очевидным, что по всей сети магазинов было продано всего несколько единиц акционного товара. Благодаря этому намеренный обман покупателя будет налицо».

При наличии юридических оснований для иска департамент по де-лам защиты прав потребителей Госпотребстандарта может оказать пострадавшему в нечестной акции существенную помощь. Однако для потребителя проще, когда возможность манипуляции пресекается заранее. Согласитесь, далеко не каждому из нас хочется судиться с компанией из-за того, что она пыталась обмануть нас как покупателя. Большинство только сделают выводы, а тратить время на то, чтобы судиться или отстаивать свои позиции, вряд ли станут. Таким образом, компания безнаказанно продолжает завлекать клиентов заведомо неправдивой информацией. Поэтому куда важнее не доводить до суда, а пресекать подобную практику коммерсантов изначально. И роль информирования населения в данном случае - немаловажна. В частности благодаря тому, что сам потребитель владеет необходимой информацией.

- Потребителю нужно разъяснить элементарные закономерности, которые влияют на процесс установления скидок, - подчеркнул Генеральный директор компании «АБВ Техника» Николай Коробский. - В сфере бытовой техники честные скидки на достаточно длительный период вряд ли будут превышать рубеж в 20 %. Если же компания объявляет акционную скидку 50 % на все товары хотя бы на 1 день, она может понести колоссальные убытки, которые вряд ли отобьются за месяц или даже за два.

Часть недоразумений между покупателем и продавцом в момент акции можно было бы списать на не-профессионализм организаторов акций. Но не все так просто. Алексей Мельник, представитель сети «МегаМакс», уверен, что большое количество так называемых «ошибок» при проведении акции говорит не только о низком профессиональном уровне компании-продавца, но и о намеренной недобросовестности. Ведь заведомо неправдивая информация о проводимой акции - это уже далеко не непрофессионализм. Поддержал коллегу и Олег Приходько, руководитель отдела маркетинга и продаж торговой сети «Быттехника»:

- Все большие сети по продажам бытовой техники в Украине работают на рынке около десяти лет. Неужели при этом мы все еще можем говорить о неопытности продавца?

Если компания-продавец не выполняет основные обещания по акции, то будьте уверены - это заранее спланированный обман.

За время дискуссии каждый участник высказался по текущей проблеме. В основе практически всех выступлений звучала уверенность, что общими усилиями победить такую проблему вполне реально. Ведь обман и нечистоплотный подход одного представителя может серьезно повлиять на репутацию всех игроков на этом рынке. И поэтому, подытоживая круглый стол, Максим Лазебник, исполнительный директор Всеукраинской рекламной коалиции, заявил:

- Мы наблюдаем действительно беспрецедентную ситуацию, когда за одним столом сидят все стороны, ответственные за проведение акций: и представители рекламного сообщества, и представители государственных структур, и главное - конкурирующие компании.

И можно не сомневаться, что сам факт открытого диалога всех сторон является определенной гарантией, что инициатива компании «Фокстрот» получит поддержку и развитие. И это закономерно: только совместные усилия социально ответственных структур могут реально повлиять на ситуацию с нечестными акциями. А победителем в этой борьбе станет каждый из нас - покупатель, который станет участником исключительно честных акций.

Владимир МОСКАЛЕЦ

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых