- ПРОГРАММА «Чтобы помнили», которую Леонид создал и вел, навсегда прекратила существование?
- К сожалению, да. Все Ленины материалы хранятся у Ирэны Лес-невской, у меня на них прав нет. А вообще я с трудом представляю, кто мог бы вести «Чтобы помнили», кроме Лени. Вот вы можете назвать актера, который мог бы заменить его в этой передаче? Все они сегодня -звездные, известные, талантливые. И сытые. Сытые! С благополучными лицами. Нет того нерва, сострадания, той боли за людей, за жизнь, которая была у Филатова. А он за все переживал. Тратился очень. Из-за того, может быть, и заболел.
Сколько он помогал людям! Потому что переживал за них, умел сочувствовать. Не только за коллег-актеров - за всех. Смотрит по телевизору, уже больной, какой-нибудь драматический жизненный сюжет или судьбу - и слезы на глазах! А ведь он мужик был - настоящий, сильный... В Союзе кинематографистов Леня, будучи секретарем СК, пытался помочь нуждающимся актерам, ветеранам. Помню, как он пришел как-то домой и рассказывает с такой болью: звонила Алла Ларионова, просила помочь, чтобы ей дали звание народной артистки! И он помог.
А еще он был доверчивый. Однажды - это уже даже смешно! - пришел к нам товарищ, и поныне известный в киношных кругах, и попросил деньги, чтобы похоронить жену. Мы отдали ему буквально все, что было в доме. Я деньги даю, но чувствую: не вернет. Так что вы думаете? Он является на другой день, рассказывает длинную историю о том, как забыл те деньги в такси, и просит еще! Тут уже я твердо говорю: «Больше у нас ничего нет». Вы бы видели, как меня потом Леня ругал: «Как ты могла, Нюсик! Это же такое дело святое!» А потом выяснилось, что жена, на похороны которой тот человек деньги собирал, жива-здорова!
- Леонид Алексеевич мужественно переносил болезнь. Отчаяния, депрессий не было?
- Было все, особенно перед операциями. Ведь он болел 9 лет: высокое давление - далеко за 200 (из-за этого лицо багровело. Многие думали, что он выпивает, но этого и в помине не было), сердце, почки. К сожалению, врачи долго пытались устранить следствие, а не причину. Лечили гипертонию, а больны были почки. И только в Центре Шумакова поставили точный диагноз. Но до этого было столько больниц! Организм настолько ослаб, что он даже перевернуться сам не мог, - я ему помогала. И вот тогда-то я потребовала, чтобы ему сделали операцию. Всю ответственность взяла на себя. Сделали - и это продлило ему жизнь на 6 лет. А так хирурги оперировать не решались - боялись, что он не вынесет нагрузки.
- Такие испытания для человека, привыкшего быть сильным, не изменили его внутренне? Не озлобили?
- Наоборот, он мягче стал. Люди, у которых больны почки, знают, какой это ад, какая боль. А он переносил все так стойко. Еще и меня старался беречь, поддерживать. И шутил, и улыбался, и писал, сочинял. И читал новое мне и друзьям вот здесь, на этой кухне.
- Скажите, за всю его «историю болезни» вас коллеги поддерживали?
- Нечасто его друзья посещали... Но ведь какая сегодня жизнь? Беготня! Дела у всех, зарабатывание денег... Помогали Виктор Матвийко, Дима Харатьян. Леня Ярмольник очень помогал. На протяжении всей болезни он был рядом. Но были, наоборот, и неожиданные встречи! Пришел Женя Миронов познакомиться, Леня ему что-то читал. Пришел Леня Якубович - мы до этого не были знакомы. Бард Олег Митяев, замечательный, добрый человек. Он Леню смешно называл - «дядя Леня». Приходило множество писем - это очень поддерживало. Все время помогали аптеки доставать дефицитные лекарства, могли ночью позвонить: есть! Помогали поликлиники разные, простые врачи. Они любили Леню -и помогали. Низкий всем поклон.
- А как складывается ваша личная жизнь после его ухода?
- Для меня таких, как Леня, больше нет. Я в этом уверена. У-ве-ре-на... Он был для меня любимым человеком, мужчиной, другом, мужем. Всем. Нам жизнь подарила редкую, большую любовь. И он был очень верным человеком. Однолюбом. И я тоже. Мы знали друг друга 33 года. Познакомились, когда я была замужем, родила Дениса и пришла в Театр на Таганке. Леня уже работал там. У него была гражданская жена. И вот что удивительно: у меня очень плохая память на людей, но все, что связано с ним... Начинали по-другому работать уши, глаза, осязание - обострялись все чувства! И я помню все особо острые моменты за те 33 года.
Марина МУРЗИНА
77
Нина Шацкая: «Таких, как Леня, нет!»
Статья по теме
Читатели "АиФ" делятся секретами счастья
Также вам может быть интересно
Loading...
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть