aif.ru counter
05.01.2006 00:00
13

Что будет с ВВП, газом и ценами?

- У ПРЕЗИДЕНТА много советников. Как даются советы? Все собираются за круглым столом?

- Окончательная формула до сих пор не выработана. В первые месяцы президентства Виктора Ющенко советникам было предложено вести программы по отдельным направлениям. Но это было малоэффективно: какими бы сильными ни были советники, дискуссионная форма работы всегда лучше.

- Президент к вашим советам прислушивается?

- Безусловно. В его действиях и публичных выступлениях я часто слышу отголоски моих предложений. Правда, с президентом редко удается поговорить один на один

- у него нет лишнего времени. Поэтому советники работают с ним либо в письменной форме, либо отвечают на конкретно заданный президентом вопрос - примерно раз в месяц.

- Говоря, что президент к вам прислушивается, вы себе подписываете нелицеприятный приговор: в стране многие уверены, что все «неправильные» действия доброго Ющенко навязаны ему плохими советниками.

- Люди всегда пытаются объяснить несоответствие между обещанным и сделанным. И находят разные причины. А ведь над выполнением обещанного работает и Кабмин. Между правительственным и президентским пониманием необходимых изменений существует серьезный разрыв. Правительство пока демонстрирует очень низкий уровень постановки задач и нахождения решений. Оно вязнет в решении текущих проблем и не оценивает перспективы.

- Может быть, из-за того, что ощущает свою временность?

- Исполнительную власть оценивают по степени выполнения, а не по тому, как она ставит задачи. Рассчитали бюджет, хватило денег на социальные проекты, долги погасили - вот тогда Кабмин молодец, а то, что в стране существуют финансовые проблемы - это никого не интересует. Масштабный подход зависит от готовности людей, их профессиональной подготовки и политической сознательности. От этого зависит, будут министры думать о предстоящих выборах или об успехах страны.

- В таком случае, в министры должны приходить профессионалы, а не политики.

- В разных ситуациях кадры должны черпаться из разных источников. Во времена революций министрами должны быть революционеры, а не профессионалы. Но при этом революционеры должны быть только на первых ролях, а профессионалы - оказывать им поддержку. Это, к сожалению, не удалось в первые полгода.

- А сейчас может удаться?

- Трудно сказать определенно. Нынешнее правительство исправляет недостатки прошлого. Кроме того, оно боится оказаться под жестокой критикой парламента и общества - в силу неустойчивого положения Кабмина. Тем не менее, профессиональный уровень правительства Еханурова - выше среднего, в отличие от всех предыдущих. Думаю, оно сможет достаточно успешно справиться с теми кризисными ситуациями, которые возникают сегодня в стране.

- ЗНАЧИТ, экономические показатели в этом году улучшатся?

- Сейчас в Украине проблемы структурных перемен важнее, чем динамика показателей. Взгляните: в 2003-2004 годах была высокая динамика, но никакого улучшения качества жизни - ни с точки зрения населения, ни с точки зрения предприятий, их реконструкции , снижения энергоемкости. Это сравнимо с мобильной связью: абонентов все больше, нас уверяют, что покрытие есть, - а качество связи неудовлетворительное.

- И все-таки: что будет с показателями, с ВВП, например?

- Думаю, динамика ВВП в будущем году будет недостаточно высокой. Дело в том, что макроэкономическая политика в Украине не направлена на максимизацию ВВП. У нас убогое понимание макроэкономической культуры - оно трансформируется в понятие стабилизации цен и валютного курса. Это макроэкономическая некомпетентность и консервативность, берущая начало от народного хозяйствования советской эпохи. Рост экономики, успех высокопродуктивных отраслей связан с инвестициями, с их массой и распределением. Макроэкономическая политика должна быть направлена на создание предпосылок для инвестиций во всех сферах, комплексно, с понимаем последствий каждого шага. В нашей же стране показатели ВВП всегда росли спонтанно. Например, когда в 1997 г. металлургов освободили от налогов, это было абсолютно лоббистское решение. Никто не думал, что оно приведет к росту ВВП. Эта тенденция сохраняется и сейчас. Неинвестиционная направленность практически всех решений правительства не дает нам надежд на то, что показатели ВВП возрастут не только в будущем, но и в последующие годы.

- А ситуация на газовом рынке изменится? Или с Россией удастся договориться?

- Не удастся. Скорее надо полагаться на судебный компромисс. Для потребителей - бытовых или промышленных - цены на газ обязательно вырастут. Но как только люди ощутят подорожание, они сразу же начнут искать замену. Думаю, за пять лет вся украинская экономика успеет перестроиться - все перейдут на более дешевый вид энергии.

- То, что Украина по сути отказалась от ЕЭП, да и вообще отдалилась от России, ударит по нашей экономике?

- И для России, и для Украины мир уже давно не замыкается в пределах границ СССР. А если кто-то думал, что ЕЭП позволит создать украинцам преимущества на российском рынке, он глубоко заблуждался. Современные экономика и политика не основываются на братских отношениях. Иначе кто-нибудь обязательно экономически страдает - в угоду политическим договоренностям. Кому нужна искусственная помощь: тут газ дешевле, там - сахар? Если газ дорогой, значит, нужно не попрошайничать, а строить поменьше котлов на газе. Кстати, от того, насколько экономика Украины сократит удельный вес потребления газа в общем объеме производства, настолько же вырастут и доходы наших граждан. Таков закон: сократятся материальные расходы - вырастут зарплаты.

- У нас все повышения зарплат почему-то съедаются инфляцией.

- То, что министр финансов увеличил расходы бюджета на оплату труда определенных категорий граждан, вовсе не означает, что их зарплата выросла. Это означает только деноминацию денег. Потому что реальные доходы растут только тогда, когда происходит продуктивный рост экономики. Замечу, что у украинской экономики ресурсы роста значительно ниже, чем ресурсы улучшения жизни граждан.

- Каких сюрпризов нам ждать от бюджета-2006?

- Начну издалека: существует инвестиционная модель развития, когда заработанные деньги вкладываются в недвижимость, собственное дело, образование, и потребительская модель, когда в первую очередь приобретают еду и одежду. У нашего общества - потребительская психология, оно хочет наесться. Бюджет 2005 года - ярчайший пример: чтобы накормить народ, у предприятий отобрали все, что они могли бы потратить на развитие. 2006 год будет только началом перехода к инвестиционной модели - инвестиционных ресурсов в новом бюджете заложено очень мало. При этом, бюджеты 2005 и 2006 года - чиновничьи: в них приоритетно увеличиваются затраты на содержание аппарата. Это означает, что государственные расходы растут быстрее, чем расходы на социальные или экономические потребности общества. Высокие госрасходы не позволяют снизить налоги. А это не только ущемляет отечественного производителя, но и делает украинскую экономику неконкурентоспособной на международном рынке.

- Что будет с отечественными производителями, с экспортерами? Многие считают, что нынешнее правительство их давит в угоду импорту.

- Когда экспорт намного превышает импорт, как это было в последние три года, капитал уходит из страны. Больше продают за рубеж - больше получают валюты, а это приводит к снижению ее курса и к укреплению гривны. В результате производить товар в Украине и продавать за валюту за рубежом становится не выгодно. Поэтому экспортеры начинают вкладывать заработанную валюту за рубежом. Чтобы уменьшить отток капитала, нужно сбалансировать экспорт и импорт. В данный момент создавать преимущества для экспортеров нецелесообразно.

- А для импортеров?

- Тоже нет. Рынок сам это отрегулирует. Когда в середине 1990-х у нас появилась «Кока-Кола», в газетах подняли шум - все боялись, что она забьет отечественные напитки. А теперь посмотрите: благодаря появлению конкурента украинские напитки стали качественнее и вкуснее. При этом они дешевле, чем импортные. Импорт позволяет улучшить качество отечественных товаров.

- Если в будущем году мы вступим в ВТО - что будет с украинской экономикой?

- Благодаря открытию границ для импорта стабилизируются внутренние цены. Потребителям станет лучше, а производителям - тяжелее. Им придется думать над тем, как сделать свою продукцию конкурентоспособной. Но при этом они получат доступ к дешевым и длинным кредитам: наши банки смогут брать кредитные ресурсы за рубежом, иностранные банки будут открывать в Украине свои филиалы. А это значит, что малый, средний и большой бизнес получат огромные инвестиционные средства. Если, конечно, будет правильное макроэкономическое управление и если экспорт не будет существенно превышать импорт.

Беседовала Марыля БОСАКЕВИЧ

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых