aif.ru counter
41

Рифы тарифов: услуги ЖКХ могут резко взлететь в цене уже в этом году

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. Аргументы и факты в Украине 25/07/2012 Сюжет Коммунальные тарифы
Фото: АИФ

Эксперты называют как минимум три, лежащих на поверхности. К привычно обыгрываемой 70-80%-ной изношенности производственных фондов ЖКХ, вечно безденежного и бедствующего, добавляются требования МВФ поднять тарифы чуть ли не до мировых показателей (с ним мы по-прежнему пытаемся договориться). И наконец - новоиспеченный закон «О естественных монополиях», принятый парламентом под занавес сессии и на днях подписанный президентом. Какой из них наиболее весом и каких же цифр в итоге нам ждать в квитанциях?

За себя и за тех парней

Оправляясь в отпуск, многие из нас думают о том, что по возвращении домой мы можем обнаружить в почтовом ящике жэковские платежки с непривычно внушительными цифрами. В нынешнем году, впрочем, нам дадут отдохнуть спокойно, уверены наблюдатели. На носу - пик избирательной кампании. Но - как только выборы завершатся - затянуть пояса придется. Бесконечные дыры в бюджете ЖКХ, равно как и в трубах изношенных магистралей, будут в очередной раз лататься за счет простого украинца. Причем не столько состоятельного, сколько добросовестного, привыкшего оплачивать все счета. Таких, по статистике, среди бытовых потребителей - больше 90%.

- За первых полгода сфера ЖКХ в Украине понесла достаточно серьезные убытки на 2-3 млрд долларов,- рассказывает старший аналитик Международного центра перспективных исследований Ильдар ГАЗИЗУЛЛИН. - Разумеется, эти суммы нужно как-то компенсировать. Проще всего - за счет подъема тарифов для населения.

Любопытный момент. Из года в год нам поясняют: тарифы ЖКХ не соответствуют себестоимости услуг и не покрывают

Градус роста
С 1 января 2012 года тарифы резко возросли в Полтаве - на 81%, в Херсоне - на 53%, Чернигове - 59% и Харькове - 50%. Вмешательство Кабмина, в том числе под давлением парламентской фракции КПУ, заставило некоторых чиновников на местах умерить аппетиты, тарифы кое-где слегка понизились, однако на исходные позиции не вернулись.

расходы, которые несут предприятия, обогревая наши квартиры и обеспечивая нас светом и водой. Потому их следует снова поднять. Население ропщет - но платит. Напрашивается вопрос: откуда тогда такие убытки в отрасли, нарастающие как снежный ком?

- Должники не бытовые потребители, а предприятия, большей частью государственные, давно находящиеся в состоянии почти банкротства,- рассказывает народный депутат Алла АЛЕКСАНДРОВСКАЯ, член парламентского комитета по вопросам бюджета (КПУ). - Они годами не работают, ничего не выпускают, не платят своим людям зарплаты, не оплачивают и коммунуслуги. Таких предприятий - масса. Получается, простые потребители при очередном повышении тарифов закрывают финансовые дыры ЖКХ своими кошельками. Государство должно не из бытового потребителя выкачивать деньги, а предприятия эти загрузить, чтобы они заработали, а не становились банкротами. К слову, в Украине есть хороший закон - «О жилищно-коммунальных услугах», который предусматривает: разницу между возросшей себестоимостью услуги и тарифом следует компенсировать либо из местных бюджетов, либо - из государственного. Компартия постоянно поднимает этот вопрос - но закон не работает. При нынешней экономической политике - увы - рост тарифов логически неизбежен.

Условие из трех букв

Международный валютный фонд - прежде чем продолжать переговоры о выделении Украине очередного транша - требует от Украины выполнения своих условий. Среди прочих: поднятие расценок на газ для населения до уровня среднеевропейских показателей и рост цен на услуги ЖКХ как минимум на 32,5%. Власти подсчитали: второе требование можно выполнить вполне безболезненно для украинцев - при условии, что по всей стране будут внедрены системы энергосбережения. На первый взгляд, вполне логично: за то же отопление - даже при возросшей его стоимости - можно было бы платить почти по-старому, если объемы энергии, потраченной на подогрев воды, сократились.

Только откуда возьмутся деньги на переоборудование систем и магистралей, заложенных еще в середине прошлого столетия, на строительство новых котельных и утепление десятков тысяч тощих панельных домов? - задаются резонным вопросом наблюдатели.

- В бюджете практически не закладываются средства на ЖКХ: на капитальные ремонты систем жизнеобеспечения этого хозяйства, - анализирует А. Александровская.- Это привело к тому, что мы сегодня живем на грани техногенной катастрофы: посмотрите, в каком состоянии у нас жилой фонд, сети: дома обрушаются, балконы валятся на головы, трубы рвутся. У рычагов власти должны стоять руководители-хозяйственники, которые могли бы грамотно управлять столь проблемной, но жизненно важной отраслью.

По закону роста

Еще одна опасность, подстерегающая украинских потребителей, кроется в новом законе «О естественных природных монополиях», убеждены наблюдатели. Авторы закона уверены: он поможет прив-лечь наконец свободные средства в отрасль. Это, несомненно, положительный момент. Закон предусматривает переход на новую систему регулирования монопольных рынков. В частности, будет введен иной принцип составления тарифов. Природные монополисты получат право формировать цены на свои услуги с учетом прибыли на инвестированный капитал. Иными словами, инвестор модернизирует предприятие, закладывая при этом стоимость расходов на эту модернизацию в тариф. Таким образом, он имеет шанс - спустя вполне обозримое время - получить обратно свои вложения, а затем работать в плюс. В противном случае ни одному инвестору не интересно вбрасывать колоссальные суммы в бездонную яму отечественного ЖКХ.

Наблюдатели, впрочем, настроены скептически. По их мнению, после того как заработает закон, в сухом остатке будут только астрономические тарифы в квитанциях для населения.

- Придут ли посторонние инвесторы в отрасль - большой вопрос, - рассуждает Сергей НИКОЛАЕНКО, эксперт рынка

Кстати
По данным НКРЭ, тарифы для населения на оплату водоснабжения покрывают себестоимость услуг в среднем на 70%, на отопление - на 75%.

ЖКХ. - Они прекрасно понимают всю зыбкость нашего законодательства и боятся рисковать. А вот повод поднять тарифы у монополистов появляется отменный. Поди докажи, что и за какие деньги они модернизировали и почему именно такую сумму считают нужным «выкачать» у потребителя за услуги.

Подобный закон имел бы свой резон при двух условиях, уверен наблюдатель: при четком законодательстве, защищающем права инвестора, и - при новых правилах оказания коммунальных услуг потребителю, которые обязаны быть на порядок выше и качественнее. Тогда люди по крайней мере понимали бы, за что платят.

Как быть?

Очередной рост тарифов, как это ни печально, отрасль не спасет, уверен народный депутат Спиридон КИЛИНКАРОВ

Прогноз
По оценке Ильдара Газизуллина (МЦПИ), первую волну поднятия тарифов на ЖКХ можно ожидать уже в декабре-январе. Прогнозируемый рост: 15-20%

(КПУ):

- Власти обосновывают это экономической целесообразностью, но нельзя обосновать бесхозяйственность и разгильдяйство. Деньги - какие бы они ни выделялись - рискуют быть разворованными, не дойти до отрасли. Чтобы увидеть результат, следует выделить сразу всю необходимую сумму - и заняться тотальным обновлением ЖКХ. Параллельно следует ввести строжайшую финансовую дисциплину и ответственность за использование средств. Еще один момент: все естественные монополии, а также стратегически важные объекты (среди которых немало находится в системе ЖКХ) обязаны быть национализированы, возвращены народу, а не находиться под контролем частников, главная цель которых - личное обогащение.

 

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых