aif.ru counter
22.01.2013 16:46
1131

Что скрывают киевские дома с химерами

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. Аргументы и факты в Украине 17/01/2013 Сюжет Киев
Один из оплотов православия окружили мифические персонажи

Киев, 22 января - АиФ Украина. История любого государства требует особой точности и формируется строго по научным канонам. По тем же принципам пишется и история каждого населенного пункта. Но, помимо сухого перечня дат и перепроверенного списка фактов, в каждом городе, поселке или селе можно найти далеко ненаучные, но очень интересные легенды и мифы.

Они - часть местного фольклора, альтернативная хроника населенного пункта. «АиФ» начинает серию публикаций о городских легендах Украины, и первый рассказ мы посвятили «мистическому треугольнику» Киева.

Новорожденный миф

Загадочный треугольник образуют три известных дома, которые расположены в центре столицы. В период с 1901 г. по 1908 г. их создали прекрасные архитекторы: Владислав Городецкий (Дом с химерами по адресу ул. Банковая, 10), Михаил Бобрусов (бывший доходный дом по ул. Большой Житомирской, 8а) и Владимир Бессмертный (Дом с котами на ул. Гоголевской, 23).

Якобы независимо друг от друга они украсили фасад каждого строения скульптурными изображениями горгулий. В принципе, три точки, которые не выстроены в одну линию, всегда можно объединить в треугольник. Но эти здания образуют на карте равнобедренный треугольник, что уже необычно. Только это - лишь часть истории.

Внутри фигуры находится Софийский собор - одна из древнейших православных святынь. И именно проклятием трех химер легенда объясняет удар по православию, который нанесли Октябрьская революция 1917 г., последовавшая за ней Гражданская война и строительство коммунизма. Древний храм несколько раз грабили, а в 1930 г. в нем перестали проводить богослужения. Доныне София Киевская - музей, а не действующий собор.

Байка звучит довольно жутко, эффектно и правдоподобно. Но ее особенность в том, что родилась она не так давно. На пропорциональную геометрическую фигуру и ее «ядро» первым обратил внимание наш современник - писатель Олесь ИЛЬЧЕНКО, автор биографического романа о Владиславе Городецком «Город с химерами», который вышел в 2010 г.

- Это - исключительно моя находка, - говорит О. Ильченко. - Треугольник я «обнаружил» во время работы над книгой. Почему никто не заметил его до меня, не знаю. Наверное, не слишком внимательно вглядывались в Киев.

Но литературная находка уже зажила своей жизнью, и находится немало людей, которые ее воспринимают как факт. Блоги любителей истории Киева быстро подхватили идею, да и сами горожане пересказывают ее гостям столицы.

- Один священник из Ивано-Франковска очень серьезно отнесся к этому факту и даже подарил Софии Киевской икону-оберег от злых сил, которые могут существовать в этом треугольнике, - делится О. Ильченко.

Сложноедоказательство

Прогулка по трем адресам занимает в среднем полтора часа. Пролегает она, разумеется, не напрямик по сторонам треугольника, и поэтому строгую геометрию трудно заметить. Да и на фасадах зданий жуткие горгульи видны не сразу. Дом с химерами настолько богато залеплен разнообразной живностью, что свешивающуюся с угла нечисть следует искать очень прицельно.

В постройке на Житомирской свирепое существо расположено в основании последнего этажа, и не всякий догадается задрать голову. Дом с котами и вовсе спрятал барельеф в самую верхнюю точку здания, а все этажи щедро заселены котами (отсюда и название) и совами. Так что «мистический треугольник» в ходе обычной прогулки, пусть даже и самого рьяного историка, обнаружить трудно.

Справедливости ради следует отметить, город, который Николай Гумилев назвал «логовом змиевым», полон архитектурной нечисти. И большинство драконов, химер, бесов и других мифологических метисов «поселились» в столице в конце XIX - начале XX вв.

- Если говорить о специфике именно этого периода, то в конце XIX в. в Киеве начался бум строительства - «Киевский ренессанс», превративший простой губернский город в европейский полис, - объясняет киевовед, автор книг об истории столицы Виталий БАКАНОВ. - У горожан появились большие деньги, которые они инвестировали в доходные дома. К доходным относилось и большинство зданий, которые были украшены интересными скульптурами. И тогда хозяин не только оплачивал постройку, но и лично работал с архитектором. Соответственно, никого не пугало соседство со странными персонажами. Отчасти потому, что тогда в Киеве, как и везде, была мода на спиритические сеансы. Но не стоит забывать и о том, что город всегда был окружен мистикой. Сразу после крещения Руси языческие волхвы, собравшись на Олеговой горе (Щекавице), прокляли христианскую Русь на тысячу лет. Да и потом в Киеве постоянно проводились шабаши ведьм, которые приезжали сюда из всей Российской империи.

Спасение в мистике

Увлечение потусторонним, которое присуще периоду декаданса, повлияло на эстетические запросы хозяев домов. Но В. Баканов считает, что еще больше их впечатляла архитектура европейских городов.

- В 1900-1914 гг. был настояний «золотой век» в архитектуре Киева, - соглашается О. Ильченко. - Говоря шире, где-то за 25 лет до начала Первой мировой войны в Киев, как и во многие города Европы, пришла «бель эпок» - «прекрасная эпоха». Наша столица выглядела роскошно, а в первую очередь - ее центральная часть, где стояли непревзойденные дома, инженерные сооружения. Упадок города начался во время Первой мировой войны. Потом коммунистическая власть последовательно уничтожила прекрасный город. То есть с 1918 г. и до сейчас Киев переживает структурный и архитектурный регресс. Я называю этот период (с 1918 г. по 2018 г., если забегать немного вперед) - «черным веком» для лица Киева, его коренных жителей.

В наше время возводить архитектурные шедевры никто не спешит, но современники охотно ищут мистику в старинных зданиях. 100 лет назад, когда в Киеве появились каменные химеры, люди хотели украсить свою жизнь, дом и город по европейскому образу и подобию. Ну, и сейчас, стремясь к мистике, мы стараемся объяснить проблемы людей, города и страны.

А КАК У НИХ

Лондонский иероглиф

Легендой, в основе которой замешаны архитектура, религия, мистические знаки и топография, может похвастаться еще одна столица - Лондон. Миф возник вокруг шести церквей, которые полностью или частично были выстроены по проекту знаменитого зодчего XVIII в. Николаса Хоксмура.

Архитектор является признанным гением барокко, но здания он создавал на основе средневековых традиций. Эта тяга к готике подстегнула умы современных творцов, и они окружили фигуру Хоксмура ореолом таинственности. Более того, соединив на карте Лондона несколькими линиями шесть культовых сооружений, мистики увидели древнеегипетский иероглиф - соколиный глаз Гора. Но подогнать под красивую картинку негатив все же трудно, поскольку значение иероглифа - «защищающий глаз».

Мистическую идею шести церквей в своей книге «Хоксмур» культивировал писатель Питер Акройд. Главный злодей в его историческом детективе списан с зодчего, но носит другую фамилию - Дайер. По сюжету он приносит человеческую жертву перед постройкой каждой церкви.

 

 

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых