aif.ru counter
51

Украина на пороге формирования рынка земли

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. Аргументы и факты в Украине 10/10/2012

Киев, 19 октября - АиФ Украина. Это решение вызвало заметный резонанс в экспертной среде. «АиФ» анализирует плюсы и минусы появления рынка земли в Украине.

Главное - в деталях

Сторонники продления моратория подчеркивают, что это решение нельзя рассматривать без документов, принятых парламентом в тот же день, 2 октября. Дескать, из-за них украинская земля быстро сменит собственника и станет украинской только номинально.

Речь идет о двух других «земельных» законах, точнее, изменениях в уже действующие нормы. Согласно правкам в Земельный кодекс, теперь землю несельскохозяйственного назначения в Украине могут покупать иностранные предприятия и СП с иностранными инвестициями.

При этом, согласно параллельно принятому документу, меняются процедуры отвода земельных участков и изменения их целевого назначения. Этот процесс значительно упрощается - из него исключаются местные власти, которые рассматривали проект и выдавали (или блокировали) разрешение на его реализацию.

По замыслу авторов, таким образом в стране формируется благоприятный инвестиционный климат и устраняется коррупционная составляющая. А оппоненты нововведений уверены, что такой подход открывает возможность толстосумам, отечественным и иностранным скупить все, что их заинтересует, меняя назначение земли по своему усмотрению.

По мнению президента Земельного союза Украины Андрея КОШИЛЯ, эти волнения преувеличены. Прежде всего, потому, что без продления моратория он все равно будет действовать.

- Верховной Раде достаточно ничего сейчас не делать, и мораторий будет длиться вечно, - рассуждает эксперт. - Пока не примется закон о рынке земли.

Он также уверен, что новые документы не принесли существенных изменений в порядок продажи земли иностранцам. Потому что основные земли, представляющие стратегическую ценность для Украины, - сельскохозяйственного назначения. Их порядка 27-28 млн га - чуть меньше половины территории страны. Они находятся под защитой моратория. Более того, действующий Земельный кодекс запрещает иностранцам их покупку.

- Новый закон этот запрет не отменяет, - подчеркивает Кошиль. - Он касается земель, имеющих другое назначение. Например, строительство заводов, зданий и всевозможных сооружений. Таких земель в Украине очень немного - всего чуть больше 4%. Раньше между иностранным инвестором и покупкой такого участка стояла длинная цепочка согласований. Теперь она должна была уйти.

Неопределенное «должна была» эксперт использует потому, что в принятом документе есть противоречащие друг другу статьи. В одной из них СП не надо проходить согласования, а по другой - надо. Кошиль предполагает, что закон в таком виде будет ветирован и направлен в парламент на доработку, потому что работать он не может.

Если этот прогноз оправдается, повод для беспокойства о судьбе украинской земли временно откладывается. Но это не снимает вопроса о подходах к ее продаже в будущем.

Справка

Проект закона о рынке земли прошел первое чтение, переработан профильным комитетом с учетом предложенных поправок - их было больше тысячи - и подготовлен ко второму чтению.

Раздать или оставить?

В этом контексте есть две принципиально разные позиции.

Первая - создать возможность для продажи земли в частные руки с соответствующими ограничениями. Среди них нормы, предусмотренные в проекте закона о рынке земли - запрет на продажу сельскохозяйственной земли иностранцам, запрет на изменение ее назначения и блокирование перепродажи в течение 10 лет. В Госкомземе - профильном государственном органе - уверены, что эти нормы сделают неинтересной покупку земли для тех, кто не собирается заниматься агропроизводством. Другими словами, там верят, что этих норм достаточно, чтобы предупредить массовую скупку паев у крестьян за бесценок и перепродажу заинтересованным иностранцам.

Вторую позицию отстаивают представители КПУ и владельцы небольших фермерских хозяйств. Они уверены, что для обеспечения продовольственной безопасности Украины государство должно разработать систему по выкупу паев у населения, с тем, чтобы на базе такого государственного земельного фонда создавать коллективные сельхозпроизводства или передавать землю фермерам, доказавшим свою состоятельность в этом вопросе.

Имеется в виду, что человек, желающий вести фермерское хозяйство, должен получить соответствующее образование и сдать экзамен. Без этой процедуры, даже имея землю в собственности, заниматься сельхозпроизводством нельзя.

Для примера приводится Франция. Что любопытно, там нет ограничений на покупку земли - каждый платежеспособный покупатель, независимо от гражданства, может приобрести посильный участок. Но заниматься фермерством может только специалист с сертифицированными во Франции документами.

Примерно той же политики придерживаются и США, где государство собрало в государственный федеральный фонд около половины сельскохозяйственных угодий и напрямую контролирует их использование.

Ключевые опасения сторонников этой позиции объясняются тем, что в Украине просто нет фермеров, способных скупить паи для земледелия. В то же время украинские черноземы привлекают иностранных инвесторов, не заинтересованных в перспективах нашего государства, - их занимает только собственный доход. Параллельно есть украинские предприниматели, привыкшие зарабатывать на перепродажах земли и понимающие, что такая практика принесет им прибыль в тысячи процентов. По мнению скептиков, сведенные вместе, эти факторы и приведут к тому, что украинская земля перейдет в иностранную собственность, а крестьяне от этого никакой выгоды для себя не получат.

Языком цифр

16 млн украинцев имеют земельные паи, но 80% населения, проживающего в сельской местности, по сути - безработные.

Точка отсчета

Пока каждая из позиций - не более чем версия развития событий. Официально рынка земли в Украине сегодня нет. Для его появления формально стране не хватает того самого закона о рынке земли, уже упомянутого выше. Этого требует действующий Земельный кодекс.

На самом деле, объективно оценивая ситуацию, эксперты утверждают, что нам не хватает четко сформулированных и закрепленных в законодательстве ограничений на оборот земель сельскохозяйственного назначения.

Имеются в виду ограничения по площади купли-продажи, ограничения списка тех, кто может покупать землю, и ограничение максимальной площади аренды.

Таким образом, мы опять возвращаемся к подходам, о которых сегодня спорят сторонники частной собственности и государственного контроля.

От того, какая позиция победит в парламенте, и зависит вопрос о том, кому будет принадлежать украинская земля.

Мнения

Сергей ГОРДИЕНКО, нардеп от КПУ, секретарь парламентского комитета по вопросам государственного строительства и местного самоуправления:

- Сегодня проект закона о рынке земли положен в нижний ящик «на дозревание» перед вторым чтением, потому что перед выборами выносить его на свет божий равносильно самоубийству. Да, там есть красивые предложения, учитывающие интересы фермеров и других участников АПК. Но нет никакой гарантии, что они сохранятся после рассмотрения проекта парламентом.

Главная опасность сегодняшнего дня - что небольшие, малозаметные поправки действующего законодательства дают механизмы для продажи земли в рамках населенных пунктов. Потому что завтра пройдут выборы, ограничения на продажу земель сельскохозяйственного назначения снимутся, и начнется продажа земли без правил.

Компартия настаивает, что вопрос о том, торговать землей или нет, необходимо задавать на референдуме. Потому что в Конституции сказано: земля и ее недра - собственность народа. Граждане имеют право высказать свое мнение на этот счет.

Николай СТРИЖАК, вице-президент Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины:

- Прежде чем принимать закон о продаже земли, необходимо определить, что мы хотим получить в результате земельной реформы. Сегодня все идет к созданию большой латифундии (древнеримские экспортно-ориентированные фермы, основанные на рабском труде. - Ред.). Существующий вариант закона о купле-продаже земли ведет именно к этому. Наши земли перейдут в собственность иностранных владельцев, которых будет интересовать только прибыль. Они обеспечат нашими продуктами весь мир, не оставив ничего украинцам. Которые будут обрабатывать некогда свою землю за копейки. Примеров таких «цивилизованных» отношений достаточно - вспомните Аргентину и Бразилию, где народ живет в нищете, а их мясо и фрукты продают по всему миру.

 

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых