aif.ru counter
221

Законы и беспорядок: топ-5 скандальных законопроектов, направленных в Раду

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. Аргументы и Факты в Украине 30/01/2020
Законы и беспорядок: топ-5 скандальных законопроектов, направленных в Раду
Законы и беспорядок: топ-5 скандальных законопроектов, направленных в Раду © / Официальный сайт Верховной Рады

4 февраля Верховная Рада IX созыва возвращается в сессионный зал после каникул. На второй сессии, до 17июля, нардепам предстоит разобраться со спорными и сложными законопроектами, которые они не смогли или не успели принять даже после «турборежима» монопартийного большинства.

Еще ближе к земле

В ближайшее время нардепы будут разбираться с законопроектом №2178-10, который прошел первое чтение 13 ноября 2019 г. С того момента к нему подали больше 4 тыс. поправок. Хотя учли минимальное количество, они все равно существенно изменили суть.

Сначала максимальную площадь сельхозземли, сконцентрированную в одних руках, планировали ограничить 35% площади громады, 8% - области и 0,5% - страны. Ко второму чтению концентрацию для физических и юридических лиц ограничили 10 тыс. га. Но требование не распространяется на банки и связанных лиц (тех, кто имеет с юр- или физлицом родственные, договорные, имущественные, управленческие, административные отношения. – Ред.).

В стартовом варианте, нерезидентов-арендаторов были готовы пустить на рынок сразу после его открытия, с 1 октября 2020 г. Остальных - с 1 января 2024 г. Ко второму чтению учли пожелание президента Владимира Зеленского: нерезидентов пустят на рынок, только если украинцы выразят свое согласие на всеукраинском референдуме. Кстати, закон о референдуме отсутствует, президент, хоть и обещал подать его одним из первых, этого не сделал.

В законопроекте прописана и возможность банков кредитовать под залог земли.

До 1 января 2030 г. собственники паев будут продавать свою землю по цене не ниже нормативной денежной оценки, чтобы обезопасить от продажи за бесценок.

Первоочередное право купить государственную и коммунальную землю будет у граждан с правом постоянного использования, пожизненного наследования, арендаторов. И его можно будет передать другому лицу.

Игровые автоматы возвращаются

ВР сначала провалила законопроект о легализации игорного бизнеса, но потом все же приняла его в первом чтении. В законопроекте №2285-д речь идет о правилах работы казино, букмекеров, игровых автоматов, лотерей, азартных игр в интернете.

К каждому роду деятельности предъявляют требования – о месте размещения, площади. Экономический эффект от легализации озвучивали разный, но небольшой: от 2 до 16 млрд дополнительных поступлений в бюджет - за счет налоговых поступлений (18% с оборота бизнеса) и платы за пятилетние лицензии (а для казино, залов игровых автоматов и букмекеров - ежегодная плата за столы, автоматы и конторы).

Самые драконовские ставки – для казино. Их можно будет открывать только в пятизвездочных отелях, и цена лицензии составит от 141,6 до 566,7 млн грн, в зависимости от номерного фонда. Цена лицензии на организацию букмекерской деятельности – 566,7 млн грн. На азартные игры и покер в интернете – 11,8 млн грн, хотя контролировать эту сферу практически невозможно. Зато для залов игровых автоматов «входной билет» относительно недорогой: 3,6 млн грн цена пятилетней лицензии на организацию, плюс по 28,3 тыс. грн ежегодно за каждый автомат.

То есть, законопроект делает ставку на покрытие страны сетью заведений бюджетных игровых автоматов для невзыскательных игроков.

Труд по-новому

Новый Закон «О труде», который в ВР подал Кабмин, отменит КЗоТ, советские профильные законодательные акты, а также законы об отпусках, оплате труда.

Он отменит трудовые книжки, трудовые контракты и введет семь видов договоров между работником и работодателем, только на основе которых и возможна трудовая деятельность:

  • бессрочный;
  • срочный, до пяти лет;
  • краткосрочный, до двух месяцев;
  • сезонный, до восьми месяцев;
  • с нефиксированным рабочим временем;
  • ученический;
  • с домашним работником.

Одна из самых дискуссионных норм – право работодателя досрочно разорвать трудовой договор без указания причин. Об этом он должен уведомить сотрудника письменно или по указанному в договоре электронному каналу связи.

Если срок работы на предприятии не больше полугода — работника должны будут предупредить не меньше чем за 15 дней. Если срок работы больше полугода — не меньше чем за 30 дней. Если срок работы больше пяти лет — не меньше чем за 60 дней. Если срок работы больше десяти лет — не меньше чем за 90 дней.

Страшная дезинформация

Законопроект об информационной безопасности или о дезинформации разработали в Министерстве культуры, молодежи и спорта. В Раду его еще не подали, но собираются сделать это в марте. Но его нормы уже вызвали скандал.

В документе прописано, что журналистом может считаться человек, который собирает, получает, создает, редактирует или распространяет массовую информацию – любую доступную. То есть журналист – это любой человек, который, например, написал пост в Facebook.

Но появится и каста профессиональных журналистов. Им разрешат собирать информацию в зонах ЧП. Они получат право на ежегодный отпуск длительностью 36 дней, досрочную пенсию в случае профессионального увечья, особую процедуру досудебного расследования и другие преимущества. Правда, есть «но»: профессиональные журналисты в обязательном порядке должны входить в единственный разрешенный орган журналистского самоуправления – Ассоциацию профессиональных журналистов.

Решения Ассоциации будут обязательными для ее членов. То есть, у государства будет возможность давить на представителей профессии, которые по определению должна быть независимой.

Также в Минкульте хотят ввести правительственного уполномоченного по информации, то есть цензора. Он будет вправе делать выводы о признаках дезинформации, обращаться за ответом или опровержением, подавать иски в суд о признании информации дезинформацией. Также он сможет обращаться в суд для того, чтобы ограничить доступ к уже опубликованной информации (в том числе и в соцсетях).

Монополия на зарплаты

Под занавес предыдущей парламентской сессии Кабмин подал в ВР два законопроекта: №2720 и №2721.

Первый отменяет обязательное условие о том, что «минималка» не может быть меньше прожиточного минимума для трудоспособных лиц. В законодательство хотят дописать, что при расчете «минималки», среди прочего, учитывают финансовые возможности бюджета.

Законопроект№2720 отменяет привязку минимального должностного оклада (тарифной ставки) к прожитминимуму. Оклад правительство хочет прописывать самостоятельно, ежегодно в законе о бюджете. Там же, исходя из своих расчетов и бюджетных возможностей, Кабмин хочет прописывать:

  • расчетную единицу. От нее будет зависеть размер штрафов. Их хотят исчислять не в необлагаемых налогом минимумах (17 грн для административных правонарушений), а в штрафных ставках – 2% от расчетной единицы. То есть, каждый год правительство сможет увеличивать размеры штрафных санкций по своему усмотрению хоть в разы;
  • некоторые административные сборы. Например, за регистрацию места жительства и снятие с регистрации (сейчас ставка фиксированная), за оформление паспорта, регистрацию физлиц-предпринимателей. А также плату за лицензии, в частности, на производство и торговлю спиртом;
  • минимальный размер должностного оклада для военнослужащих, бюджетников, работников госорганов, органов прокуратуры и судей. Это уже предусмотрено законопроектом №2721. Оклад будут пересматривать, исходя из «имеющихся финансовых ресурсов государственного и местных бюджетов».

Если проще, то чем хуже будет ситуация с бюджетом, тем ниже будут оклады, зато выше штрафы и стоимость государственных услуг

Взгляд Якубина

Как себя показал новый созыв Верховной Рады?

Эффектно, но эффективно ли работал парламент на первой сессии? Насколько эффективно, увидим, когда законы начнут работать. Мы видели эффектный турборежим, один день за несколько дней. На первых порах депутаты были в эйфории, им нравилось монобольшинство. Но многие законы были сырыми. На следующих сессиях парламент, возможно, будет к ним возвращаться.

Для меня показалось странным, что, несмотря на турборежим, не были приняты обещанный в программе Владимира Зеленского закон о народовластии (о референдуме) и закон об оппозиции, который оказался невыгодным власти. Стратегия ошибочная. Нужно было согласовать каркас, расставить точки над «i».

Зато мне кажется, что часть депутатов начала читать законопроекты к концу первой сессии. Поэтому турборежим и остановился. Они поняли, что несут политическую ответственность перед избирателями.

За эту сессию турборежим себя исчерпал. Люди хотели быстрых решений, но, когда они начали появляться, особенно некоторые экономические инициативы, пришли к выводу, что лучше не так быстро.

Нарушений регламента могло быть еще больше, чем было. Из Кабмина и Офиса президента были сигналы, что регламент не важен. Но это - мина замедленного действия под законопроекты. Может быть так, что Конституционный суд просто в связи с нарушением регламента будет отменять законы.

Если сравнивать этот созыв с предыдущим, то нынешний выглядит менее милитаристски настроенным, более расслабленным. Этот созыв, так же, как и прошлый, был существенно обновлен. Но обновление не равно эффективности. Нынешнему и прошлому созыву не хватало желания вступать в диалог по тем или иным законопроектам с заинтересованными группами. В турборежиме этого не было, и это сказывалось, в том числе, и на рейтинге власти.

Алексей Якубин, кандидат политических наук

Анна Коваленко

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых