363

Все это рок-н-рол: Почему Войцех Балчун больше не глава «Укрзализниці»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32-33. Аргументы и Факты в Украине 16/08/2017

«Добровольная отставка» иностранного специалиста с должности  главы «Укрзализниці» вызывает много вопросов. Чего больше было  в его работе - позитива или негатива? И действительно ли Войцех Балчун самостоятельно решил освободить свой пост или его таки «ушли» - разбирался «АиФ».

УХОД ИЛИ ПОБЕГ?

Глава ПАО «Укрзалізниця» Войцех Балчун  подал в отставку 9 августа. Об этом сообщил премьер-министр Украины Владимир Гройсман на заседании Кабмина.

«Хочу выразить благодарность Войцеху Балчуну за проведенную работу. Он по личным обстоятельствам вынужден оставить должность руководителя «Укрзализниці», - заявил премьер.

При этом, новым временно исполняющим обязанности главы госмонополиста, формирующей около 5% ВВП Украины, стал первый замминистра инфраструктуры Евгений Кравцов. А Кабмин  уже объявил конкурс на замещение должности главы госкомпании. По словам В. Гроймана, польский легионер может остаться на должности советника главы «УЗ», занимаясь международной координацией.

Однако, судя по заявлению министра инфраструктуры Владимира Омеляна, В. Балчун вряд ли сможет спокойно  трудиться в структуре компании, которую он ранее возглавлял. Мол, пусть сперва отчитается о работе, а затем объяснит правоохранительным органам, почему допустил коррупцию в «УЗ».

ЧЕЛОБИТНАЯ ГПУ

Интересно, что польського рокера на его ответственной должности давно «недолюбливал» не только профильный министр Владимир Омелян, но и с совсем недавних пор невзлюбил и Генпрокурор Украины Юрий Луценко. Буквально 2 августа он направил в Кабмин письмо, в котором говорил о ненадлежащем качестве работы главы «УЗ» и просил не продлевать с ним контракт. Основания, по словам пресс-секретаря генпрокурора Ларисы Сарган, - Балчун прогуливал работу, что негативно сказалось на работе компании.

«Председатель правления (Балчун. – Ред.) длительный период на рабочем месте не находился (87 дней из 145 рабочих в 2016 г. и 45 из 103 в 2017 г.). Следствием установлено, что от выполнения своих непосредственных обязанностей В. Балчун фактически самоустранился, что негативно сказалось на деятельности компании», - написала Л. Сарган.

К тому же Ю. Луценко уведомил В. Гройсмана, что ГПУ расследует хищение 150 млн грн  госсредств на железной дороге, якобы совершенное в 2015-2017 гг. В то же время взгляд самого Балчуна на проблему коррупции в «УЗ» со временем менялся. Ратуя вначале деятельности за очищение компании от коррупционеров, в одном из недавних интервью он подчеркнул: его команда должна сосредоточиться на руководстве компанией. А преодоление коррупции – дело компетентных органов.

При этом, по мнению нардепа Владимира ЛИТВИНА, не будь «челобитной» ГПУ к Кабмину, Войцех Балчун усидел бы в кресле главы «УЗ».

«Очевидно, если бы не было обращения генерального прокурора, этого кадрового решения не было бы, поскольку в правительстве с непонятным упорством защищали Балчуна», - отмечает нардеп. Наряду с этим В. Литвин напоминает: чтобы вывести польского управленца из-под удара, «Укрзалізницю» даже забрали из подчинения профильного министерства.

В то же время нардеп Виктор ЧУМАК считает: нельзя «вешать всех собак» на Балчуна за коррупцию в руководстве компании.

«Невозможно построить коммунизм на отдельно взятом предприятии. Правительство и вся система пропитана коррупционными связями, которые тянутся в самые высокие кабинеты. Что здесь мог сделать Балчун?», - задает риторический вопрос В. Чумак.

«Я ХОРОШИЙ»

Тем временем, сам Войцех Балчун виновным в проблемах «Укрзализниці» себя не считает. Даже наоборот – всячески расхваливает свои достижения. Так, в своем Facebook он отчитался, что за 6 месяцев 2017 г. чистая прибыль компании оказалась на 3,9 млрд грн выше, чем за аналогичный период 2016 г.

«Удалось достичь заметных успехов в улучшении нашей кредитной политики. За период с июня 2016 г. по июль 2017 г. погашено финансовых обязательств в на сумму 8,7 млрд грн. При этом кредитный портфель уменьшился на 15%, или 6,6 млрд грн, и на 01.08.2017 составил 37,3 млрд грн.

По словам В. Балчуна, в 2016 г. «УЗ» было уплачено 15,2 млрд грн налогов и обязательных платежей в бюджет и государственные целевые фонды. А за 6 месяцев 2017-го - более 8 млрд грн, что на 1,1 млрд грн больше, чем за 6 месяцев 2016 г.

«Мы обеспечили значительный рост грузооборота. При этом были привлечены дополнительные объемы транзитных перевозок», - подчеркивает польский управленец. При этом, В. Балчун записывает в позитив и открытие новых украинских и международных железнодорожных маршрутов.

Спорить с цифрами и фактами сложно. Но есть и другие факты - кардинальных изменений в работе «УЗ» рядовые пассажиры пока не видят. Налицо лишь растущие тарифы, изношенный поездной состав и чай в подстаканниках.

«32 градуса. Купейный фирменный вагон. Кондиционер не работает. Ад», - возмутилась в своем Facebook пассажир поезда «Киев-Черновцы» Александра Потапова 2 августа – в тот же день, когда генпрокурор просил премьера уволить Балчуна.

МЕЖДУ ЖЕРНОВАМИ

Между тем, руководитель Центра «Третий сектор» Андрей ЗОЛОТАРЕВ полагает: отставка В. Балчуна может быть способом «усекновения» растущих политических амбиций премьера Владимира Гройсмана.

«Системный курс, направленный на выход премьера на самостоятельную политическую орбиту, стал достаточно заметен, особенно в последние месяцы. Возникла ситуация, когда у премьера есть амбиции, а у президента подозрения. Технично убирая фигурку Балчуна с доски, ею заодно бьют и по Гройсману и его амбициям», - говорит А. Золотарев.

По словам политолога, история с Балчуном наглядно это демонстрирует. Под «дымовой завесой» заявлений, что Балчун - коррупционер и преступник.

«Предъявить ему по сути нечего. Что предъявили? В поезде Киев -Херсон не работал кондиционер? Заодно «придумали» братьев Дубневичей (Ярослав Дубиневич – нардеп от БПП, председатель Комитета ВР по вопросам транспорта. – Ред.) Но ведь братья Дубневичи поставляли свою продукцию на УЗ много лет, еще со времен Кирпы (экс-министра транспорта Георгия Кирпы. – Ред.), -  подчеркивает А. Золотарев. - Для понимания объемов: ежегодно «УЗ» закупает товары на cумму около 80 млрд грн. Объемы контрактов с фирмами Дубневичей - меньше 0,1% от общей суммы закупок».

Так, главу госмонополиста в коррупции лично обвинял министр инфраструктуры Вадимир Омелян. И назвал отставку оппонента «прекрасным известием», пообещав выпить за это бокал шампанского. Однако А. Золотарев считает, что самому В. Омеляну нужно не радоваться, а опасаться теперь уже за свое кресло. И называет произошедшее  не более, чем пирровой победой министра инфраструктуры.

«Отставка Омеляна - это вопрос времени, причем не столь уж отдаленного. Слишком многих, откровенно говоря, напрягает этот «птенец гнезда Яценюкова». Тем более, что и опереться Омеляну не на кого: с премьером затяжной конфликт, с президентом так и не сложились, да и отношения с «Народным фронтом» у него не очень», - объясняет свою точку зрения политолог.

В то же время отставка Балчуна могла стать следствием неких договоренностей внутри коалиции. «НФ» может попытаться продвинуть на эту позицию своего человека – не зря ведь глава фракции «НФ» в парламенте Максим Бурбак, проработавший  более года министром инфраструктуры, уже намекнул: следующим руководителем компании он видит представителя «УЗ». Где, по его словам,  есть достойные кандидаты на эту должность.

Ирина Ванда

МНЕНИЕ ЧИЖМАРЯ

ИСПОЛЬЗОВАН, ЧТОБЫ ИСЧЕЗНУТЬ

- Я отношусь к тем, кто считает, что иностранцев во власти быть не должно. А «Укрзалізниця» хоть и является коммерческая компания, но все-таки государственной формы собственности. Иностранцы могут быть консультантами, советниками, делиться опытом. А мы должны его изучать, но использовать при этом наши экономические и социальные особенности, тонкости нашей законодательной базы.

Поэтому я убежден, что Балчун на этой должности, извините, был «зиц-председателем Фунтом».  К сожалению, некоторые политические силы в последние годы очень часто использовали фактор иностранных менеджеров , чтобы человек пришел в Украину, реализовал определенные вопросы, отработал схемы. А далее он может, прикрываясь гражданством Польши или других стран, исчезнуть за границей. И никогда не быть досягаемым для украинских правоохранительных органов.

Юрий ЧИЖМАРЬ, нардеп

СПРАВКА

Поляк Войцех Балчун – бывший президент крупнейшего железнодорожного логистического оператора Польши PKP Cargo S.A и музыкант по совместительству, лидер рок-группы Chemia. За пять лет вывел PKP Cargo из безнадежного состояния. Начиная с 2012 г. занимался спасением авиаперевозчика LOT.
Именно поэтому конкурсная комиссия из 31 претендента на пост главы «Укрзализныци» в 2016 г. «выбрала именно его. По словам самого В. Балчуна, его зарплата немного «не дотягивала» до 1,5 млн долл. в год. В его планах на 2017 г. значилось поднятие зарплат «УЗ»: простым железнодорожникам на 25%, высшему руководству – на 144%. После отставки, как сообщила жена Балчуна Джоанна, он намерен вернуться к занятиям музыкой.

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых