aif.ru counter
06.11.2019 12:47
275

Валентин Бадрак: кто поможет Украине укрепить обороноспособность

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. Аргументы и Факты в Украине 06/11/2019
Валентин Бадрак: кто поможет Украине укрепить обороноспособность
Валентин Бадрак: кто поможет Украине укрепить обороноспособность © / АиФ в Украине

В зоне влияния

Валентин Владимирович, недавний приезд делегации НАТО в Украину - плановый, или это реакция на заявления представителей нашей власти о том, что мы не будем подавать новую заявку на ПДЧ?

Если говорить о НАТО, то Альянс заинтересован получить Украину в качестве «актива», полноценного члена евроатлантического сообщества. И, в принципе, стоит задача «заполучить» Украину – такую, которой можно было бы диктовать определенные условия. То есть, иметь возможность влияния на нас. Это, так сказать, общая концепция НАТО – учитывая, что Украина находится в «буферной зоне» между всегда столь малопредсказуемой РФ и самим НАТО.

То есть, мы действительно можем надеяться на членство в НАТО?

Не думаю, что в самом НАТО всерьез размышляют о том, чтобы Украина приобрела членство в Альянсе. Скорее, речь идет о том, чтобы наша страна была полноценным партнером – союзником за пределами НАТО.

Что касается Украины – наша страна всегда была известна своими «шараханиями» в отношени вектора развития.

Пресловутой «многовекторностью»?

Да, мы помним достаточно негативный внешнеполитический курс Кучмы, который пытался так балансировать: в 2002 г. был оглашен курс в НАТО, потом, после Тузлы и осознания неких внешнеполитических проблем, из военной доктрины исчез пункт о движении в НАТО. Затем Ющенко опять вернул эту идеологию евроатлантической интеграции, а Янукович - снова свернул. И в глазах Запада, конечно же, мы выглядим не очень предсказуемо. В этом и состоит главная проблема – во взаимном доверии и взаимных возможностях. К сожалению, в реальности мы можем констатировать: несмотря на «крепкую» поддержку НАТО, мы до сих пор не имеем на территории Украины никаких «НАТОвских» программ, проектов - за исключением, может быть, прорыва с Турцией, начавшегося с 2018 г. Но Турция сама сейчас находится в состоянии колебаний.

Движение по разным векторам нанесло определенный вред репутации Украины. Но Революция Достоинства в какой-то степени трансформировала сознание украинцев. Затем на него повлияла война на востоке - показавшая, что есть необходимость в сближении в НАТО не столько как с военно-политическим блоком, но как с прогнозируемой западной системой ценностей, которая позволяет человеку быть защищенным.

Основной союзник

Так как вы относитесь к отказу Украины подавать новую заявку на ПДЧ?

Я поддерживаю идею, что нам не нужно дважды-трижды подавать прошение или запрос на то, чтобы получить так называемую «программу членства в НАТО». Вместо этого стоит выйти на некое практическое взаимодействие. Скажу больше: недавно мы провели мероприятие, связанное с НАТО и, в большей степени, с США. Так как считаем, что единственное государство, говорящее не только о крепкой политической поддержке Украины, но и о реальной военной помощи, готовности к этому – именно США. Поэтому мы должны провести ревизию своей стратегии в отношении сближения с Соединенными Штатами. Получение статуса основного союзника США за пределами НАТО позволило бы Украине серьезно развиваться. Речь идет не столько о политической поддержке или даже государственной военной помощи: в Украину могут прийти инвесторы, компании – прежде всего, американские, но и НАТОвские. Зачем? Чтобы здесь были американские технологии, бизнес, интерес. Это станет самой большой защитой, самым мощным щитом от возможной агрессии против Украины.

Есть ли примеры подобного сотрудничества в мире?

Фактически, нечто похожее уже реализует Польша. Конечно, мы понимаем, что Польша с самого начала своей независимости получала баснословные инвестиции, она всегда была «активом» для Запада, и, особенно, для США. А сегодня Польша является «представителем» США в Европе и европейской части НАТО.

Но у Украины ситуация уникальная – тем, что мы имеем опыт войны, противостояния мощной военной машине, информационным, психологическим операциям. Все это позволяет нашей стране надеяться на рост интереса к нам со стороны США и НАТО. И, при определенных условиях, Украина может превратиться в некий «восточно-европейский Израиль», за счет правильного построения стратегии этого взаимодействия.

Но, казалось бы, мы и движемся в этом направлении - даже курс в НАТО записали в Конституцию…

К сожалению, пять лет президентства Порошенко не привели к серьезным результатам в этом направлении, сейчас мы опять начинаем все сначала. Проблема состоит в том, что и НАТО, и США опять начинают все с нами «с чистого листа». Многие наши надежды снова переходят в область тестирования, повторного изучения – из-за того, что Украина в очередной раз не продемонстрировала той последовательности, которую ожидал от нас Запад.  

Домашнее задание

Генсек НАТО Йенс Слолтенберг во время недавнего визита в Украину призвал реформировать СБУ, внедрить закон о нацбезопасности и предложил более тесное сотрудничество нашей армии с советниками НАТО. Это – именно те «точки контроля»? И чего еще может ожидать от нас НАТО?

В том числе, и того, о чем вы говорите. Закон о нацбезопасности четко прописывает, например, создание парламентского комитета по вопросам разведки (пока есть только подкомитет). А также - создание центрального органа исполнительной власти по реализации национальной оборонно-промышленной политики, ведь такого органа у нас до сих пор нет.

Закон об СБУ – это наиболее «чувствительный» момент, ведь он наиболее сложен для любой власти. СБУ всегда была некоей опорой каждого президента, и вопрос превращения ее из правоохранительного органа в реальную спецслужбу – непростой. Проект закона, представленный 22 октября главой СБУ Иваном Бакановым (я присутствовал на этом мероприятии, а потому могу говорить о нем аргументировано) – достаточно проработанный. Но  100%-ного превращения СБУ в спецслужбу пока не произошло, и, конечно, в НАТО об этом знают. И это является неким нюансом, который там не приветствуется – как не приветствовались и многие паллиативы, которые пытался проводить Порошенко, заявляя, что Украина движется в НАТО. Но это всегда было очень медленное действие: по полшага вместо целого по всем направлениям в секторе нацбезопасности и обороны.

Отмечу, что проектом закона о СБУ запланировано очень медленное сокращение службы, с нынешнего количества (41 тыс. чел.) до 15 тыс чел. (глава Службы безопасности Украины Иван Баканов заявляет, что в 2020 году планируется сокращение штата СБУ примерно на тысячу человек.- Ред.). Проблематичен и парламентский, общественно-демократический контроль службы. Все это было высказано на презентации проекта закона, и, вроде бы, воспринято руководством СБУ. Но то, в каком виде будет принят закон, покажет, насколько он «вычищен». Однако, в любом случае, это уже - три четверти шага вперед. 

Существуют ли другие сложности для сближения Украины с НАТО?

Нам нужно понимать, что есть НАТО, а есть ключевые игроки Альянса, - которые, порой, могут нам навязывать довольно неприятные вещи. Вот, к примеру, известно о недавнем разговоре президента Украины Владимира Зеленского с канцлером Германии Ангелой Меркель. В этом разговоре, согласно заявлению пресс-службы президента, Меркель поддержала разведение войск на линии разграничения. А многие эксперты считают, что многих ключевых европейских игроков НАТО мало заботят национальные интересы Украины, они устали и хотят «примирения» на любых условиях, пусть даже с большими компромиссами со стороны Украины. Это - настораживает. И очень хотелось бы, чтобы украинская власть, даже ведя государственный корабль на сближение с НАТО (что, безусловно, очень позитивно), все-таки отстаивала интересы Украины. По крайней мере, чтобы был некий торг, которого до сего времени никогда еще не было.

(Продолжение – в №46 «АиФ в Украине» за 2019 г.)

Ирина Ванда

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых