aif.ru counter
134

У Клименко подготовили рекомендации для дискриминированных предпринимателей

Александр Клименко
Александр Клименко © / oleksandr-klymenko.com
Киев, 24 марта - АиФ-Украина.

Одним росчерком пера Кабмин и Верховна Рада подвергли дискриминации более 100 тысяч предпринимателей Донбасса. К такому выводу пришли эксперты общественной инициативы Александра Клименко «Восстановление Донбасса» проанализировав нормы Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине» (№1797-VIII).

На горячую линию инициативы поступило несколько обращений от физических лиц - предпринимателей, местом регистрации которых являются временно неподконтрольные территории Донбасса и «серая зона». Они обратили внимание на то, что попали под двойное налогообложение и попросили консультацию.

Эксперты инициативы проанализировали данную ситуацию и пришли к выводу, что Законом «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине» Налоговый кодекс был дополнен нормами для налогоплательщиков из зоны проведения АТО, которые вступили в силу с 1 января 2017, и действительно поставили предпринимателей Донбасса в неоднозначное положение.

Речь идет о пункте 38.9. подраздела 10 «Другие переходные положения» раздела ХХ Налогового кодекса Украины (НКУ). «Во время начисления (выплаты) физическим лицам - предпринимателям, местонахождением или местожительством которых является временно оккупированная территория и/или территория населенных пунктов, расположенных на линии соприкосновения (независимо от системы налогообложения), дохода от осуществления ими предпринимательской деятельности субъект хозяйствования и/или самозанятое лицо, которые начисляют (выплачивают) такой доход, обязаны удержать налог на доходы у источника выплаты. При этом на таких лиц не распространяется действие пункта 177.8 статьи 177 данного Кодекса».

Таким образом, с 2017 года налоговые агенты, проводящие начисления (выплаты) таким предпринимателям, обязаны удерживать с них налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и одновременно военный сбор (ВС). То есть для этих предпринимателей, независимо от системы налогообложения (общая или единый налог) действует такой же порядок налогообложения как и для обычных физических лиц: НДФЛ - 18% и ВС - 1,5% от суммы дохода. Получается двойное налогообложение. Предприниматель сам платит налоги, плюс налоги удерживает и налоговый агент.

В то же время законодатели не учли, что ст. 177 НКУ «Налогообложение доходов, полученных физическим лицом - предпринимателем от осуществления хозяйственной деятельности, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения» устанавливает правила налогообложения доходов, полученных ФЛП от проведения хозяйственной деятельности, кроме лиц, которые избрали упрощенную систему налогообложения. В частности, п. 177.9 ст. 179 НКУ обязывает ФЛП, которые выбрали упрощенную систему налогообложения, облагать свои доходы в соответствии с нормами раздела XIV НКУ. Таким образом, существует противоречие между нормами НКУ.

Формально нововведение не должно распространятся на ФЛП, которые на 1 января 2017 года избрали упрощенную систему и внесены в Реестр плательщиков единого налога. В тоже время на практике при отсутствии разъяснений соответствующих органов (Комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики, Минфина, ДФС) налоговые агенты, напуганные новой нормой, удерживают НДФС и ВС с доходов ФЛП, независимо от системы налогообложения.

Таким образом, можно сделать два вывода. Первый, фактически с помощью налогового давления парализована предпринимательская деятельность физических лиц, местонахождением (местом проживания) которых является «временно оккупированная территория и/или территория населенных пунктов, которые расположены на линии соприкосновения». И второй, с 1 января 2017 года по сути правительство решило пополнить бюджет как раз за счет этих предпринимателей.

Единственное решение, которое предлагает ГФС - это перерегистрация на подконтрольные территории, и соответственно, постановка на учет в контролирующем органе по новому местонахождению. К сожалению, такая рекомендация неприемлема для ФЛП-переселенцев, которые не имеют постоянного жилья и вынуждены пользоваться наемным или другим жильем, переезжать из одного населенного пункта в другой. Но еще хуже ситуация у ФЛП с линии соприкосновения. На статус переселенца они претендовать не могут, регистрироваться по-новому им негде, а по-сути и незачем.

Общественная инициатива направила соответствующие запросы в ВРУ, Минфин и ДФС. По факту получения ответов мы их опубликуем. А пока, экспертами инициативы разработаны рекомендации для предпринимателей, попавших под двойное налогообложение от государства. Ознакомится с ними вы можете по ссылке.

Отметим, что вчера ВРУ приняла Законопроект «Про внесение изменений в Налоговый кодекс Украина об уточнении некоторых положений и устранении противоречий, которые возникли при принятии Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине», убрав из числа дискриминированных предпринимателей тех, кто зарегистрирован в населенных пунктах на линии соприкосновения. К сожалению, на сегодняшний момент, на сайте ВРУ отсутствует его окончательная редакция​

Как ранее сообщил АиФ.ua, ВР просит США предоставить Украине статус основного союзника вне НАТО.

 

 

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых