3837

Сергей Бабак: Государственная машина: ни поехать, ни починить

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. Аргументы и Факты в Украине 23/09/2015
Сергей Бабак
Сергей Бабак © / АиФ Украина

Почему тормозятся реформы в сфере образования и науки, кто и зачем мешает работе Национального агентства по обеспечению качества высшего образования (НАЗЯВО), а также куда в прямом смысле слова катится отечественный автоспорт «АиФ» поговорил с ученым, преподавателем, а с недавних пор членом НАЗЯВО и автогонщиком Сергеем Бабаком.

В Минобразования все странно

– Сергей, давайте начнем с науки и образования. Чем вы сейчас занимаетесь?

– Работаю в Научно–техническом центре новейших технологий НАН Украины. Несколько лет его возглавлял, но ушел в связи с избранием в Национальное агентство по обеспечению качества высшего образования. Сейчас заведую лабораторией мониторинга окружающей среды беспилотными летательными аппаратами. Пишу докторскую диссертацию на эту же тему, надеюсь закончить до конца года. Много лет проработал проректором Университета новейших технологий.

Проблемы образования мне очень близки – хочется, чтобы у нашей страны и наших детей было хорошее будущее, а оно начинается с качественного образования. Для этого я пошел и в Нацагенство, задача которого – развить конкурентоспособную, честную, бескоррупционную среду в сфере высшего образования, и, главное, повысить его качество.

– Это агентство – самое новое, наверное…

– Да, оно должно было начать работать с 1 сентября. Но пока Министерство образования, которое уполномочено Кабмином провести регистрацию, делает все, чтобы Агентство работать не начало. Дело в том, что Нацагентство должно обеспечить независимую систему оценки качества высшего образования. Теперь не министерство будет выдавать лицензии и аккредитовать специальности в ВУЗах, а мы. Всего в агентстве 25 человек: 9 от государственных вузов, 3 – от частных, 6 – от академий наук, трое от работодателей, даже два представителя студенческого самоуправления есть.

В моем понимании, министерство сильно расстроилось из–за того, что агентство действительно будет независимым. Конечно, государство не хочет терять контроль, потому что основные хлебные функции – это как раз выдача лицензий и аккредитация специальностей. Что теперь министерству делать? Только работать. А с этим у него не все в порядке.

– Министр Квит действительно раскритиковал выборы в Нацагентство…

– Сейчас министерство всеми силами пытается пересмотреть результаты выборов. Им не понравилось, например, что туда прошли два люстрированных чиновника. Члены Нацагентства тоже не питают по отношению к ним иллюзий, они работали в министерстве при Табачнике. Но, смотря на нынешнее министерство, я не уверен, что то министерство было хуже в профессиональном плане... Кроме того, их всего двое, они не смогут в значительной мере влиять на принятие решений.

Нацагентство подобрано так, что его члены во многом прямые конкуренты, причем все они – стейкхолдеры и заинтересованные лица в системе образования. Решения будут приниматься тяжело, придется искать консенсус, но за счет этого решения будут взвешенными и компромиссными.

Но позиция министерства: ай–яй–яй, нам не понравились результаты выборов, давайте придумаем новый закон и переизберем... Ну, это смешно... А на контакт они не идут в принципе. Да и вообще министерская «деятельность» – это отдельная история. Мы полгода не могли добиться переаккредитации специальностей, которые открыты в Университете уже почти 20 лет. И вроде бы денег не просят, как при Табачнике было, но мешают во всем. Кроме министра Квита, там мало кто имеет опыт в сфере образования и науки… Все реформаторы, но профессионалов не видно.

Разбил машину чемпиона

– Давайте поговорим о чем–то более приятном. Вы вдруг стали автогонщиком…

– Да, есть такое. Я много лет занимался картингом, но это физически требовательный спорт для молодых, поэтому в  прошлом году практически прекратил выступления в соревнованиях. Чтобы не забросить свое многолетнее увлечение совсем и поддерживать спортивную форму, сделал социальный проект и стал бесплатно обучать детей картингу. Помогли друзья – гонщики и владельцы картодрома. С их помощью делаем из детей от 5 до 12 лет хороших пилотов. За полгода два юных дарования доросли до взрослых соревнований, при этом у одного 12–летнего парня раскрылся такой талант, что мы всерьез обсуждаем возможность его перехода в профессиональный спорт.

Но желание гонять никуда не пропало, поэтому в прошлом году я пошел на «Чайку», поговорил с гонщиками. Чемпион Украины по кольцевым автогонкам любезно предоставил мне свою машину – конечно, предварительно посмотрев на меня на картинге и за рулем. Посадил меня за руль: вот «Чайка», вот машина, вот компьютер с хронометражем – покажи, на что ты способен, говорит, только постарайся машину не разбить. После дня тестов он сказал, что мне есть смысл этим заниматься серьезно – я отстал от него всего на 1,5 секунды.

В итоге, на одном из последующих тестов, машину чемпиона я таки разбил... Влетел на мокром участке трассы в отбойник. Мне тогда профессиональные пилоты сказали: если ты сейчас остановишься, то сделаешь ошибку. Поэтому я принял решение, что нужна собственная машина. Собрал команду, нашли единомышленников в лице «Сушия», купили машину (гоночную «Ладу» «восьмерку» – авт.), всю зиму ее готовили, планировали выступить в этом году всего на двух гонках в конце сезона, но так сложилось, что машина уже была готова, в первом приближении, поэтому поехали с начала чемпионата Украины. Решили, что самая плохая гонка – это лучшая тренировка, ну и понеслась… Собственно, три этапа уже прошло, еще два этапа чемпионата, плюс горная гонка во Львовской области, плюс Кубок Украины

– И как успехи в «высшей лиге»?

– Результаты неплохие, как для новичка: держимся на 6–м месте в общем зачете, будем бороться за 4–5 места. Но есть проблемы с техникой, которую еще нужно доводить до ума. Собственно, этот сезон нам для этого и нужен – понять слабые места «железа» и проверить себя. Также очень важный фактор успеха – поддержка. Могу похвастаться, что моя «группа поддержки» исключительная. Прежде всего, мы команда друзей и единомышленников – людей с активной жизненной позицией, которые понимают, как много сегодня зависит от каждого из нас. Помогают как в качестве спонсоров, так и морально – вклад каждого ощутим и очень важен.

– Гонки, вероятно, очень дорогое удовольствие…

– Да, очень. Особенно с нынешним курсом доллара. Цифры сумасшедшие: только заправка 100–м бензином и комплект резины на гоночный уик–енд – уже немалый бюджет. А сделать машину под себя – это вообще огромные суммы, стартующие от 500 евро за ремень безопасности и растущие за каждый элемент. Ведь в гонках все на пределе и нагрузка на детали колоссальная. Машина иногда ломается, что–то выходит из строя, не выдерживает нагрузки. Тем более, что наша «Чайка» – одна из самых опасных трасс в Европе, там нет практически ни одной зоны безопасности. Поэтому твоя ошибка – это или бетонная стена, или металлический отбойник. Выбирай.

В украинском автоспорте вообще проблема на проблеме. На «Чайку» на этап чемпионата Украины в лучшем случае приходит тысяча зрителей. Нет телевидения и других медиа – нет зрителей, нет зрителей – нет рекламы, нет рекламы – нет спонсоров, нет спонсоров – нет автоспорта. Все. В итоге, со спонсорами на «Чайке» не ездит практически никто, разве что спонсоры – это друзья.

И в моем случае так же. Мои друзья из «Сушия» долго наблюдали за тем, что я делаю, а потом предложили: давай мы тебе просто поможем. Но «просто поможем» мне не интересно, к тому же я решил, что цвета «Сушия» будут классно смотреться на гоночном автомобиле. И не ошибся! Мне очень нравится, как выглядит машина и наша новая форма – моя и всей команды. Авто у нас, наверное, самое яркое и заметное на треке.

Сергей Бабак

– Почему так плачевно все с автоспортом в стране?

– Его развитием никто не занимается, деньги никто не вкладывает. Нет менеджмента, нет стратегии, нет поддержки со стороны государства, нет качественной инфраструктуры, нет медиа. Никто почти не знает, как зовут чемпиона страны по кольцевым гонкам. На Чемпионате Украины расписание составляется за день–два до гонки. О каком телевидении можно говорить в таком случае? И в спонсоры идут только те, кто либо близки к теме, либо действительно понимают, что спорт нужно развивать, что страна – это ты. Мы стараемся работать в этом направлении и не замыкаемся только на себе и единственном проекте: кроме кольцевых гонок я учу детей, а «Сушия» со своей стороны активно продвигает спортивную тему, популяризируя ее среди молодежи.

…Но у нас во многом так. И, к сожалению, после Майдана изменились люди, но не изменилась система. Часть моих друзей и знакомых, которые пошли в госструктуры, сегодня уже готовы все послать к чертям и снова заниматься своими делами, другая часть успешно адаптировалась и стала частью системы. Потому что государственная машина активно противодействует всему новому. Сама уже прогнила, разваливается – ни поехать, ни починить. Но если ее не собрать заново, у нас всегда будет так, как сегодня в образовании или в автоспорте. Поэтому радует, что все еще есть много небезразличных людей, делающих все, что в их силах, для развития своей страны, построения новой государственной системы и создания фундаментальных основ для долгосрочного развития нации, в первую очередь, начиная с себя, поскольку ты – и есть нация!

Андрей Кряжев

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых