188

Григол Катамадзе: «Реформы в Украине не должны заканчиваться»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. Аргументы и Факты в Украине 05/04/2017

«Сейчас мы часто слышим от «экспертов», что в Грузии якобы по сей день проблемы с рабочими местами и зарплатами. Я предлагаю им сравнить, что было в Грузии до 2004 года и что есть сейчас. Приведу простой пример: еще в начале 2004-го в Грузии люди жили без газа, а электричество подавалось по праздникам. И вдруг с апреля или мая 2004-го вся Грузия засветилась. Как? Просто электроэнергия перестала быть собственностью трех-четырех семей, а стала достоянием всего народа», - начинает разговор с нами Григол КАТАМАДЗЕ, экс-посол Грузии в Украине, бывший министр Грузии, а ныне - президент Ассоциации налогоплательщиков Украины.

НИЖЕ ДНА

- Господин Катамадзе, почему в Грузии, в отличие от Украины, удалось достаточно быстро изменить ситуацию к лучшему?

- Давайте вспомним, в каком состоянии была Грузия до того, как оказалась на пороге реформ. Изменения начались в 2004 году и к тому времени все показатели были настолько низкими, что мы пробили существующее дно и даже упали ниже него. К моменту начала реформ падать просто уже было некуда. Воровство и коррупция привели к столь плачевным результатам.

В конце 90-х ежегодный бюджет Грузии составлял 500 млн долларов – такие годовые обороты имела средняя компания в Украине. Вплоть до 2004 года граждане были брошены на произвол судьбы, все выживали, как могли – людям даже не предоставляли элементарные бытовые услуги - в каждой семье были буржуйки, с помощью которых люди грелись зимой. Были задолженности с выплатами пенсий и зарплат, ежегодно до 2003 года правительство урезало людям и без того мизерные зарплаты и пенсии. К началу реформ в Грузии были невероятные задолженности по выплате пенсий, зарплат, страшная бедность.

Я как раз весь это период был послом, и все наши дипломатические представительства, которых было не так уж и много, тоже были брошены на произвол судьбы. Вдумайтесь, мы находились за пределами страны, не дома, где хоть как-то можно было выжить… Это было ужасное время – чтобы выжить я, посол, вынужден был одалживать деньги!

- Многие украинцы ждут мессию, человека, который придет и наведет порядок. Это утопия или нам, как в свое время в Грузии нужен лидер?

- В Грузии после того, когда произошли изменения, победила не просто личность (имею в виду Саакашвили), а пришла полноценная новая команда. Причем, эта команда пришла не только в Администрацию президента или Кабмин, а пришла во все ветви власти, включая парламент. Таким образом все они были единомышленниками, понимали, как конкретно делать реформы, правильно распорядились доверием со стороны людей. Умело и правильно, не потеряв время, распорядившись своим ресурсом, уже через 2-3 года они начали демонстрировать результаты.

- Чего же не хватает Украине?

- Моя жизненная философия заключается в том, что не следует постоянно оглядываться назад, гораздо лучше перевернуть страницу и двигаться дальше. Но в данном случае расскажу об упущенной в прошлом возможностях. Если бы в 2005 году после победы Виктора Ющенко сразу же был распущен парламент, назначены досрочные выборы, на той волне поддержки со стороны общества парламент получил бы большинство проверопейски настроенных депутатов. И тогда бы и президент, и парламент, и Кабмин были бы одним целым. Мы бы сегодня жили в совершенно другой Украине. Более того, я уверен, что страна избежала бы тех катаклизмов, которые она переживает. К сожалению, это не было сделано, а постоянное противостояние между президентом и парламентом никогда не даст того результата, который ожидает украинское общество.

НЕЛЬЗЯ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ

- А что насчет нынешней власти?

- Юристу непростительно такое говорить, но при прежней власти были допущены ошибки: внесены конституционные изменения, при которых страна стала президентской республикой. Столкнувшись с сегодняшними реалиями – проблемами на востоке, Крымом – не стоило этот пункт изменять, возвращая парламентско-президентскую республику. Нужно было на какой-то период предоставить максимальное полномочия президенту, чтобы он мог проводить реформы и брать всю ответственность за качество работы на себя. Так, кстати, было и в Грузии. Если бы в Украине была президентская республика, проводить реформы было бы легче. Когда же вокруг реформ устраиваются дебаты, мы теряем время, упускаем возможности.

- Одни политики говорят, что реформы в Украине проводятся, что все идет своим чередом. Другие наоборот настаивают на том, что это лишь имитация изменений. Что происходит на самом деле?

- Если посмотреть со стороны, то на самом деле произошли очень серьезные изменения. Их, к сожалению, недостаточно, а общество настроено максималистски, оно хочет сегодня и сейчас получить максимальные результаты реформ. Когда нет единого видения проведения реформ, двигаться вперед, конечно, сложно.

Но по отдельно взятым направлениям реформы таки проходят. Например, реформа МВД – нельзя не признать, что создание патрульной полиции – это успех. Проблема в другом: реформы начинаются и не доводятся до логического завершения. Ошибается тот, кто думает, что реформу можно провести и поставить на этом точку. Нет! Реформы никогда не заканчиваются – это процесс постоянный! Ведь мир меняется, как и страна с ее гражданами. Сегодня украинцы совершенно не те, кем были еще 2 года назад, не говоря уже о десятилетии назад.

Или вот давайте вспомним реформу Минюста, с каким скрипом идет процесс предоставления электронных услуг гражданам. Если мы возьмем грузинский Дом юстиции, то там гражданин может получить более 600 различных услуг – от простой справки до открытия бизнеса. А сколько услуг могут получить украинцы в аналогичном сервисе? Боюсь, что их будет не больше 50-ти. И это плохо. Нельзя останавливаться, нужно продолжать и продолжать.

ПЕРЕВЕРНУТЬ СТРАНИЦУ

- Вы президент Ассоциации налогоплательщиков Украины, напрямую общаетесь с бизнесом, развитие которого необходимо для экономического роста страны. Что же сделать, чтобы бизнес в стране заработал и расцвел?

- Мы создали либеральный Налоговый кодекс, согласно которому нужно провести комплексные изменения в налоговое законодательство. Первое, что нужно сделать – это объединить в единый платеж налог на доходы физлиц и единый социальный взнос и установить его на уровне 32% (сейчас в сумме составляет 42%). И поэтапно снижать его – в 2019 до 28%, а в 2020 довести до 20%. Это постепенно снизит давление на фонд оплаты труда. Многие предприниматели говорят, что мы не правы и растягивать снижение на годы не стоит, нужно сразу снизить налог. Однако такой шаг рискован, ведь он значительно снизит доходную часть госбюджета, поэтому мы предлагаем снижать налог поэтапно.

Второй шаг – отмена упрощенной системы, которая сегодня функционирует. Мы считаем, что в свое время она сыграла хорошую роль, но сейчас неэффективна и наносит ущерб государству. Потому мы предлагаем ввести две категории микробизнеса. Первая категория – это микробизнес с доходом до двух миллионов в год. Ежемесячно такой бизнес будет платить 500 грн налога. Вторая категория – до 5 млн оборота и налог с оборота – 2%.

И мы также предлагаем после принятия либерального кодекса ввести трехлетний мораторий на его изменения с условием, что микробизнес весь этот период не будут требовать использовать кассовые аппараты. Таким образом государство говорит бизнесу, что доверяет ему. Восстанавливать доверие к государству крайне важно.

- Но доверия нет не только к государству, но и к его представителям – чиновникам…

- Да. Поэтому мы предлагаем на полгода с момента вступления в силу нового Налогового кодекса объявить нулевое декларирование, следуя принципу «перевернуть страницу и двигаться дальше». Сейчас эта тема активно обсуждается, столько разговоров о е-декларировании, о взяточничестве и так далее… Но эти разговоры сейчас нас ведут в никуда. Нужно каким-то образом отрезать этот кусок прошлого раз и навсегда и забыть, как страшный сон. Все, кто работал в последние 26 лет – чиновники, бизнес – все работали в тех условиях, которые создавало государство. Все приспосабливались, поэтому пора признать, что все, что человек заработал до сих пор – это по умолчанию законно. Таким образом, с момента нулевой декларации люди начнут все больше доверять государству и понесут свои средства в банки.

И последний важный пункт: нужно освобождать от налогов бизнес, который свою полученную прибыль реинвестирует в развитие производства. Это опять-таки поможет вернуть доверие к государству, что очень важно.

Алиса Светлакова

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых