aif.ru counter
236

Реформы и Янукович: к чему приведет принятие закона о спецконфискации

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. Аргументы и Факты в Украине 23/03/2016

Спецконфискация – это возможность отобрать имущество и средства у чиновников и политиков, которых подозревают в том, что они крали из бюджета. Забрать деньги будет можно, даже если вина еще не доказано – достаточно обвинения.

Закон о спецконфискации (№4057), предполагающий соответствующие изменения в законодательство, активно лоббируется в Верховной Раде фракцией «Народный фронт» Арсения Яценюка. Разработан он наиболее радикальными депутатами фракции – Сергей Пашинский, Татьяна Черновол и др. Причем, «лоббируют» - это мягко сказано, дошло до драк, блокирования трибуны, а Черновол расцарапала лицо внефракционному депутату Якову Безбаху, узнав, что он не будет голосовать за ее проект.

Непонятно, зачем это премьерской фракции, особенно если учесть, что кресло под премьером сейчас шатается, и он может просто не досидеть во главе исполнительной власти до того момента, как закон вступит в силу. Если вступить, конечно…

Кому это надо?

- Только посчитайте, у нас сейчас арестовано на счетах в банках колоссальная сумма – 50 млрд. грн., принадлежавшие Виктору Януковичу и его окружению. Этими средствами государство не может воспользоваться. Они бы могли пойти на модернизацию армии, закупку военной техники… Более того, мы сейчас говорим о том, что МВФ все никак не может предоставить нам кредит, порядка 1,2 млрд. долл., а зачем нам этот кредит, когда есть все эти средства, нужно лишь дать им возможность работать для страны. А если господин Янукович считает себя невиновным, пусть потом доказывает это в судах, - объяснял Максим Бурбак, лидер фракции «Народный фронт» в кулуарах Рады еще до того, как депутаты проголосовали за спецконфискацию в первом чтении.

Комментарии других депутатов от НФ аналогичны, этот закон по их словам написан «под Януковича» и его окружение. Заберем деньги, арестованные на украинских и зарубежных банковских счетах, - и заживем! Конечно, деньги эти рано или поздно закончатся, тогда о новом законе можно будет забыть. То есть, это вовсе не системный, новаторский закон, в которых так нуждается Украина, а чистый популизм. «Законопроект нужен «НФ», чтобы на возможных досрочных парламентских выборах разыграть спектакль, бья себя в грудь, мол, только я, Яценюк, вернул деньги Януковича. Проголосуйте за меня еще один раз», - утверждает Сергей Лещенко, депутат и журналист.

При всем популизме, закон нарушает ряд прав и свобод граждан. Если на полку его после «спецконфискаций у Януковича» не положат, то окажется много пострадавших от его действий. Кроме того, ни одно иностранное государство не признает решения о конфискации, осуществленная без процесса в суде.  «Это противоречит основополагающим принципам уголовного права - презумпции невиновности. Янукович такую ​​конфискацию обжалует, -- предупреждает Дарья Каленюк, исполнительный директор «Центра противодействия коррупции». -  И по решению ЕСПЧ заставят через 2-3 года государство вернуть неправомерно конфискованное имущество. Но это еще полбеды. Поскольку решение украинских судов по такой процедуре не признает ни один иностранный суд, этот закон не просто не поможет, но и заблокирует возможность вернуть деньги Януковичей, арестованных за рубежом. Кроме того, этот закон может коснуться любого, так что он хуже законов 16 января».

Закон от шариковых

Если А. Яценюк считает, что спецконфискация может оказаться ему рекламой, он ошибается. По сути, в парламент проталкивается закон, который позволил бы забрать злополучные 50 млрд. грн. с арестованных счетов Януковича, причем, в нарушение целого ряда украинских и международных норм. Все эти средства, отмечают эксперты, можно было бы вернуть обычным образом – через следствие и справедливый суд. Но для этого нужно было провести реформы – в прокуратуре, судебной системе, - все то, до чего не дошли руки как раз у тех депутатов и министров, которые теперь пытаются замаскировать собственный провал. Ведь «дело о миллиардах Януковича», которое так до конца и не доведено, - это как раз провал власти, заметный и внутри страны, и за рубежом. 

«Идет целенаправленная дискредитация государства Украина и презентация его неспособности защищать свои интересы установленными международными процедурами и правилами в судебном порядке. Получается, что мы не можем отобрать имущество по закону, поэтому мы примем свой закон и отберем его так», - отмечает Александр Ситухо, председатель совета директоров Ассоциации защиты активов.

Именно по этой причине нынешний закон можно считать признаком банкротства власти и провала реформ. Правительству пора в отставку, а депутатам – на досрочные перевыборы. Поскольку власть в нынешнем составе не смогла обеспечить прорыв в реформах, остается надежда, что в новом составе парламента и Кабмина реформаторов будет больше.  

«Детенизация украинской экономики и борьба с коррупцией сделают ненужными ни кредиты МВФ, ни сомнительные законы типа спецконфискации, - убежден директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник. – Для высвобождения средств необходимо начать борьбу с теневой экономикой, в которой «зарыто» несколько государственных бюджетов, то есть ресурс, который позволяет Украине существовать и без каких-либо внешних займов».

Закон №4057 «О спецконфискации»

Спецконфискация – возвращение в доход государства денежных средств, ценностей и доходв от них до приговора суда.

На кого распространяется?

Подозреваемые в растрате государственного имущества

Подозреваемые в завладении имуществом с использованием служебного положения

Подозреваемые в создании преступной организации

Какое имущество могут забрать?

Имущество, фигурирующее в уголовном производстве, чей собственник не установлен или умер

Имущество, чей собственник является подозреваемым

Имущество и средства, переданные подозреваемым третьим лицам

Сколько денег можно вернуть?

70 млрд. долл. утрачено Украиной вследствие злоупотреблений властью во времена президентства Януковича *

Швейцария – 2 млрд. долл.

Великобритания – 17 млн. евро

Кипр – 1,5 млн. евро, 3 млн. долл.

Украина – 1,5 млрд. грн, 1,02 млрд. долл.

Что смущает в законе?

Арестованное имущество конфискуют без приговора суда и доказанности состава преступления.

Решение украинских судов по этой процедуре могут не признать за границей.

Действие закона распространяется на третьи лица, которым передавались ценности или средства, криминальное производство в отношении которых вообще не проводится.

Карл Волох, общественный активист: Идея переложить доказывание законности происхождения имущества на владельца – это базовый принцип, широко применяемый в Европе и подтвержденный Европейским судом по правам человека».

«Евровидение-2016»: стали известны первые финалисты Национального отбора | Фотогалерея

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых