aif.ru counter
352

Полгода после триумфа: провалы и достижения президента Владимира Зеленского

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. Аргументы и Факты в Украине 27/11/2019
Полгода после триумфа: провалы и достижения президента Владимира Зеленского
Полгода после триумфа: провалы и достижения президента Владимира Зеленского © / Пресс-служба

20 ноября 2019 года исполнилось ровно полгода, как Владимир Зеленский принес присягу президента. А 29 ноября исполняется три месяца, как начала работу Верховная Рада IX созыва, в которой у главы государства есть большинство.

Срок недолгий, но и концентрация власти -  беспрецедентная. Какие из своих обещаний Владимир Зеленский выполнил за три месяца сотрудничества с ВР, и какие президентские качества за полгода успел продемонстрировать?

Программа и действия

Первый показатель результативности – то, как президент выполняет данные им обещания. Самый надежный источник – предвыборная программа.

Первоочередным своим законопроектом президент видел «О народовластии». Но ни пакет, ни отдельные документы о референдумах и праве народного вето на законодательные инициативы в Раде до сих пор не появились. Три обещания, которые Зеленский выполнил полностью, шли уже без четкой привязки к срокам. Как и было задекларировано в программе, он подал, а парламент принял закон об импичменте и о снятии депутатской неприкосновенности. Но в обеих случаях реализация не идеальна.

Процедура импичмента по президентскому закону многоступенчатая, и финальное одобрение требуется от трех четвертей конституционного состава парламента – 338 голосов. Уже - практически нереально. Но в законе также не прописана процедура привлечения президента к уголовной ответственности, а без нее импичмент будет мертворожденным.

Неприкосновенность нардепов будет снята 1 января 2020 г. Однако без изменений в Уголовный процессуальный кодекс и закон о статусе нардепа, где речь идет об особой процедуре привлечения к ответственности, это - формальность, а не работающий инструмент. Кроме того, президент обещал, но не подал инициативу о снятии неприкосновенности с главы государства.

Владимир Зеленский обещал защиту обличителей коррупции и выплату им вознаграждения – это парламент поддержал. Обещана и увеличена поддержка антикоррупционным органам: Национальное антикоррупционное бюро в 2020 г. получит на 20% больше финансирования, чем в 2019 г., Нацагентство по предотвращению коррупции – на 7%.

В процессе реализации открытие рынка земли – законопроект прошел первое чтение. Есть документ об отзыве депутатского мандата, но ВР его еще не рассматривала. Внушительным выглядит бюджет на безопасность и оборону в 2020 г. – 5,4% ВВП. Но повышение зарплат военнослужащих до натовских стандартов, хотя это и декларировал президент, не предусмотрено. Принципиально не вырастут зарплаты медиков и педагогов, хотя в программе Зеленский говорил о том, что эти профессии должны быть высокооплачиваемыми.

За некоторые обещания, возможно, и не стоит браться сгоряча. Налог на выведенный капитал, экономический паспорт украинца, налоговая амнистия, введение института выборных мировых судей и суда присяжных – инициативы дискуссионные. Но вот возобновление молодежного кредитования, переход к накопительной пенсионной системе и медстрахованию – это то, что стоило бы инициировать на старте работы президента, Кабмина и ВР. Но о первом забыли, накопительные пенсии в Минсоцполитики не считают приоритетом, а концепцию медстрахования министр здравоохранения Зоряна Скалецкая обещала показать только в 2020 г.

Полный провал - с наказанием за кнопкодавство и прогулы, хотя Зеленский обещал отбирать за это мандат. Но кнопкодавов из его фракции «Слуга народа» только пожурили. За прогулы (больше 30% заседаний в месяц и больше 50% заседаний комитетов) накажут финансово: не будут покрывать расходы на депутатскую деятельность.

Дипломат и главнокомандующий

Важно и то, как придерживается Владимир Зеленский своего конституционного функционала: внешняя политика, безопасность и оборона.

Трансформации переговорного процесса он так и не достиг, и продолжает двигаться в русле «Минска». Хотя в своей программе он говорил о привлечении к переговорам гарантов Будапештского меморандума – то есть Великобритании и США.

К достижениям нужно отнести обмен пленными «35 на 35», возврат в Украину из России трех военных кораблей, захваченных год назад после инцидента в Керченском проливе, и продвижение в переговорах по Донбассу.

Встреча Нормандской четверки на уровне глав Украины, России, Франции и Германии уже согласована и состоится в Париже 9 декабря. Продвинуться удалось благодаря двум важным шагам, предпринятым в Украине. Первый – разведение сил в Петровском и Золотом, о чем «четверка» договорилась еще в октябре 2016 года. Второй – согласование очередности реализации Минских соглашений или «формулы Штайнмайера».

«Если посмотреть на попытки приблизиться к миру, то Зеленский активно использовал дипломатию, - объясняет кандидат политических наук Алексей Якубин. – Если сравнивать с Петром Порошенко, то вспомните последние его месяцы: мировые лидеры его игнорировали, президент США Дональд Трамп находил причины не встречаться».

Политолог также обращает внимание, что Зеленский ушел от «милитаризма» Порошенко и его ориентации на религию. Шестой президент показал себя скорее гражданским человеком, и, однозначно, светским.

«От того, что главнокомандующим стал человек из шоу-бизнеса, небо не упало на землю. Но и Зеленский большую часть полугода правления уделил тому, чтобы усилить свое влияние в силовых структурах – не только в армии, но и в СБУ, - разъясняет Якубин. – Вопросы религии для него – дело личной совести. У наших президентов были попытки посещать разные церкви, вовлекать этот сантимент в свой пиар, в расчете на то, что люди закроют глаза на другие просчеты. Религию пытались сделать синонимом морали».

Дипломатия в контексте мира – это плюс президента Зеленского. Но он также, как и его предшественник, игнорирует возможности дипломатии экономической. Его поездки, в основном, - в западном направлении, а восточное традиционно «провисает». Нет смены концепции. Сотрудничество по-прежнему лежит в кредитной плоскости, а не в создании совместных предприятий, обмене технологиями.

«Наши соседи – Венгрия и даже Беларусь - понимают, где кредиты и инвестиции: в Китае, - уточняет Якубин. - Украина слишком ориентирована на Брюссель и Вашингтон. Это - туннельное мышление. Мир изменился. Экономика Китая демонстрирует впечатляющие успехи, он пытается инвестировать в интересные страны. Если в Украине заработает идея коридора с ЕС, то она могла бы только выиграть».

Новый старый политик

Победа на выборах артиста без политического опыта при поддержке 73% проголосовавших выглядела эффектно. Избирателям-романтикам и политикам-неофитом может и показалось, что после этого политики «по-старому» уже не будет. Если не моментальные реформы, то другие принципы и методы работы все же пойду в ход

«Полгода на посту – период, когда развернулась ожесточенная борьба за реальную власть между группами влияния внутри страны, прежде всего, олигархами и внешними группами влияния – кредиторами, партнерами, - констатирует директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник. - Мне кажется, что в этой борьбе Зеленский пока не выигрывает. Отстроить под себя вертикаль и горизонталь власти он еще не сумел. Номинально есть большинство, правительство и контроль над силовым блоком. Но президент должен был войти в союз с кадрами Порошенко, Арсения Яценюка, Игоря Коломойского, Виктора Пинчука. У власти не команда президента, а команда групп влияния».

В обновленной власти остались два старых министра – глава Минфина Оксана Маркарова и глава МВД Арсен Аваков. Министр экономики Тимофей Милованов признался, что голосовал за Порошенко. Глава «Укроборонпрома» Айварас Абромавичус – министр правительства Яценюка. Глава Офиса президента Андрей Богдан – бывший советник Игоря Коломойского. Список можно продолжать.

«Хотелось бы, чтобы президент попытался избавиться от внешнего контроля и начал бороться за реальный суверенитет, - выдвигает еще одну ключевую претензию Бортник. - Но внешний контроль над финансовым, энергетическим, антикоррупционным и другими блоками по-прежнему осуществляется кредиторами и зарубежными партнерами».

Впрочем, политолог отмечает и два больших плюса Зеленского-политика. Это - отсутствие попыток сесть на коррупционные потоки и приведение в парламент части новых людей, где произошло частичное обновление.

«Но в целом ни хуже, ни лучше не стало, - резюмирует политолог. – К сожалению, политика Зеленского не отличается кардинально от политики Порошенко».

Кстати

Доверие к президенту и качество жизни избирателей

Социологическое исследование Центра Разумкова, проведенное в ноябре 2019 г., показало, что президент входит в ТОП-3 государственных и общественных институтов, которым доверяют украинцы:

  • Вооруженные силы Украины – доверяют 70% опрошенных;
  • Церковь –70%;
  • Президент – 68%.

Оценивая свою жизнь сейчас, по сравнению с началом 2019 г., 48% украинцев говорят, что она не изменилась, 26%, что ситуация ухудшилась и 15% - что улучшилась.

Однако за последние месяцы сократилось количество тех, кто считает, что Украина может преодолеть существующие проблемы. В начале осени оптимистами был 41% опрошенных, в октябре уже 34%, а в ноябре их осталось 29%.

Анна Коваленко

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых