aif.ru counter
195

Почему Верховная Рада под занавес взялась за проект Избирательного кодекса?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. Аргументы и Факты в Украине 26/06/2019

Однако оптимистичные намерения нардепов — принять текст до конца последней сессии ВР VIII созыва, то есть до 13 июля.

Даже если нардепы уложатся в намеченные сроки, нынешние внеочередные парламентские выборы пройдут по-старому. Украинцы выберут на них 225 нардепов по закрытым партийным спискам и еще 225 — по одномандатным мажоритарным округам. Проходной барьер — 5%. Но следующие выборы состоятся уже по новым правилам.

Парламентские изменения

Проект Избирательного кодекса подразумевает снижение проходного барьера до 4%, отмену мажоритарной системы и формирование парламента исключительно по партийным спискам. Самое серьезное нововведение в этой части — отмена закрытых и введение открытых списков.

Если сейчас они формируются по воле партийного съезда, и избиратели, даже если им по душе сама партия, ее программа, но не нравится распределение мест между кандидатами, ничего не могут поделать. Закрытые списки — коррупционный трамплин. Места в проходной части можно купить, ими можно обменяться: протолкнуть вверх угодного, спустить вниз лишнего.

Украинские парламентские выборы нельзя упрекнуть в однообразии, и кроме открытых списков, уже испытали все избирательные модели. Подразумевается, что по новой избирательной системе страну поделят на 27 округов — по количеству областей и два округа в Киеве и в Днепропетровской области. Выдвигаться смогут только партии, за которыми закрепят номера. Выбирая партию, избиратель поставит соответствующий номер в бюллетене. Если предложенный съездом список вас полностью устраивает, этого будет достаточно. Если нет, можно ознакомиться с информацией о кандидатах своей партии по данному округу и поставить в бюллетене еще одну цифру — номер одного из них.

Партии по каждому округу будут предоставлять отдельный список из нескольких кандидатов. По количеству голосов избирателей в партийном списке их заново отрейингуют, и он обновится: лучшие уйдут вверх, худшие — вниз. То есть, избиратели смогут влиять на порядковые номера.

«Система с открытыми списками не является панацеей от политической и парламентской коррупции. Она работала на местных выборах в 2015 г. и ничего принципиально нового не дала, - объясняет директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан БОРТНИК. - Сам по себе кодекс тоже ничего не изменит. Для того, чтобы качество депутатов было выше, а уровень коррупции — ниже, необходима работа правоохранителей и судебной системы. Нужно работать над политической культурой, чтобы люди не голосовали за коррупционеров».

Вот и мажоритарку, которая уйдет под нож после принятия Избирательного кодекса, не жалеют потому, что она коррупциогенна: подкуп избирателей, клонирование кандидатов, торговля голосами в сессионном зале в обмен на субвенции на родные округа.

Но и у новой системы есть минусы. Первый — даже при феноменальной поддержке одного или нескольких кандидатов в том или ином регионе, они не пройдут в парламент, если партия не преодолеет барьер. То есть, интересы избирателей проигнорируют. Второй — несколько кандидатов от одной партии на одном округе — это не только привычная межпартийная конкуренция, но и внутрипартийная. В результате, конфликтность растет на всех уровнях.

«Нынешняя смешанная, пропорционально-мажоритарная система — это прообраз двухпалатного парламента. ВР одновременно отображает и политические предпочтения через выбор партии, и интересы регионов через мажоритарку. Новая система с открытыми списками в этом разрезе может быть неэффективной», - уточняет Р. Бортник.

Кодекс сложной судьбы

Отмену мажоритарки и открытые списки еще в начале 2015 года обещала принять коалиция «Европейская Украина». В том же году были поданы два законопроекта: один от Валерия Писаренко из депутатской группы «Відродження», второй — реинкарнация законопроекта еще 2010 г., который заново подали Андрей Парубий и Александр Черненко. Даже по состоянию на 2015 г., последний был устаревший, и даже четыре года назад не соответствовал законодательным нормам. Именно его сейчас пересматривают, и, в том числе, поэтому туда внесли такое огромное количество правок.

В октябре 2017 г. начались акции протеста под названием «Большая политическая реформа» с требованием создать антикоррупционный суд, отменить депутатскую неприкосновенность и принять Избирательный кодекс. Под давлением улицы пыль с законопроекта Черненко-Парубия стряхнули, и в ноябре 2017 г. отправили на голосование в первом чтении. К удивлению самой Рады, на табло высветилось 226 голосов.

На тот момент коалиция уже состояла только из двух партий - «Блока Петра Порошенко» и «Народного фронта». Из 138 нардпов БПП «за» проголосовала половина состава — 68 карточек. Из 81 нарфронтовца только две трети — 56 нардепов. То есть, тотальной коалиционной поддержки у документа изначально не было, как бы ни выказывали ее в последнее время.

«США и Евросоюз ставили вопрос о реформе избирательной системы. Им проще иметь дело с несколькими субъектами, а не с лоскутным одеялом. Особенно все сложно с мажоритарщиками. Им нужно укрупнение украинской политики. Напирали на коррупционность мажоритарки. Наши власть предержащие брали под козырек, но дело не двигалось, - объясняет долгое создание кодекса политолог Андрей ЗОЛОТАРЕВ, - Потому что значительная часть персонального большинства Петра Порошенко (а оно не совпадало с коалиционным большинством, которого с 2016 г. не было) насчитывало 270 штыков. Это, в том числе, внефракционные и мажоритарщики. Если бы Порошенко начал жестко продавливать кодекс, он мог бы столкнуться с внутриполитическим конфликтом. Получилось так, что первое чтение прошло случайно, а потом его начали топить поправками. Это вопрос политической воли».

В пику президенту

В июне нардепы с наскока набросились на четырехтомное произведение потому, что свой вариант изменений избирательного законодательства собирался подать президент Владимир Зеленский.

«Сейчас Кодекс играет техническую роль, которую раньше играл закон о языке. Он блокирует парламент, - объясняет Р. Бортник. - Он вроде бы чем-то занят, но ничего из того, что предлагает президент, рассматривать не может».

Под занавес работы и на фоне стремительной и сложной парламентской кампании, нардепы не могли отдать отличную пиар-тему гаранту. Хотя такой законопроект нельзя принимать сразу после второго чтения. В законе о регламенте ВР в статье 102 указано, что допускается окончательное принятие документа после второго чтения, но это не касается проектов кодексов. По ним нужно три чтения.

«Эта ВР не успеет принять Избирательный кодекс, потому что идет избирательная кампания и депутаты разъехались по округам. Считаю, что новая ВР должна будет разработать уже новый документ с учетом тех правок и тех ошибок, которые были допущены при вступлении данного избирательного кодекса», - считает народный депутат Антон ГЕРАЩЕНКО.

Депутат-мажоритарщик Виктор ЧУМАК предлагает напрячься и провести голосование этим составом ВР, а парламент IX созыва кодекс доработает. Но правки все равно нужно рассмотреть. Народный депутат Вадим ДЕНИСЕНКО полагает, что до середины июля это успеют сделать. Но он не уверен, что во время финального голосования найдется достаточное количество голосов в поддержку.

«За этот закон не будут голосовать мажоритарщики, - говорит нардеп. - Некоторые вообще проголосовали за него в первом чтении, чтобы в общем проголосовать за него отрицательно».

«Этот избирательный кодекс, если не летом, то осенью, будет принят, - считает А. Золотарев. - А сейчас депутатам важно показать, что они не такие плохие, какими их представляет Зеленский, распуская парламент. Скорее всего, им будет не до работы, но мы, например, видели, как в день трагической смерти депутата Дмитрия Тымчука его карточка голосовала в зале. Сейчас зал пустой, многие ушли на выборы, но номинальное большинство есть».

То есть Избирательный кодекс стал не только ширмой для парламента, когда депутаты «работают, не работая», но и частью предвыборных технологий. О соблюдении регламента никто давно не переживает, да и о качестве не беспокоятся. Над текстом поработают новенькие, да и до следующих срочных выборов ждать еще целых пять лет.

ВАЖНО

Как проходили выборы в Верховную Раду?

1990 год — очередные выборы в Верховную Раду по мажоритарке.

1994 год — внеочередные выборы в Верховную Раду по мажоритарке, но впервые в условиях многопартийности.

1998 год — очередные парламентские выборы по смешанной системе: половина состава по партийным списка, половина — по мажоритарке.

2002 год — очередные выборы по смешанной системе.

2006 год — очередные выборы по пропорциональной системе: исключительно партии и закрытые списки.

2007 год — внеочередные парламентские выборы по пропорциональной системе.

2012 год — очередные парламентские выборы по смешанной пропорционально-мажоритарной системе.

2014 год — внеочередные выборы по смешанной системе.

 

Анна КОВАЛЕНКО

 

Loading...

Топ 5 читаемых