aif.ru counter
29.10.2019 13:18
345

О непрофессионализме власти и обвинении МВФ «во всех смертных грехах»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. Аргументы и Факты в Украине 29/10/2019

Новая команда, наверное, - люди более открытые. Но там много случайных и некомпетентных персонажей», - начинает беседу с «АиФ в Украине» министр экономики Украины 1997-1998 гг. Виктор Суслов.

ЭФФЕКТ ДАННИНГА-КРЮГЕРА

- Виктор Иванович, какие проблемы экономики страны в целом вызывают у вас наибольшую тревогу?

- Кадровый состав в органах государственной власти не улучшается, а, наоборот, во многом ухудшается. Настораживают и, так сказать, ментальные особенности, - когда почти любой руководитель, на всех уровнях, заняв должность, начинает протаскивать с собой своих друзей, бизнес-партнеров, родственников, кумовьев, каких-то знакомых, случайных людей, которые первыми к нему добежали и попросились на должность. И вот это закрывает возможность какого-то «света в конце тоннеля». Скорее всего, деятельность этой команды будет крайне неэффективна – в основном, из-за крайне низкой компетентности. Люди не просто чего-то не понимают, тут беда глубже: они не понимают, чего не понимают.  

- И какова цена?

- Стране нужно будет пройти через очень тяжелый период, если все же как-то удастся все наладить. Остается надеяться, что у Зеленского и команды появится понимание, что профессионализм и знания чего-то стоят. Вот, буквально сегодня мне довелось побеседовать с человеком, претендовавшим в конкурсе на одну из довольно высоких должностей на госслужбе, с большим (лет 25) опытом работы на высоких должностях. Это - аполитичный компетентный специалист. Но его «срезали» на знании английского языка. А то, что он хорошо разбирается в проблемах, которыми занимался много лет – не важно. Главное - пройти тесты по английскому!

Представьте, если такое внедрят, например, в медицине, когда выдающийся хирург будет отстранен от операций из-за незнания иностранного языка? То же, поверьте, и в экономике: если человек много лет проработал в отрасли, досконально ее знает, а его не пропускают по конкурсу из-за недостаточного уровня английского языка, согласитесь, что-то в государстве ненормально. А это происходит сейчас массово. Опасно то, что в итоге в госуправлении останутся люди, знающие только английский, и - больше ничего. Английский, конечно, важен. Однако для управления энергетикой, промышленностью этого крайне мало. Похоже, что просто найден удачный повод для очередной «зачистки» госаппарата.

ИГРА В «НАЙТИ КРАЙНЕГО»

- Недавно «модно» было говорить о внешнем управлении Украиной. Сейчас мы - в процессе переговоров с МВФ, как будет развиваться ситуация?

- У МВФ достаточно четкие, по уставу этой организации, полномочия. А Фонду часто приписывают действия, к которым он никакого отношения не имеет. Какие-то непопулярные решения украинских чиновников, на самом деле, что несправедливо. Классический пример: говорят, что МВФ требует повышения тарифов.

- Сейчас же этот вопрос вроде бы снят?

- На данный момент – МВФ, вроде, этого не требует, а раньше, якобы, требовал. Но мы не сможем найти никакого письменного свидетельства этому. Есть меморандум между Украиной и МВФ, подписанный украинскими должностными лицами. Это – предложения Украины Международному валютному фонду, наши инициативы: мы сами, наше правительство, туда записываем, например, предложение повысить тарифы на коммунальные услуги.  

- А МВФ заинтересован в сокращении дефицита бюджета, в здоровом балансе госбюджета, и точка?

- Фонд требует исполнения нескольких показателей, в частности, чтобы был минимальный дефицит бюджета, как правило, не превышающий 3%, но иногда даже и меньше. Увеличить доходность бюджета и уменьшить дефицит можно путями, которые предлагает украинская сторона, которая действует часто некорректно, заявляя нашей общественности: мы внесли в меморандум повышение тарифов, но этого требует МВФ. А письменных свидетельств этого требования нет.

Украинское правительство могло бы для увеличения доходов бюджета и снижения его дефицита, к примеру, вместо повышения тарифов, ввести прогрессивную систему налогообложения (как в Европе), заставляющую людей с большими доходами платить более высокие ставки налогов.  Но не делает этого, потому что у самих представителей власти – высокие зарплаты, и никаких прогрессивных налогов они платить не хотят. Так что легче идти по пути повышения тарифов, возлагая на рядовых граждан дополнительные расходы. Вот и получается, что люди с минимальной зарплатой и люди с многомиллионными зарплатами платят налоги по единой ставке подоходного налога – 18%. А собственники бизнеса, в том числе олигархи, которые не являются лицами наемного труда, налог с основного вида своего дохода – дивидендов – платят по льготной ставке в 5%.  

Однако наше правительство все свои просчеты в экономической политике не должно «вешать» на Международный валютный фонд.

«СКОЛЬЗСКИЙ» ВОПРОС

- Министр финансов Оксана Маркарова уже заявила, что в переговорах с МВФ присутствует тема «ПриватБанка»…

- Да, этот вопрос тоже касается МВФ. Помните, в меморандум записали национализацию «ПриватБанка», и сделал это именно украинская сторона. Фонд с этим согласился. Потом Нацбанк и правительство заявили: МВФ потребовал, чтобы мы национализировали «ПриватБанк». Возникает вопрос: а должен ли МВФ нести в таких условиях ответственность за эту национализацию, или нет? Должен ли Фонд говорить, что это он придумал? Хочу еще раз подчеркнуть, что по многим таким сомнительным вещам на МВФ возлагается ответственность, которую, в принципе, не надо бы возлагать.

- Сейчас появляются новые месседжи: национализация должна быть отменена…

- В Конституции записано, что такие вопросы решаются в судах. Украинская Конституция говорит, что суды независимы. А у нас целая буря поднята, что МВФ никогда не согласится, если национализация будет отменена. Но, извините, суд независим. Имеет ли он право признать нарушение прав собственников банка и неправомерность решения о национализации? Да, конечно, если Украина – правовое государство.

А из заявлений украинской власти следует, что МВФ давит на украинские суды, вне зависимости от того, была ли национализация правомерной, шантажируя Украину угрозой прекращения кредитования. Однако я в шантаж со стороны МВФ не верю, это не соответствует его уставу. Фонд не может иметь такой позиции, как не мог настаивать и на том, чтобы НБУ незаконно национализировал «Приват». Нашей власти я бы порекомендовал вообще воздерживаться от заявлений, которые дискредитируют МВФ. Все-таки это наш главный кредитор.

Если какие-то мысли и были, - то, конечно, только о законной национализации. А законность или незаконность устанавливает суд, это – тест на состоятельность судебной системы. Поэтому не нужно политизировать эту простую юридическую тему. Но если суды признают национализацию незаконной, Нацбанк и правительство должны будут понести наказание за это, уж не знаю, по какой статье.

ДЕЛО РУК САМИХ УТОПАЮЩИХ

- Премьер-министр Украины Алексей Гончарук заявил, что сейчас для нашей экономики - вопрос даже не в деньгах МВФ, а в том, что сотрудничество с Фондом является «маркером» для инвесторов. Есть ли какая-то цена продления этого сотрудничества для нас?

- Премьер нечетко выразился, можно перефразировать его слова так: важны не только деньги, а сам факт наличия у правительства программы реформ, одобренной Фондом. МВФ (лучшие в мире эксперты) ее оценивает, его совет директоров этот меморандум утверждает и говорит, что реформы проводятся экономически правильно, а Украина идет в верном направлении.

Именно это и является сигналом для других инвесторов и кредиторов. Значит, показатели, заложенные в бюджет – рост ВВП, уменьшение дефицита – реальные, Украина в состоянии обслуживать свои долги, выплачивать проценты. А, значит, риски вложений в нашу страну минимизированы, что и волнует инвесторов. Поэтому наличие утвержденной программы с МВФ и периодическое ее подтверждение по ходу выполнения – позитивный сигнал для инвесторов.

Отмечу дополнительно: многое зависит от способности правительства подготовить грамотную программу и защитить ее перед экспертами МВФ, от способности правильно, в интересах Украины, провести переговоры. Можно ведь идти одним путем уменьшения дефицита бюджета, можно другим. Но, главное, экспертам МВФ все возможно объяснить, в том числе, социальные и политические проблемы страны. Жертвовать национальными интересами ради получения очередного кредита МВФ при этом вовсе не обязательно.

- Ваши впечатления от начальных шагов экономического блока правительства?

- Недавно была утверждена программа действий Кабмина на пять лет. Она – чисто декларативная, это вообще не программа. При ее подготовке правительство продемонстрировало довольно низкий уровень компетентности. Многие законопроекты, которые оно подает, тоже об этом свидетельствуют. «Турборежим» в Верховной Раде, когда депутаты принимают законопроекты с нарушением регламента, без проведения их экспертизы и общественного обсуждения, без учета интересов бизнеса и инвесторов, гармонично дополняет некомпетентность правительства. Поэтому предполагаю, что и новая программа о сотрудничестве с МВФ в ближайшее время одобрена не будет.

(Продолжение – в №44 «АиФ в Украине)

Топ 5 читаемых