190

Нардеп Елена Сотник: стране нужна стратегия

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. Аргументы и Факты в Украине 13/09/2017

«Процентов восемьдесят выступления Петра Порошенко перед Радой  7 сентября – эмоциональная риторика: Россия, Запад, война, церковь и тому подобное. Много общих фраз было сказано. Думаю, это - риторика уже президентской избирательной кампании. К сожалению, мы услышали мало «адженда». То есть, вещей, которые нужно сделать для качественных перемен в следующем году,  президентских реформ», - начинает беседу с нами народный депутат от фракции «Самопомич» Елена Сотник.

Благие намерения

- Елена, в чем сегодня успехи Украины и «слабые звенья» - судя по тому, о чем упомянул президент?

- Очень общие слова были сказаны об антикоррупционных реформах, создании Антикорупционного суда. Да, президент поддерживает его создание, но неясно как, когда и в каком формате. В то же время, сейчас нет рабочей группы, которая трудилась бы над соответствующим законом.

Кроме этого, Петр Порошенко вспоминал, что мы уже два года не покупаем газ в РФ. Хоть, де-факто, происходит реверс: Россия поставляет его в ЕС, а Европа - нам. Но при этом никто не говорит, что Украина – третья по газовым запасам страна в Европе. И если бы мы имели стратегию энергетической безопасности, за 4-5 лет приобрели газовую независимость.

К тому же, упомянул глава государства и о том, что мы импортируем 40% ядерного топлива из Швеции. Но не сказал, что мы могли бы его производить - достаточно найти инвестора, построить завод. Что означает: намерений по реформированию коррупционной энергетической системы нет. Но это очень болезненный вопрос , тарифы для людей - сверхнагрузка.

- Вспомнил Порошенко и о судебной реформе …

- Да, президент сообщил, что судебная реформа, оказывается, проходит очень успешно. Примером тому может быть избрание 80% новых судей Верховного суда. Но на деле все иначе: как раз 80% там – старые судьи. Этот конкурс показал, что судебная система  абсолютно подконтрольна Банковой, а реформа демонстрирует значительный откат назад.

Действительно, Рада рассматривает изменения по всем ключевым судебным кодексам. Но никто даже не собирается попытаться улучшить текст, внесенный АП. Поэтому можно предположить, что ситуация в судебной системе в будущем  только ухудшится.

- А как вы думаете, что рядовые украинцы хотели бы услышать от президента?

- Люди ждут, что политики наконец-то покажут им перспективу, какие-то системные показатели, говорящие, когда станет жить лучше. Например, когда средняя зарплата достигнет 15 тыс. грн. Вместо этого президент сказал, что в 2020-м рост ВВП составит 4%. Но, чтобы восстановиться, нам нужно расти ежегодно на 8-10%.

- Однако экономическая политика – ответственность правительства…

- Кабмин де-факто на 60% состоит из представителей политсилы президента. Он контролирует СБУ, прокуратуру, судебную систему. Это значит: все реформы, в том числе и связанные с экономикой – в его руках. А Порошенко утверждает, что у нас средний класс в последние годы взял на себя основной удар и выжил. Но это неправда - 80% украинцев живут за гранью бедности.

- Почему парламент в первый же день работы освободил от налогообложения иностранных инвесторов?

- С одной стороны, это – кредиторы, ресурс устоять в критической ситуации. С другой – на 2018-2019 гг. выпадает ТОП-выплат по долговым обязательствам Украины. Исходя из этой логики понятно, почему Минфин лоббировал закон, пытаясь создать условия для будущей реструктуризации кредитов.

Но с точки зрения справедливости закон не создает равных условий для внутренних инвесторов. А также в плохих руках может стать инструментом для заработка денег на спекуляциях с ценными бумагами. Так что это – «палка о двух концах», я не голосовала за него.

«Консервы» из депутатов

- Президент предложил Раде проголосовать за отмену депутатского иммунитета с 1 января 2010 г. Почему?

- Любая отсрочка в этом вопросе означает, что президент консервирует ситуацию, привилегированность народных депутатов. Но часть депутатов не понимает, что закон одинаков для всех. История с г-ном Поляковым (нардепом Максимом Поляковым. – Ред.) это демонстрирует. На самом деле должна быть не неприкосновенность, а иммунитет при осуществлении политической деятельности.

Честно говоря, не верю, что неприкосновенность будет отменена нынешней каденцией парламента. Именно поэтому президент и предложил 2020-й, дабы дать карт-бланш тем, кто его поддерживает в Раде. И показать избирателям, что он за снятие неприкосновенности.

- Среди успехов страны названы победы в информполитике. Что вы об этом думаете?

- Многие изменения, которые к этому привели, были инициированы народными депутатами и проголосованы в парламенте. Наш кинематограф развивается «вопреки, а не потому что», во многом благодаря усилиям самих кинематографистов.

Если же говорить об информполитике – люди больше стали осознавать себя украинцами. И добровольно отказываются от просмотра запрещенного контента, а не потому, что им насаждаются какие-то идеи.

Конечно, некоторые точечные успехи в этой сфере есть. Но, к сожалению, системной работы не ведется, мы проигрываем в информационной войне. Вместе с запретами должна вестись качественная антипропаганда. 

Жесткий вектор

- Президент заявил, что единственный путь решения конфликта в зоне АТО – дипломатический. Вы тоже так считаете?

- Любой человек, у которого есть знакомые в АТО или побывавший хоть раз на похоронах солдата хочет, чтобы этот вопрос был урегулирован мирно. Так что это могут быть дипломатические переговоры - если наши союзники, а также сама Украина, президент и парламент займут жесткую проукраинскую позицию. Нужен жесткий вектор, следует назвать вещи своими именами. Ведь де-факто наши люди гибнут на войне. Так что пока парламент не примет закон об оккупированных территориях, я не вижу возможности для успешных переговоров.

- Представитель президента в парламенте Ирина Луценко сообщила, что П. Порошенко озвучит предложения Украины по введению миротворцев на ближайшей сессии Генассамблеи ООН. Каковы перспективы Украины в этом вопросе?

- К сожалению, Украина не является постоянным членом Совбеза ООН, принимающим решения по введению миротворцев и составу этого контингента, а РФ входит. Это означает, что Россия может «продавить» свой сценарий. А нам будет очень сложно настоять на своем, что-то контролировать.

В то же время, это может дать возможность представителям «ДНР/ЛНР» сесть за стол переговоров в качестве полноправных участников. При этом, мандат миротворца предполагает проведение контроля во время выборов, что позволит им состояться на этой территории.

- Президент также упомянул, что переговоры о предоставлении Украине летального вооружения США перешли в «реальную плоскость»…

- Это правда. Насколько я знаю, это решение на финальной стадии. Ведь еще одно условие для проведения дипломатических переговоров по Донбассу – военное усиление Украины.

«Как дышло»

- Возвращаясь к работе парламента: депутаты уже проголосовали за реформу образования. Как вы ее оцениваете?

- Закон во многом носит рамочный характер. А это значит, что все будет зависеть от подзаконных актов Минобразования. Так что имплементация этой реформы – полностью на совести министерства. Второе опасение – множество институций, которые в связи с этим законом появились. Например, сертификация и аттестация учителей, аудит школ, двенадцатилетка. Неясно, кто будет писать учебные программы.

Из позитива: родители смогут влиять на выборы руководства школ, контролировать финансы. А также повышение зарплат учителям. Есть хорошие вещи и по поводу сельских школ. В то же время, меня волнует, как дети будут добираться до опорных школ после закрытия школ в отдаленных районах.

- На очереди медицинская и пенсионная реформы. Будет ли за них голосовать «Самопомич»?

- За медреформу мы проголосуем, хоть и считаем, что это – только первый шаг. В ней не отражено повышение ответственности врачей. Нет и четких гарантий, механизмов по повышению качества медуслуг. Но, однозначно, это – шаг вперед.

Что касается пенсионной реформы: повышения пенсий для всех пенсионеров не произойдет, пенсии повысят сегодняшним пенсионерам. Что все же позитив. К тому же снижается нагрузка на госбюджет.

Но пострадают те, кто выйдет на пенсию с 2018 г., выплаты по новому закону будут меньше. К тому же, не продуманы компенсаторы повышения страхового стажа до 25 лет.

По поводу голосования: об окончательном решении фракции «Самопомич» говорить пока рано. Мы еще рассмотрим окончательную таблицу, она лишь на днях поступила, профильный комитет рассмотрел полторы тысячи поправок.

- Еще до начала работы Рады премьер Владимир Гройсман озвучил план работы парламента. Как вы относитесь к такому планированию?

- Некоторым нашим политикам не хватает знания Конституции. Видимо, в правительстве забыли, что у нас парламентско-президентская республика.

Ирина Ванда

Также вам может быть интересно

Loading...