460

Мятежный спикер: почему и как могут отправить в отставку главу парламента

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. Аргументы и Факты в Украине 29/09/2021
Мятежный спикер: почему и как могут отправить в отставку главу парламента
Мятежный спикер: почему и как могут отправить в отставку главу парламента Скриншот

Дело спорное 

Противоречия между спикером и президентской командой открыто проявились в конце прошлой осени, на фоне кризиса с Конституционным судом. Жесткое намерение президента распустить КСУ у Дмитрия Разумкова поддержки не встретило, и он стал соавтором более мягкого законопроекта.  

С начала года на первые позиции при принятии ключевых государственных решений вышел СНБО, членом которого является и глава ВР. Но, например, за санкции против бизнесменов Дмитрия Фирташа и Павла Фукса он не голосовал. Свою позицию объяснил тем, что механизм таких ограничительных мер не настроен против украинских граждан. 

Но настоящим камнем преткновения стал президентский законопроект №5599 - об олигархах. В конце июня он прошел первое чтение, однако омбудсмен Людмила Денисова призвала спикера отправить его на изучение в Венецианскую комиссию. Хотя в его фракции и, разумеется, в президентской команде, такой шаг, мягко говоря, не приветствовали, Разумков все же отправил документ в Венецианку и 20 сентября получил ответ: рассмотреть его смогут на пленарной сессии только в середине декабря. 

Накануне конфликт между спикером и «слугами народа» вышел в публичную плоскость – он открыто дискутировал со своим заместителем Русланом Стефанчуком и главой фракции СН Давидом Арахамией в эфире политического ток-шоу. Затем Разумков ушел на больничный из-за коронавируса – он заразился во второй раз. И согласительным советом руководил в режиме онлайн, что не соответствует привычной практике. Кроме того, он сделал абсолютно непрозрачные намеки о работе над его отставкой. 

«Мы сегодня видим много слухов, много сплетен в средствах массовой информации, есть какие-то разговоры, что кто-то кому-то предлагает 50-70-100 тысяч за голос за некоторые отставки. Я лично почти уверен, что это не соответствует действительности, но хотел бы обратиться к антикоррупционным органам, чтобы они взяли эту информацию, проработали и, надеюсь, опровергли», - заявил Разумков на согласительном совете 20 сентября. 

Повестку дня на совете утвердили в том виде, в котором хотели «слуги» - с рассмотрением законопроекта об олигархах. Второе чтение он проходил 23 сентября без спикера – он все еще был на больничном. И руководил непростым голосованием вице-спикер Руслан Стефанчук. 

Закон раздора 

«Власть пыталась провести тест: как справится Руслан Стефанчук. То есть, тест на спикера. Но блин оказался комом. Документ приняли со взаимоисключающими поправками в его пятую статью. Так что придется переголосовывать. Противоречие в том, что приняли одновременно и то, что олигархов определяет СНБО, и то, что этим занимается Нацагентство по противодействию коррупции. В связи с этим Разумков потролил, что его поправка прошла, как раз в вопросе полномочий НАПК», - объяснил кандидат политических наук Алексей ЯКУБИН. 

Хотя к законопроекту было подано 1,3 тыс. поправок и все ждали довольного долгого рассмотрения, Рада решила вопрос с олигархами стремительно. Согласовали только те поправки, которые одобрил комитет. Закон об олигархах поддержали 279 нардепов, и большинство было получено с помощью некоторых нардепов из фракции «Голос» и двух депутатских групп – «Справедливость» и «За будущее». 

По нормам документа олигарх – человек, статус которому присваивает СНБО по представлению Кабмина, НБУ, СБУ, АМКУ или члена СНБО на основании трех из четырех признаков (детальнее – см. ВАЖНО): 

- участие в политической жизни. То есть, должность во власти, в руководстве политпарии, ее финансирование. Также ко второму чтению добавили, что участниками политической жизни могут быть близкие к таким людям лица; 

- значительное влияние на СМИ; 

- наличие в собственности компании, которая является субъектом природной монополии или занимает монопольное положение на рынке; 

- наличие активов, превышающих 1 млн прожитминимумов для трудоспособных лиц по состоянию на 1 января. Это 2,48 млрд грн на момент введения закона в действие. 

Закон вступает в силу после того, как его опубликуют, но вводится в действие через полгода. Его срок жизни ограничен десятью годами. То есть, у Рады было время для того, чтобы дождаться выводов Венецианки и согласовать ее замечания – стоило лишь откорректировать время введения закона в действие. Но приняли стремительно, с противоречиями. И теперь по отдельным нормам предстоит переголосование. 

Вопрос времени 

27 сентября спикер показал общественности отрицательный ПЦР-тест и заявил о готовности выйти на работу. 

«Разумкова будут снимать. Любой ценой. Но для этого нужно чтоб сам Разумков был в зале. Иначе - нарушение Регламента. Потому что четко прописана процедура и согласно ей спикер обязан перед снятием отчитаться перед ВР. Нет спикера в зале - нет снятия», - поделился своей информацией из властных кабинетов депутат прошлого созыва Борислав БЕРЕЗА. 

Политолог Андрей ЗОЛОТАРЕВ говорит, что после принятия закона об олигархах конфликт между Банковой и спикером не исчерпан, и вопрос времени, когда он перейдет в фазу эскалации. 

«Складывается ощущение, что решение по спикеру принято. Больше шансов, что Разумкова будут сносить. Как это технически будет происходить – не знаю. Маркер – приглашают или нет Разумкова в Трускавец, на собрание фракции «Слуга народа» (оно пройдет 1-3 октября и по состоянию на момент сдачи номера Разумков приглашение туда не получил. - Ред.), - говорит Золотарев. - Если бы я советовал Офису президента, я бы рекомендовал все же поговорить по душам и прийти к какому-то компромиссу. То есть, оставить Разумкову определенную толику свободы для маневра и не демонстрировать внутривидовой конфликт. Когда такого рода конфликты начинаются, у власти усугубляются проблемы. А Разумков – одна из самых ярких фигур команды. Его списание может стать предвестником больших проблем». 

По регламенту ВР спикера можно отозвать в связи с его неудовлетворительной работой, в том числе, если он устраняется от ведения трех пленарных заседаний или по другим обстоятельствам, которые делают его деятельность невозможной. Под предложением об отставке по инициативе ВР должны быть подписи конституционного большинства – больше 300 нардепов. Подать в отставку может он и по собственному желанию. Однако Разумков говорил, что таких намерений у него нет. Вызрели они окончательно или нет в президентской команде – увидим в ближайшие недели. Но увольнение Разумкова безболезненным не будет. 

«У него Регламент отскакивает от зубов, он не тушуется, его воспринимают. У него мизерный собственный рейтинг, но зато нет и антирейтинга. Это его сильная сторона. Слабая – у него, кроме кресла, нет собственного ресурса. Потеряв кресло, он может потерять почти все. Но основной риск для команды президента - если вокруг Разумкова начнут собираться недовольные Зеленским, и он станет флагманом оппозиции в Раде, - объясняет Золотарев. - Для старых политиков оппонировать Зеленскому – вариант заведомо проигрышный. И я не исключаю их попыток взять фигуру из одного с Зеленским поколения и выставить ее в качестве альтернативы ему». 

Впереди у Рады серьезные прения и голосования по двум важнейшим законопроектам: о бюджете на следующий год и о налоговых изменениях - №5600, по которому подано 11 тыс. поправок, и от норм которого в зависимость поставили 30 млрд грн бюджетных поступлений в следующем году. Голосование за закон об олигархах было очень важным и с привязкой к №5600. Его провели по ускоренной процедуре, значит ее могут повторить и в отношении налоговых инициатив. Но по ним у спикера была своя позиция: законопроект нуждается в серьезной доработке.  

«Если в этот период Разумков удержится, я думаю, что удержится и дальше. Но я больше склонен считать, что будет его низвержение и замена на Стефанчука, - резюмирует А. Золотарев. - Стефанчук вполне компетентен как юрист, он преподавал в академии адвокатуры. С публичной стороны Разумков выглядит намного сильнее. А Стефанчук – это исполнитель. В силу того, что у него нет политических амбиций, на него будут смотреть, как на инструмент». 

Важно 

Что согласовали в законе об олигархах? 

Решение о присвоении статуса олигарха, по новому закону – за Советом нацбезопасности и обороны и вводится оно указом президента. Последствия присвоения статуса: 

- данные об олигархе, списке юрлиц, конечным бенефициаром которых он является, и влиятельных политиков, в пользу которых он осуществлял финансирование в течение последних трех лет, вносятся в открытый реестр, который будет вести СНБО; 

- олигарх не сможет покупать (быть бенефициаром покупателя) объекты большой приватизации, осуществлять взносы в поддержку политпартий, финансировать политическую агитацию, политические митинги и демонстрации; 

- контакты с олигархом, в том числе и по телефону, а также с его представителями обязаны будут декларировать топ-политики и чиновники классов «А» и «Б», главы госпредприятий, высшие военные чины и правоохранители, руководители антикоррупционных органов.  

Ко второму чтению в документ добавили норму о том, что потенциального олигарха будут уведомлять о заседании СНБО по его вопросу. И если в Совете посчитают нужным, то его пояснения могут заслушать. 

Анна Коваленко

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.

Также вам может быть интересно

Loading...