aif.ru counter
173

Между первой и второй: Е-декларирование дошло до чиновников среднего звена

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. Аргументы и Факты в Украине 22/02/2017

Киев, 22 февраля - АиФ-Украина.

Несмотря на то, что результаты первой волны е-декларирования, мягко говоря, не впечатляют, второй этап в самом разгаре - до 1 апреля электронные декларации обязаны заполнить лица, занимающие ответственные должности в госучреждениях и предприятиях.

С ШУМОМ И ПЫЛЬЮ

После «фальстарта» в августе 2016 г., Нацагентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) успешно запустило с 1 сентября 2016 г. инновационную для Украины систему е-деклараций. Внедрение этого механизма по контролю доходов и имущества чиновников стало выполнением одного из ключевых условий предоставления безвизового режима Евросоюзом. И, одновременно - «аттракционом года» для украинцев.

Первый этап декларирования, напомним, прошел c 1 сентября до 31 октября 2016 г. В эти сроки обнародовали данные об имуществе и капиталах за 2015 г. президент, члены Кабмина, премьер, народные депутаты, глава Нацбанка. А также - чиновники категорий А и Б: топ-менеджеры, руководители госучреждений, судьи, прокуроры. Они показали суммарно около 12 млрд грн наличности. Что красноречиво свидетельствует о «доверии» отечественного истеблишмента к украинской банковской системе…

Да и перечень имущества чиновников буквально поражает. Кроме домов, земельных участков и квартир, картинных галерей и арсеналов оружия, в ряду «явленных миру» ценностей оказались, например, ЧП «Чернобыль», здание храма и даже… туалет.

Между тем, сам процесс декларирования оказался довольно тернистым: сайт Госреестра деклараций то и дело «висел», то ли из-за хакерских атак, то ли из-за технических проблем. Даже премьер Владимир Гройсман на заседании правительства жаловался, что ночь напролет вынужден был корпеть над своей декларацией.

«Вот и завершился первый этап электронного декларирования. Кто-то на критике НАПК пытался заработать себе политические дивиденды, другие молча продолжали работу. Подытожим результаты. По состоянию на 00:00 он таков: в Реестре 118 135 е-документов, из них ежегодных деклараций – 103 046», - похвалил сам себя аккурат 31 октября Руслан РАДЕЦКИЙ, зампред НАПК

ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО

По словам политолога Юрия ВОЙТЕНКО, очевидно, что вовремя внедрить необходимый алгоритм проверки деклараций было кому-то невыгодно.

«Скорее даже, это было не выгодно никому. В том числе, самому НАПК, поскольку это им добавляет работы, хоть они и получают там большие зарплаты, 120-130 тыс. грн в месяц у Корчак (Наталии Корчак, главы НАПК, - Ред.), например. Конечно, возникают вопросы, за что платят эти деньги? Получается, декларанты напрасно «дрожали», - подчеркивает Ю. Войтенко.

В итоге, смелых е-декларантов в Европе похвалили, дома – посмеялись, слегка пожурили, да и забыли. Но с началом второго этапа 1 января 2017 г. опять возник вопрос о механизме проверки. Отсутствием коего, видимо, и объяснялась предельная откровенность чиновников высшего звена.

Механизм проверки деклараций обязано было разработать НАПК. Но удосужилось лишь провести общественные слушания по данному вопросу в ноябре-декабре 2016 г. При этом, как заявил министр юстиции Павел ПЕТРЕНКО, его подчиненным пришлось делать все за НАПК.

«Очень просим, чтобы наши коллеги из НАПК начали проводить проверку деклараций и выполнять свои функции в нормальном режиме. Это должен быть последний случай, когда за НАПК Министерство юстиции и эксперты готовят нормативную базу и проводят какие-то другие действия, связанные с их функциональными обязанностями. У нас есть большое беспокойство, чтобы вторая волна декларирования состоялась успешно, чтобы почти 2 млн госслужащих и бюджетников, которые подадут декларации до конца марта, прошли этот процесс в нормальном режиме», - подчеркнул П. Петренко, зарегистрировав пресловутый порядок проверки лишь в феврале текущего года после «одобрямсов» Кабмина и НАПК.

МОШЕННИЧЕСТВО ИЛИ БОЙКОТ?

В ответ на такую критику Наталья КОРЧАК, глава НАПК, в своем «Фейсбук» заявляет, что проверки деклараций не проводятся по целому ряду причин.

«Не надо искать саботажа там, где его нет, - заявила Н. Корчак. - Национальное агентство полноценно выполняло бы свои обязательства по проверкам топ-чиновников, в том числе и представителей правительства, но есть бойкот работы НАПК (на нормативном и техническом уровнях); искусственно созданный пафос государственного органа, который на фоне критики других «выстраивает» собственный авторитет (видимо, это «камень в огород» как раз Минюста, - Ред.)»

Однако и с разработанным Минюстом механизмом проверки тоже не все так просто, как это кажется с первого взгляда. Во-первых, документа до сих пор нет в открытом доступе. Есть и второе «но»: он может оказаться далеко не столь действенным, как расписывают в Минюсте.

«В одном из недавних интервью Н. Корчак сказала, что точного механизма проверки этих доходов нет даже в новом порядке, поскольку действует УПК, по которому это невозможно сделать. И если какие-то вопросы будут возникать, они станут обращаться в НАБУ, которое действует в рамках все того же УПК. Не хотелось бы, чтобы деятельность НАПК превратилась в очередной «пшик». А пока даже политиков и депутатов не знают, как проверить, что уж говорить о новых сотнях тысяч деклараций», - говорит Ю. Войтенко.

А вот нардеп Егор СОБОЛЕВ называет с трудом принятый порядок проверки «мошенничеством». «Этот порядок написан так, чтобы не нужно было проверять декларации многих чиновников. Там записано, что все декларации до принятия порядка прошли арифметический контроль. Мы в Раде будем заслушивать и НАПК, и Минюст на предмет того, почему они это мошенничество допустили», - подчеркивает Е. Соболев.

Так действительно ли обществу предлагается очередная «филькина грамота»? И когда е-декларации станут реальным рычагом для привлечения к ответственности проворовавшихся чиновников? Ответов на эти вопросы пока нет.

ВОДА В СТУПЕ

В то же время, согласно данным исследования Bertelsmann Foundation Transformation Index, которые учитываются при определении всемирного Индекса восприятия коррупции CPI, Украина в 2016 г. заняла 130 место из 168 позиций в мировом рейтинге. И оказалась рядом с Ираном, Камеруном, Непалом, Никарагуа и Парагваем, сообщает Transparency International.

По данным этой же организации, наша страна, истратив миллиард гривен на борьбу с коррупцией, в мировом Индексе восприятия коррупции за 2016 г. получила 29 баллов из 100 возможных, что всего на 2 балла выше показателя 2015 г.

«К сожалению, «коридор» меньше 30 баллов является позором для нации», - констатирует Ю. Войтенко. «Мы имели 26, 27, теперь 29 баллов, но никак этой «тридцатки» не достигнем, «зависли» вместе с Россией на 29 баллах. 131 место в международном рейтинге по борьбе с коррупцией говорит о том, что мы просто «молотим воду в ступе». Имеем массу структур, множество борцов – но видим, что главные фигуранты, те, кто потенциально может быть обвинен в коррупции, естественно, не хотят, чтобы с ними боролись. И потому делают все для того, чтобы этого не было. Так что деньги расходуются на институции, которые априори неэффективны. Этим и объясняется тот факт, что в разгар второй в НАПК еще не проверили декларации первой волны у-декларирования. Видимо, просто нет политической воли»

P.S.

Завершится второй этап е-декларирования символично, 1 апреля – в День смеха. А вот что будет, когда е-декларации станут обязательными для всех украинцев, как планирует Нацсовет реформ, страшно даже подумать. Или все же смешно?..

Ирина Ванда

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых