873

Медреформа в Украине: кто и как вылечит нацию?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. Аргументы и Факты в Украине 25/10/2017

О необходимости перемен в системе здравоохранения много говорить не нужно. Достаточно зайти в рядовую поликлинику, больницу или, не дай боже, хоспис. Сможет ли медреформа остановить «полураспад» нашей медицины и какой ценой это может быть сделано - разбирался «АиФ».

ЛЕЧЕНИЕ ПО-НОВОМУ

Депутаты внесли серьезные коррективы в первоначальную схему проекта медреформы.

Азбука изменений

19 октября Верховная Рада приняла закон «О государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств». За законопроект №6327 проголосовали 240 нардепов при необходимых 226 голосах.

Медреформа в Украине
Медреформа в Украине Фото: АиФ в Украине

Согласно этому документу, Кабмин ежегодно должен утверждать перечень медуслуг и лекарственных средств, оплату которых гарантирует государство по принципу «деньги ходят за пациентом». При этом, на реализацию медгарантий будет выделяться не менее 5% ВВП. Расходы на программу защитят статьями госбюджета. Поставщиками медицинских услуг за счет гарантированного государством пакета смогут быть учреждения здравоохранения всех форм собственности.

В то же время, госбюджет профинансирует и программы общественного здоровья, борьбу с эпидемиями, медико-социальные экспертизы. А вот все, что не входит в гарантированный список, будет покрываться за счет других госпрограмм, средств местных бюджетов, медстрахования, юридических и физлиц. При этом, органам местного самоуправления оставляют право финансировать местные программы развития коммунальных учреждений здравоохранения.

Как объясняют в пресс-службе Минздрава, с 2018 г. в Украине стартует работа национальной страховой системы – Национальной службы здоровья. Реформирование начнется с изменений финансирования первичной медицинской помощи. А для учреждений специализированной медпомощи новая модель заработает с 2020 г. В 2018-2019 гг. определенные услуги будут финансировать в рамках пилотных проектов.

При этом пациенты смогут заключать прямые договора на обслуживание с семейными врачами. Приписная кампания начнется после того, как президент подпишет принятый закон.

«С января пациент может прийти в любую поликлинику, которая ему удобна, независимо от наличия прописки или ее отсутствия, и к врачу, у которого он хочет обслуживаться. Будет действовать возможность подписания так называемого бесплатного договора с врачом, -  говорит эксперт по медреформе Ольга СТЕФАНИШИНА. - С момента подписания государство начинает платить этому врачу за вас. Будут созданы два списка пациентов – «красный» (те, кто не заключил договор с врачом), и «зеленый». Списки никак не должны влиять на предоставление услуг».

Те, кто окажется в «красном» списке, будут обслуживаться по месту прописки. Вдобавок заработает электронная система медицинского документооборота, которая поможет унифицировать информацию о здоровье пациентов и качественно вести истории болезни.

Поправки и критика

Однако в первоначальный вариант законопроекта №6327 депутаты внесли несколько серьезных правок. Среди них - отказ от совместной оплаты лечения государством и пациентом. Вторая важная поправка - отказ от обязательного использования международных протоколов лечения.

«Решено запускать систему в классическом виде, как она работает в Великобритании и ряде других стран, без соплатежей. К этому вопросу правительство вернется ближе к 2020 г, ведь сооплату планировали запустить вместе с новой моделью финансирования амбулаторного и стационарного лечения», – говорится в сообщении Минздрава.

Законодательство по медреформе
Законодательство по медреформе Фото: АиФ в Украине

Таким образом, расходы на медуслуги либо будут на 100% покрыты из госбюджета, либо вообще не будут финансироваться.

«Есть расходы, которые не будут покрываться. Например, эстетическая медицина или стоматология, которые не являются неотложными», – объясняет и.о. министра здравоохранения Ульяна СУПРУН.

Но до конца пока неясно, какие еще важные для здоровья и кошелька людей операции могут не попасть в «заветный» гарантированный список, а какие придется оплачивать нам самим, если Минздрав не посчитает их «неотложными». Этим активно пользуются противники медреформы. Так, на странице в Facebook главы парламентского Комитета по вопросам здравоохранения Ольги БОГОМОЛЕЦ появился многостраничный «прайс» примерной стоимости медуслуг. И цифры там впечатляющие.

«Предлагаю к ознакомлению все «прайсы», рассчитанные тремя крупными медицинскими учреждениями для утверждения Минздравом. Теперь каждый может ознакомиться с суммами, которые ему потенциально придется подготовить, чтобы оплатить лечение в случае наличия какой-либо из указанных болезней, - пишет О. Богомолец. - Что из этого будет платить государство, а что сам пациент, до сих пор неизвестно. Поскольку перечень услуг, которые будет оплачивать государство, Минздравом пока не обнародован»

бесплатные медисследования
бесплатные медисследования Фото: АиФ в Украине

 

Но наряду с этим в Кабмине уверяют: деньги на медицину у Украины сегодня есть.

 «В 2018 г. мы на 16% увеличиваем финансирование этой сферы», - подчеркивает министр финансов Александр ДАНИЛЮК.

 Да и премьер-министр Владимир ГРОЙСМАН успокаивает: украинцам не придется продавать последнее, чтобы вылечиться. Как раз совсем наоборот.

«Речь идет именно о стоимости (медуслуг – Ред.), которая на 100% будет оплачиваться за пациента из государственного бюджета, а не из его кармана. Для пациента же услуга будет бесплатной. А те, кто сегодня распространяет информацию о суммах, которые якобы людям придется теперь платить в медицинских учреждениях, сознательно пытаются настроить людей против медреформы», -  подчеркивает премьер.

К тому же, по словам У. Супрун, при условии эффективного использования средств Кабмин повысит ассигнования на медицину до 2020 г. на 25 млрд грн.

БОЛЬНОЙ ВОПРОС

Пока неясно, сохранятся ли все медицинские льготы.

Отдельной строкой в законе о медреформе  прописано, что для участников АТО абсолютно все медобслуживание будет бесплатным. Что будет с остальными льготниками – пока вопрос. Однако и законов, по которым люди получали и получают льготы по медобслуживанию, реформа не отменяет.

«Что касается закона о медреформе, то, исходя из текста, пока мало что можно утверждать со 100-процентной точностью, - говорит глава правления Союза защиты прав пациентов «Здоровье нации» Валентина ОЧЕРЕТЕНКО. – Ведь там указаны только основные направления реформы, которые будут уточнять в «ручном режиме» и дополнять подзаконными актами. Не все пока ясно и с платными услугами. Но известно, что в законе отменили так называемые «соплатежи», которые планировали в виде совместной оплаты услуг самим пациентом и государством. Так теперь что – все будет платным или все – бесплатным для пациента? В Кабмине утверждают, что платными будут лишь отдельные услуги, остальное возьмет на себя государство. И обещают в ближайшее время озвучить более конкретную информацию».

Также многое в процессе реализации реформы, по мнению Очеретенко, будет зависеть от того, в каком регионе ты живешь, и от местной власти, которая может взять на себя часть затрат по медобслуживанию населения, по оплате льгот. К примеру, как это много лет делают в Киевском городском центре микрохирургии глаза (там киевлян оперируют бесплатно) и в Киевском городском онкоцентре, где многие медуслуги и препараты для жителей столицы – бесплатны.

Правда, говорит эксперт, если в этом плане следовать реформе, можно попасть в ловушку: закон гласит, что выбрать любого врача может каждый человек, независимо от места его проживания. И многие захотят обслуживаться в столице. «Белыми пятнами», по ее мнению, остаются и такие важные моменты, как реимбурсация (оплата государством стоимости лекарств для больных с некоторыми заболеваниями) – будет или не будет? Неясно и то, как государство намерено поддержать онкобольных, сердечников, больных диабетом, людей с орфанными (редкими) болезнями. И определение группы инвалидности – останется этот процесс таким, как был раньше, или его изменят?

«Пока больше вопросов, чем ответов, - считает  В.Очеретенко. – Нужно во всем разбираться по мере того, как Минздрав будет выпускать подзаконные акты и другие разъяснительные документы».

ЗАКОН СООБЩАЮЩИХСЯ СОСУДОВ

У экспертов по медреформе есть две новости для врачей - хорошая и плохая.

Одним из ожидаемых позитивных эффектов медреформы является рост доходов врачей. Медики смогут остаться наемными работниками в коммунальных предприятиях Минздрава или заняться частной практикой. В любом случае, за каждого пациента врач получит 370 грн, а за детей и пенсионеров государство будет платить вдвое больше.

«Постепенно врачи первичного звена будут забывать такое слово, как «зарплата», и станут оперировать словом «доход», который будет зависеть от количества пациентов у врача. Также их ждут такие изменения, как свобода выбора места работы и прекращение статуса бюджетника», - говорит замминистра здравоохранения Павел КОВТОНЮК.

Однако есть и «обратная сторона» этой медали - в борьбе за пациентов многие врачи рискуют потерять работу.

«Сокращение штата будет зависеть от того, как врач лечит и есть ли у него пациенты. Я думаю, что сеть медицинских учреждений и врачей будет оптимизирована. Но все это будет происходить плавно. У нас в полтора раза больше врачей, чем в соседних странах», - подчеркивает о. Стефанишина.

КАК У НИХ? РАВНЕНИЕ НА ПОЛЬШУ

Опыт нашей ближайшей соседки Польши в реформировании медицины может быть очень интересен для Украины. В этой стране экономика развивается так успешно, что Польша на днях отказалась продлевать сотрудничество с МВФ. Как выяснилось, полякам вполне хватает собственных ресурсов. Не последнюю роль в этом играет и человеческий капитал. А высокий уровень  медицины помогает продлить людям жизнь, повысить их трудоспособность.

«Раньше средства на здравоохранение шли из центрального бюджета (Skarbu Państwa). Медреформа в Польше началась в 1991-м и связана была с реформой самоуправления. Но эффекта от нее пациентам надо было ждать до 1999 г., когда она реально начала работать», - говорит польский эксперт аналитического центра «Политика» Еджей ХОДЗИНСКИЙ.

По словам специалиста, основной идеей было изменение способа финансирования службы здоровья. Для этого ввели специальные управления Kasy Chorych - по одному в каждом воеводстве. Они начали получать средства, за которое позже смогли предоставлять медуслуги всем, кто имеет медицинскую страховку.  В 2003 г. Kasy Chorych переименовали в NFZ - Narodowy Fundusz Zdrowia.

«Каждый  человек выбирает «врача первого контакта», у  которого подписано соглашение с NFZ. Такой медик направляет пациентов к врачам-специалистам. Медицинское страхование охватывает почти все медуслуги. Если нужно обратиться к врачу или в больницу, все оплачивает NFZ, - отмечает Е. Ходзинский. - Медицинское страхование не включает в себя всего несколько видов услуг - таких, например, как пластическая хирургия. Этот тип операций пациент может оплатить из собственного кармана».

При этом наличие медстраховки является для поляков обязательным: каждый работающий отчисляет на это 9% зарплаты. Для неработающих мужа или жены страховку оплачивает второй супруг. Страхуют и детей до 18 лет (или молодежь до 26 лет, если они учатся). Соцучреждения платят за пенсионеров, безработных.

«Медреформа многое изменила. Все медицинские учреждения перешли в собственность властей в регионах, стали финансово независимыми. С точки зрения пациента врач  стал более доступным. Крометого, больницы отремонтировали, они теперь гораздо более современные», - рассказывает Е. Ходзинский.

По словам эксперта, об успехе польской медреформы говорит и статистика.

«По данным Всемирного Банка, ожидаемая продолжительность жизни взрослых в Польше выросла с 73,04 лет в 1999 г. до 78,2 лет в 2015-м. Для сравнения, в Германии эти показатели  составляют 77,73 года и 81,09 года. А в Украине - 68,21 года и 71,19 года», - подчеркивает Е. Ходзинский.

КСТАТИ

Вместе с медреформой Рада приняла в первом чтении президентский проект закона о повышении доступности и качества медобслуживания в сельской местности (№7117). В документе, в частности, говорится об организации медобслуживания с применением телемедицины.

Критики этого закона отмечают, что с интернетом в украинских селах пока туго. Но, по словам специалистов, в телемедицине важен не столько интернет, сколько внедрение самой системы такой помощи. Ведь сейчас врачи боятся ответственности, не берутся консультировать даже по телефону.

Но вскоре ситуация изменится. Специалист сможет удаленно оценивать цифровые рентгенограммы, компьютерные томограммы и некоторые анализы. Телемедицина упростит диагностику в случаях, когда нужен не персональный осмотр, а оценка исследований, предоставит больше возможностей пациентам из отдаленных районов проконсультироваться у узкого специалиста. А в кардиологии вообще поможет спасти жизнь.

ЯЗЫКОМ ЦИФР

- 40 тыс. инфарктов ежегодно происходит в Украине

- в пятерку стран-лидеров по уровню смертности, не связанному с войной входит Украина

- с 30-х годов прошлого века не увеличивается продолжительность жизни в Украине

- Топ-10 препаратов в Европе не совпадают с топ-10 украинских ни по одной из позиций

МНЕНИЕ ГАВРИЛЕЧКО:

О необходимости перемен в системе здравоохранения много говорить не нужно. Достаточно зайти в рядовую поликлинику, больницу или, не дай боже, хоспис. Сможет ли медреформа остановить «полураспад» нашей медицины и какой ценой это может быть сделано - разбирался «АиФ».

ЛЕЧЕНИЕ ПО-НОВОМУ

Депутаты внесли серьезные коррективы в первоначальную схему проекта медреформы.

Азбука изменений

19 октября Верховная Рада приняла закон «О государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств». За законопроект №6327 проголосовали 240 нардепов при необходимых 226 голосах.

Согласно этому документу, Кабмин ежегодно должен утверждать перечень медуслуг и лекарственных средств, оплату которых гарантирует государство по принципу «деньги ходят за пациентом». При этом, на реализацию медгарантий будет выделяться не менее 5% ВВП. Расходы на программу защитят статьями госбюджета. Поставщиками медицинских услуг за счет гарантированного государством пакета смогут быть учреждения здравоохранения всех форм собственности.

В то же время, госбюджет профинансирует и программы общественного здоровья, борьбу с эпидемиями, медико-социальные экспертизы. А вот все, что не входит в гарантированный список, будет покрываться за счет других госпрограмм, средств местных бюджетов, медстрахования, юридических и физлиц. При этом, органам местного самоуправления оставляют право финансировать местные программы развития коммунальных учреждений здравоохранения.

Как объясняют в пресс-службе Минздрава, с 2018 г. в Украине стартует работа национальной страховой системы – Национальной службы здоровья. Реформирование начнется с изменений финансирования первичной медицинской помощи. А для учреждений специализированной медпомощи новая модель заработает с 2020 г. В 2018-2019 гг. определенные услуги будут финансировать в рамках пилотных проектов.

При этом пациенты смогут заключать прямые договора на обслуживание с семейными врачами. Приписная кампания начнется после того, как президент подпишет принятый закон.

«С января пациент может прийти в любую поликлинику, которая ему удобна, независимо от наличия прописки или ее отсутствия, и к врачу, у которого он хочет обслуживаться. Будет действовать возможность подписания так называемого бесплатного договора с врачом, -  говорит эксперт по медреформе Ольга СТЕФАНИШИНА. - С момента подписания государство начинает платить этому врачу за вас. Будут созданы два списка пациентов – «красный» (те, кто не заключил договор с врачом), и «зеленый». Списки никак не должны влиять на предоставление услуг».

Те, кто окажется в «красном» списке, будут обслуживаться по месту прописки. Вдобавок заработает электронная система медицинского документооборота, которая поможет унифицировать информацию о здоровье пациентов и качественно вести истории болезни.

Поправки и критика

Однако в первоначальный вариант законопроекта №6327 депутаты внесли несколько серьезных правок. Среди них - отказ от совместной оплаты лечения государством и пациентом. Вторая важная поправка - отказ от обязательного использования международных протоколов лечения.

«Решено запускать систему в классическом виде, как она работает в Великобритании и ряде других стран, без соплатежей. К этому вопросу правительство вернется ближе к 2020 г, ведь сооплату планировали запустить вместе с новой моделью финансирования амбулаторного и стационарного лечения», – говорится в сообщении Минздрава.

Таким образом, расходы на медуслуги либо будут на 100% покрыты из госбюджета, либо вообще не будут финансироваться.

«Есть расходы, которые не будут покрываться. Например, эстетическая медицина или стоматология, которые не являются неотложными», – объясняет и.о. министра здравоохранения Ульяна СУПРУН.

Но до конца пока неясно, какие еще важные для здоровья и кошелька людей операции могут не попасть в «заветный» гарантированный список, а какие придется оплачивать нам самим, если Минздрав не посчитает их «неотложными». Этим активно пользуются противники медреформы. Так, на странице в Facebook главы парламентского Комитета по вопросам здравоохранения Ольги БОГОМОЛЕЦ появился многостраничный «прайс» примерной стоимости медуслуг. И цифры там впечатляющие.

«Предлагаю к ознакомлению все «прайсы», рассчитанные тремя крупными медицинскими учреждениями для утверждения Минздравом. Теперь каждый может ознакомиться с суммами, которые ему потенциально придется подготовить, чтобы оплатить лечение в случае наличия какой-либо из указанных болезней, - пишет О. Богомолец. - Что из этого будет платить государство, а что сам пациент, до сих пор неизвестно. Поскольку перечень услуг, которые будет оплачивать государство, Минздравом пока не обнародован»

Но наряду с этим в Кабмине уверяют: деньги на медицину у Украины сегодня есть.

 «В 2018 г. мы на 16% увеличиваем финансирование этой сферы», - подчеркивает министр финансов Александр ДАНИЛЮК.

 Да и премьер-министр Владимир ГРОЙСМАН успокаивает: украинцам не придется продавать последнее, чтобы вылечиться. Как раз совсем наоборот.

«Речь идет именно о стоимости (медуслуг – Ред.), которая на 100% будет оплачиваться за пациента из государственного бюджета, а не из его кармана. Для пациента же услуга будет бесплатной. А те, кто сегодня распространяет информацию о суммах, которые якобы людям придется теперь платить в медицинских учреждениях, сознательно пытаются настроить людей против медреформы», -  подчеркивает премьер.

К тому же, по словам У. Супрун, при условии эффективного использования средств Кабмин повысит ассигнования на медицину до 2020 г. на 25 млрд грн.

БОЛЬНОЙ ВОПРОС: Пока неясно, сохранятся ли все медицинские льготы.

Отдельной строкой в законе о медреформе  прописано, что для участников АТО абсолютно все медобслуживание будет бесплатным. Что будет с остальными льготниками – пока вопрос. Однако и законов, по которым люди получали и получают льготы по медобслуживанию, реформа не отменяет.

«Что касается закона о медреформе, то, исходя из текста, пока мало что можно утверждать со 100-процентной точностью, - говорит глава правления Союза защиты прав пациентов «Здоровье нации» Валентина ОЧЕРЕТЕНКО. – Ведь там указаны только основные направления реформы, которые будут уточнять в «ручном режиме» и дополнять подзаконными актами. Не все пока ясно и с платными услугами. Но известно, что в законе отменили так называемые «соплатежи», которые планировали в виде совместной оплаты услуг самим пациентом и государством. Так теперь что – все будет платным или все – бесплатным для пациента? В Кабмине утверждают, что платными будут лишь отдельные услуги, остальное возьмет на себя государство. И обещают в ближайшее время озвучить более конкретную информацию».

Также многое в процессе реализации реформы, по мнению Очеретенко, будет зависеть от того, в каком регионе ты живешь, и от местной власти, которая может взять на себя часть затрат по медобслуживанию населения, по оплате льгот. К примеру, как это много лет делают в Киевском городском центре микрохирургии глаза (там киевлян оперируют бесплатно) и в Киевском городском онкоцентре, где многие медуслуги и препараты для жителей столицы – бесплатны.

Правда, говорит эксперт, если в этом плане следовать реформе, можно попасть в ловушку: закон гласит, что выбрать любого врача может каждый человек, независимо от места его проживания. И многие захотят обслуживаться в столице. «Белыми пятнами», по ее мнению, остаются и такие важные моменты, как реимбурсация (оплата государством стоимости лекарств для больных с некоторыми заболеваниями) – будет или не будет? Неясно и то, как государство намерено поддержать онкобольных, сердечников, больных диабетом, людей с орфанными (редкими) болезнями. И определение группы инвалидности – останется этот процесс таким, как был раньше, или его изменят?

«Пока больше вопросов, чем ответов, - считает  В.Очеретенко. – Нужно во всем разбираться по мере того, как Минздрав будет выпускать подзаконные акты и другие разъяснительные документы».

ЗАКОН СООБЩАЮЩИХСЯ СОСУДОВ

У экспертов по медреформе есть две новости для врачей - хорошая и плохая.

Одним из ожидаемых позитивных эффектов медреформы является рост доходов врачей. Медики смогут остаться наемными работниками в коммунальных предприятиях Минздрава или заняться частной практикой. В любом случае, за каждого пациента врач получит 370 грн, а за детей и пенсионеров государство будет платить вдвое больше.

«Постепенно врачи первичного звена будут забывать такое слово, как «зарплата», и станут оперировать словом «доход», который будет зависеть от количества пациентов у врача. Также их ждут такие изменения, как свобода выбора места работы и прекращение статуса бюджетника», - говорит замминистра здравоохранения Павел КОВТОНЮК.

Однако есть и «обратная сторона» этой медали - в борьбе за пациентов многие врачи рискуют потерять работу.

«Сокращение штата будет зависеть от того, как врач лечит и есть ли у него пациенты. Я думаю, что сеть медицинских учреждений и врачей будет оптимизирована. Но все это будет происходить плавно. У нас в полтора раза больше врачей, чем в соседних странах», - подчеркивает о. Стефанишина.

КАК У НИХ?: РАВНЕНИЕ НА ПОЛЬШУ

Опыт нашей ближайшей соседки Польши в реформировании медицины может быть очень интересен для Украины. В этой стране экономика развивается так успешно, что Польша на днях отказалась продлевать сотрудничество с МВФ. Как выяснилось, полякам вполне хватает собственных ресурсов. Не последнюю роль в этом играет и человеческий капитал. А высокий уровень  медицины помогает продлить людям жизнь, повысить их трудоспособность.

«Раньше средства на здравоохранение шли из центрального бюджета (Skarbu Państwa). Медреформа в Польше началась в 1991-м и связана была с реформой самоуправления. Но эффекта от нее пациентам надо было ждать до 1999 г., когда она реально начала работать», - говорит польский эксперт аналитического центра «Политика» Еджей ХОДЗИНСКИЙ.

По словам специалиста, основной идеей было изменение способа финансирования службы здоровья. Для этого ввели специальные управления Kasy Chorych - по одному в каждом воеводстве. Они начали получать средства, за которое позже смогли предоставлять медуслуги всем, кто имеет медицинскую страховку.  В 2003 г. Kasy Chorych переименовали в NFZ - Narodowy Fundusz Zdrowia.

«Каждый  человек выбирает «врача первого контакта», у  которого подписано соглашение с NFZ. Такой медик направляет пациентов к врачам-специалистам. Медицинское страхование охватывает почти все медуслуги. Если нужно обратиться к врачу или в больницу, все оплачивает NFZ, - отмечает Е. Ходзинский. - Медицинское страхование не включает в себя всего несколько видов услуг - таких, например, как пластическая хирургия. Этот тип операций пациент может оплатить из собственного кармана».

При этом наличие медстраховки является для поляков обязательным: каждый работающий отчисляет на это 9% зарплаты. Для неработающих мужа или жены страховку оплачивает второй супруг. Страхуют и детей до 18 лет (или молодежь до 26 лет, если они учатся). Соцучреждения платят за пенсионеров, безработных.

«Медреформа многое изменила. Все медицинские учреждения перешли в собственность властей в регионах, стали финансово независимыми. С точки зрения пациента врач  стал более доступным. Крометого, больницы отремонтировали, они теперь гораздо более современные», - рассказывает Е. Ходзинский.

По словам эксперта, об успехе польской медреформы говорит и статистика.

«По данным Всемирного Банка, ожидаемая продолжительность жизни взрослых в Польше выросла с 73,04 лет в 1999 г. до 78,2 лет в 2015-м. Для сравнения, в Германии эти показатели  составляют 77,73 года и 81,09 года. А в Украине - 68,21 года и 71,19 года», - подчеркивает Е. Ходзинский.

 

КСТАТИ

Вместе с медреформой Рада приняла в первом чтении президентский проект закона о повышении доступности и качества медобслуживания в сельской местности (№7117). В документе, в частности, говорится об организации медобслуживания с применением телемедицины.

Критики этого закона отмечают, что с интернетом в украинских селах пока туго. Но, по словам специалистов, в телемедицине важен не столько интернет, сколько внедрение самой системы такой помощи. Ведь сейчас врачи боятся ответственности, не берутся консультировать даже по телефону.

Но вскоре ситуация изменится. Специалист сможет удаленно оценивать цифровые рентгенограммы, компьютерные томограммы и некоторые анализы. Телемедицина упростит диагностику в случаях, когда нужен не персональный осмотр, а оценка исследований, предоставит больше возможностей пациентам из отдаленных районов проконсультироваться у узкого специалиста. А в кардиологии вообще поможет спасти жизнь.

ЯЗЫКОМ ЦИФР

- 40 тыс. инфарктов ежегодно происходит в Украине

- в пятерку стран-лидеров по уровню смертности, не связанному с войной входит Украина

- с 30-х годов прошлого века не увеличивается продолжительность жизни в Украине

- Топ-10 препаратов в Европе не совпадают с топ-10 украинских ни по одной из позиций

 

МНЕНИЕ ГАВРИЛЕЧКО:

О необходимости перемен в системе здравоохранения много говорить не нужно. Достаточно зайти в рядовую поликлинику, больницу или, не дай боже, хоспис. Сможет ли медреформа остановить «полураспад» нашей медицины и какой ценой это может быть сделано - разбирался «АиФ».

ЛЕЧЕНИЕ ПО-НОВОМУ

Депутаты внесли серьезные коррективы в первоначальную схему проекта медреформы.

Азбука изменений

19 октября Верховная Рада приняла закон «О государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств». За законопроект №6327 проголосовали 240 нардепов при необходимых 226 голосах.

Согласно этому документу, Кабмин ежегодно должен утверждать перечень медуслуг и лекарственных средств, оплату которых гарантирует государство по принципу «деньги ходят за пациентом». При этом, на реализацию медгарантий будет выделяться не менее 5% ВВП. Расходы на программу защитят статьями госбюджета. Поставщиками медицинских услуг за счет гарантированного государством пакета смогут быть учреждения здравоохранения всех форм собственности.

В то же время, госбюджет профинансирует и программы общественного здоровья, борьбу с эпидемиями, медико-социальные экспертизы. А вот все, что не входит в гарантированный список, будет покрываться за счет других госпрограмм, средств местных бюджетов, медстрахования, юридических и физлиц. При этом, органам местного самоуправления оставляют право финансировать местные программы развития коммунальных учреждений здравоохранения.

Как объясняют в пресс-службе Минздрава, с 2018 г. в Украине стартует работа национальной страховой системы – Национальной службы здоровья. Реформирование начнется с изменений финансирования первичной медицинской помощи. А для учреждений специализированной медпомощи новая модель заработает с 2020 г. В 2018-2019 гг. определенные услуги будут финансировать в рамках пилотных проектов.

При этом пациенты смогут заключать прямые договора на обслуживание с семейными врачами. Приписная кампания начнется после того, как президент подпишет принятый закон.

«С января пациент может прийти в любую поликлинику, которая ему удобна, независимо от наличия прописки или ее отсутствия, и к врачу, у которого он хочет обслуживаться. Будет действовать возможность подписания так называемого бесплатного договора с врачом, -  говорит эксперт по медреформе Ольга СТЕФАНИШИНА. - С момента подписания государство начинает платить этому врачу за вас. Будут созданы два списка пациентов – «красный» (те, кто не заключил договор с врачом), и «зеленый». Списки никак не должны влиять на предоставление услуг».

Те, кто окажется в «красном» списке, будут обслуживаться по месту прописки. Вдобавок заработает электронная система медицинского документооборота, которая поможет унифицировать информацию о здоровье пациентов и качественно вести истории болезни.

Поправки и критика

Однако в первоначальный вариант законопроекта №6327 депутаты внесли несколько серьезных правок. Среди них - отказ от совместной оплаты лечения государством и пациентом. Вторая важная поправка - отказ от обязательного использования международных протоколов лечения.

«Решено запускать систему в классическом виде, как она работает в Великобритании и ряде других стран, без соплатежей. К этому вопросу правительство вернется ближе к 2020 г, ведь сооплату планировали запустить вместе с новой моделью финансирования амбулаторного и стационарного лечения», – говорится в сообщении Минздрава.

Таким образом, расходы на медуслуги либо будут на 100% покрыты из госбюджета, либо вообще не будут финансироваться.

«Есть расходы, которые не будут покрываться. Например, эстетическая медицина или стоматология, которые не являются неотложными», – объясняет и.о. министра здравоохранения Ульяна СУПРУН.

Но до конца пока неясно, какие еще важные для здоровья и кошелька людей операции могут не попасть в «заветный» гарантированный список, а какие придется оплачивать нам самим, если Минздрав не посчитает их «неотложными». Этим активно пользуются противники медреформы. Так, на странице в Facebook главы парламентского Комитета по вопросам здравоохранения Ольги БОГОМОЛЕЦ появился многостраничный «прайс» примерной стоимости медуслуг. И цифры там впечатляющие.

«Предлагаю к ознакомлению все «прайсы», рассчитанные тремя крупными медицинскими учреждениями для утверждения Минздравом. Теперь каждый может ознакомиться с суммами, которые ему потенциально придется подготовить, чтобы оплатить лечение в случае наличия какой-либо из указанных болезней, - пишет О. Богомолец. - Что из этого будет платить государство, а что сам пациент, до сих пор неизвестно. Поскольку перечень услуг, которые будет оплачивать государство, Минздравом пока не обнародован»

Но наряду с этим в Кабмине уверяют: деньги на медицину у Украины сегодня есть.

 «В 2018 г. мы на 16% увеличиваем финансирование этой сферы», - подчеркивает министр финансов Александр ДАНИЛЮК.

 Да и премьер-министр Владимир ГРОЙСМАН успокаивает: украинцам не придется продавать последнее, чтобы вылечиться. Как раз совсем наоборот.

«Речь идет именно о стоимости (медуслуг – Ред.), которая на 100% будет оплачиваться за пациента из государственного бюджета, а не из его кармана. Для пациента же услуга будет бесплатной. А те, кто сегодня распространяет информацию о суммах, которые якобы людям придется теперь платить в медицинских учреждениях, сознательно пытаются настроить людей против медреформы», -  подчеркивает премьер.

К тому же, по словам У. Супрун, при условии эффективного использования средств Кабмин повысит ассигнования на медицину до 2020 г. на 25 млрд грн.

БОЛЬНОЙ ВОПРОС

Пока неясно, сохранятся ли все медицинские льготы.

Отдельной строкой в законе о медреформе  прописано, что для участников АТО абсолютно все медобслуживание будет бесплатным. Что будет с остальными льготниками – пока вопрос. Однако и законов, по которым люди получали и получают льготы по медобслуживанию, реформа не отменяет.

«Что касается закона о медреформе, то, исходя из текста, пока мало что можно утверждать со 100-процентной точностью, - говорит глава правления Союза защиты прав пациентов «Здоровье нации» Валентина ОЧЕРЕТЕНКО. – Ведь там указаны только основные направления реформы, которые будут уточнять в «ручном режиме» и дополнять подзаконными актами. Не все пока ясно и с платными услугами. Но известно, что в законе отменили так называемые «соплатежи», которые планировали в виде совместной оплаты услуг самим пациентом и государством. Так теперь что – все будет платным или все – бесплатным для пациента? В Кабмине утверждают, что платными будут лишь отдельные услуги, остальное возьмет на себя государство. И обещают в ближайшее время озвучить более конкретную информацию».

Также многое в процессе реализации реформы, по мнению Очеретенко, будет зависеть от того, в каком регионе ты живешь, и от местной власти, которая может взять на себя часть затрат по медобслуживанию населения, по оплате льгот. К примеру, как это много лет делают в Киевском городском центре микрохирургии глаза (там киевлян оперируют бесплатно) и в Киевском городском онкоцентре, где многие медуслуги и препараты для жителей столицы – бесплатны.

Правда, говорит эксперт, если в этом плане следовать реформе, можно попасть в ловушку: закон гласит, что выбрать любого врача может каждый человек, независимо от места его проживания. И многие захотят обслуживаться в столице. «Белыми пятнами», по ее мнению, остаются и такие важные моменты, как реимбурсация (оплата государством стоимости лекарств для больных с некоторыми заболеваниями) – будет или не будет? Неясно и то, как государство намерено поддержать онкобольных, сердечников, больных диабетом, людей с орфанными (редкими) болезнями. И определение группы инвалидности – останется этот процесс таким, как был раньше, или его изменят?

«Пока больше вопросов, чем ответов, - считает  В.Очеретенко. – Нужно во всем разбираться по мере того, как Минздрав будет выпускать подзаконные акты и другие разъяснительные документы».

ЗАКОН СООБЩАЮЩИХСЯ СОСУДОВ

У экспертов по медреформе есть две новости для врачей - хорошая и плохая.

Одним из ожидаемых позитивных эффектов медреформы является рост доходов врачей. Медики смогут остаться наемными работниками в коммунальных предприятиях Минздрава или заняться частной практикой. В любом случае, за каждого пациента врач получит 370 грн, а за детей и пенсионеров государство будет платить вдвое больше.

«Постепенно врачи первичного звена будут забывать такое слово, как «зарплата», и станут оперировать словом «доход», который будет зависеть от количества пациентов у врача. Также их ждут такие изменения, как свобода выбора места работы и прекращение статуса бюджетника», - говорит замминистра здравоохранения Павел КОВТОНЮК.

Однако есть и «обратная сторона» этой медали - в борьбе за пациентов многие врачи рискуют потерять работу.

«Сокращение штата будет зависеть от того, как врач лечит и есть ли у него пациенты. Я думаю, что сеть медицинских учреждений и врачей будет оптимизирована. Но все это будет происходить плавно. У нас в полтора раза больше врачей, чем в соседних странах», - подчеркивает о. Стефанишина.

КАК У НИХ? РАВНЕНИЕ НА ПОЛЬШУ

Опыт нашей ближайшей соседки Польши в реформировании медицины может быть очень интересен для Украины. В этой стране экономика развивается так успешно, что Польша на днях отказалась продлевать сотрудничество с МВФ. Как выяснилось, полякам вполне хватает собственных ресурсов. Не последнюю роль в этом играет и человеческий капитал. А высокий уровень  медицины помогает продлить людям жизнь, повысить их трудоспособность.

«Раньше средства на здравоохранение шли из центрального бюджета (Skarbu Państwa). Медреформа в Польше началась в 1991-м и связана была с реформой самоуправления. Но эффекта от нее пациентам надо было ждать до 1999 г., когда она реально начала работать», - говорит польский эксперт аналитического центра «Политика» Еджей ХОДЗИНСКИЙ.

По словам специалиста, основной идеей было изменение способа финансирования службы здоровья. Для этого ввели специальные управления Kasy Chorych - по одному в каждом воеводстве. Они начали получать средства, за которое позже смогли предоставлять медуслуги всем, кто имеет медицинскую страховку.  В 2003 г. Kasy Chorych переименовали в NFZ - Narodowy Fundusz Zdrowia.

«Каждый  человек выбирает «врача первого контакта», у  которого подписано соглашение с NFZ. Такой медик направляет пациентов к врачам-специалистам. Медицинское страхование охватывает почти все медуслуги. Если нужно обратиться к врачу или в больницу, все оплачивает NFZ, - отмечает Е. Ходзинский. - Медицинское страхование не включает в себя всего несколько видов услуг - таких, например, как пластическая хирургия. Этот тип операций пациент может оплатить из собственного кармана».

При этом наличие медстраховки является для поляков обязательным: каждый работающий отчисляет на это 9% зарплаты. Для неработающих мужа или жены страховку оплачивает второй супруг. Страхуют и детей до 18 лет (или молодежь до 26 лет, если они учатся). Соцучреждения платят за пенсионеров, безработных.

«Медреформа многое изменила. Все медицинские учреждения перешли в собственность властей в регионах, стали финансово независимыми. С точки зрения пациента врач  стал более доступным. Крометого, больницы отремонтировали, они теперь гораздо более современные», - рассказывает Е. Ходзинский.

По словам эксперта, об успехе польской медреформы говорит и статистика.

«По данным Всемирного Банка, ожидаемая продолжительность жизни взрослых в Польше выросла с 73,04 лет в 1999 г. до 78,2 лет в 2015-м. Для сравнения, в Германии эти показатели  составляют 77,73 года и 81,09 года. А в Украине - 68,21 года и 71,19 года», - подчеркивает Е. Ходзинский.

КСТАТИ

Вместе с медреформой Рада приняла в первом чтении президентский проект закона о повышении доступности и качества медобслуживания в сельской местности (№7117). В документе, в частности, говорится об организации медобслуживания с применением телемедицины.

Критики этого закона отмечают, что с интернетом в украинских селах пока туго. Но, по словам специалистов, в телемедицине важен не столько интернет, сколько внедрение самой системы такой помощи. Ведь сейчас врачи боятся ответственности, не берутся консультировать даже по телефону.

Но вскоре ситуация изменится. Специалист сможет удаленно оценивать цифровые рентгенограммы, компьютерные томограммы и некоторые анализы. Телемедицина упростит диагностику в случаях, когда нужен не персональный осмотр, а оценка исследований, предоставит больше возможностей пациентам из отдаленных районов проконсультироваться у узкого специалиста. А в кардиологии вообще поможет спасти жизнь.

ЯЗЫКОМ ЦИФР

- 40 тыс. инфарктов ежегодно происходит в Украине

- в пятерку стран-лидеров по уровню смертности, не связанному с войной входит Украина

- с 30-х годов прошлого века не увеличивается продолжительность жизни в Украине

- Топ-10 препаратов в Европе не совпадают с топ-10 украинских ни по одной из позиций

МНЕНИЕ ГАВРИЛЕЧКО: ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОДТЕКСТ

- Главная цель медреформы - сконцентрировать 100 млрд грн в руках ни за что не отвечающего распределительного органа власти - Нацслужбы здоровья, чтобы их разворовать. И, одновременно, усилить контроль за мажоритарными округами на период выборов по типу: лоялен к власти - дадут денег в округ на медицинскую первичку, нелоялен - не дадут.

Сейчас это все прописывается в госбюджете. Вместо закрепленной в Конституции нормы о праве каждого гражданина на получение бесплатной медицинской помощи, в законодательство вводится понятие «медицинская услуга», которая является платной!

 Вследствие «медреформы» украинцы вынуждены будут платить за высококвалифицированную медицинскую помощь и операции. Бесплатной медицины, вопреки Конституции - не будет.

Юрий ГАВРИЛЕЧКО, эксперт «Фонда общественной безопасности»

ВЗГЛЯД ИОНОВА ДАЛЬШЕ ТАК НЕЛЬЗЯ!

- То, в каком состоянии находится система здравоохранения Украины, с ужасом наблюдают и пациенты, и медработники. Я верю в то, что каждый сознательный медик ждет существенных положительных изменений в медицине, а каждый пациент - качественного и профессионального медобслуживания. Мы должны признать, что дальше так уже просто невозможно!

Хотел бы призвать «не вестись» на провокационные манипуляции со стороны одиозных депутатов, которые, прикрываясь защитой высоких нравственных понятий, имеют частные интересы в сегодняшней разрушенной медицине. Они подрывают доверие к медицинским работникам. Не желает изменений тот, кого устраивает система хаоса и разброда. А именно такая система сегодня царит почти в каждом заведении здравоохранения Украины.

Весь цивилизованный мир работает в сфере медицины на современных финансово-экономических механизмах, за счет которых система развивается. Благодаря этому медик - не нищий, а человек с уважением в обществе. Медицинское сообщество должно осознать необходимость кардинальных изменений, которые мы просто обязаны принять.

Максим ИОНОВ, зав. приемным отделением Киевской городской клинической больницы №3.

Ирина Ванда, Галина Гирак,

Ирина ГАСАНОВА, Дмитрий  ПИСАРЕНКО

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых