aif.ru counter
11.09.2019 13:17
169

Конец касты неприкосновенных: кому угрожает ограничение иммунитета нардепов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. Аргументы и Факты в Украине 11/09/2019

В 2000 году на Всеукраинском референдуме о системе государственного управления 89% избирателей подтвердили, что хотят ограничить неприкосновенность народных депутатов. Но эту волю в течение 20 лет не воплощали в жизнь, хотя каждый из президентов не обходил обещание стороной. 3 сентября 2019 года 373 нардепа дали свое одобрение и изменили ст. 80 Конституции Украины.

Индемнитет вместо иммунитета

 

В парламенте рассматривали законопроект №7203, который в 2017 году подал президент Петр Порошенко. На первом заседании ВР IX созыва дала ему «зеленый свет» - согласовала постановление, а 3 сентября — окончательную поддержку.

Суть законопроекта - в сокращении ст. 80 Конституции Украины. Из нее убрали нормы о гарантии нардепам неприкосновенности, исключили абзац о том, что для привлечения к уголовной ответственности, задержания и ареста необходимо согласие ВР. В ней остался один пункт: нардепы не несут юридической ответственности за свои выступления в парламенте и голосования. Исключение — клевета и оскорбления.

Депутатский иммунитет заменили на индемнитет: привилегию на свободную парламентскую деятельность. Так что неприкосновенность не сняли, а ограничили. Документ вступит в силу 1 января 2020 года.

 

Неоднозначная победа

 

Бывший представитель Украины в Трехсторонней контактной группе Роман БЕССМЕРТНЫЙ считает, что при согласовании конституционных изменений были нарушения процедуры.

«Наш парламент все больше напоминает Думу в методике организации работы. Коллега Лавринович (экс-министр юстиции Александр Лавринович. - Ред.) говорил, что не нарушена процедура, а я утверждаю, что нарушена, - заявил дипломат. - Только я возьму и напишу представление в Конституционный Суд».

Пренебрежением регламентом считают голосование и во фракции «Оппозиционная платформа - За жизнь», и тоже говорят, что обратятся в КСУ.

Для того, чтобы оспорить закон, действительно есть зацепки. Неясно, можно ли считать его рассмотренным предыдущей каденцией ВР, или же он не был рассмотрен. Если примерить первый вариант — то все сделано правильно: законопроект перерегистрировали и проголосовали. Если считать его нерассмотренным, то его нужно было подавать заново, а не передавать как наследство от прошлой Рады. Если посмотреть на его статус в разное время, то при предыдущей каденции ВР его не принимали в первом чтении.

Еще один нюанс — время для голосования. Изменения в Конституцию должны принимать на очередных сессиях, их график оговорен: они начинаются в первый вторник сентября и в первый вторник февраля. Нардепы дали предварительное одобрение 29 августа. На первой сессии, а не на очередной.

«Это (голосование в первый день работы новой ВР. - Ред.) было сделано или в силу профессиональной непригодности, или умышленно. Первая сессия не является очередной», - прокомментировал депутатскую поспешность экс-замглавы ЦИК Андрей МАГЕРА.

Кроме того, свое одобрение документу парламентский комитет дал в межсессионный период, 2 сентября, и в это время он, по идее, не должен был заседать.

По состоянию на 9 сентября, в КСУ не было конституционных обращений и представлений по закону о неприкосновенности. Если же они будут, исход предугадать трудно. Директор Института глобальных стратегий Вадим КАРАСЕВ считает, что КСУ вряд ли рискнет вызвать всенародный гнев и возвращать иммунитет в полном объеме.

Но на счету КСУ немало решений, которые шли вразрез с популярной в обществе позицией. Стоит только вспомнить отмену нормы о незаконном обогащении весной 2019 года. Как полагает директор социологической службы «Украинский барометр» Виктор НЕБОЖЕНКО, судьи могут создать проблемы для любого политического телодвижения президента.

 

Тяжелая судьба депутата

 

Но пока обращений в КСУ нет, депутатский корпус готовится примерить на себя платье индемнитета. Мини вместо макси в условиях нереформированного украинского суда — смелая мода.

О рисках ограничения иммунитета в странах с молодой и уязвимой демократией предупреждала Венецианская комиссия. Есть такие опасения и у некоторых экспертов. Тем более, что в шквале законопроектов, который обрушили на парламент депутаты и президент, есть очень неоднозначные инициативы Владимира Зеленского.

Он собирается закрепить на уровне Конституции свое право назначать глав Национального антикоррупционного бюро и Государственного бюро расследований. Это - в довесок к праву назначать главу СБУ и генпрокурора.

Также в Раде уже лежит законопроект об изменениях в основной закон в части лишения депутатского мандата. Основанием может быть то, что депутат без уважительной причины отсутствовал на трети пленарных заседаний ВР. Или пропустил треть заседаний комитета ВР, членом которого является. Все это - в течение одной сессии. Та же мера ответственности и за неперсональное голосование: и для того, кто отдал свою карточку, и для того, кто голосовал за коллегу. Правда, факт кнопкодавства должен установить суд.

Если лишение мандата — позиция еще несогласованная, то ограничение неприкосновенности — перспектива осязаемая. И тут бы впору забеспокоиться представителям прошлой власти, которые прошли в нынешнюю ВР. Однако «Европейская солидарность» и «Батькивщина» закон поддержали. ОПЗЖ — нет, еще и обещали оспорить. Однако позиция последних скорее политическая, чем вызванная опасениями за свое будущее.

«Угроза представителям прошлой власти и нынешним депутатам — это остаток мотивации, которой руководствовалась команда Зеленского, - считает В. Карасев. - Главными были две другие задачи. Первая — выполнение обещаний. 20 лет политический класс обещал устранить депутатскую неприкосновенность, но ничего не делал. Но тут появляется Зеленский, который говорит: «Я сделаю». Конечно, это подкупает избирателя. Вторая — дисциплинировать «Слугу народа». Впрочем, как и дисциплинировать весь парламент».

Виктор Небоженко полагает, что причин для волнений у предшественников нет. А вот у новичков — предостаточно.

«Стоит переживать, как всегда, самым незащищенным — самым несчастливым представителям фракции «Слуга народа», - говорит Виктор Небоженко. - Все остальные понимают, что они находятся в русле политической борьбы. Ну попробуйте арестовать депутата Нестора Шуфрича. Такие люди будут сражаться, они хорошо готовы. Среди них нет тех, у кого не было бы источников информации в силовых органах, хороших адвокатов. А вот с неопытными депутатами, которые еще не понимают, что и как происходит, могут обойтись очень жестко».

Такая огромная фракция, как СН, естественно, состоит из разных групп влияния. Контролировать их призвано необычайно большое количество заместителей главы фракции — 15, плюс глава и его первый заместитель. Держать в строю нужно не столько близкий круг Зеленского, сколько группы приближенных к украинским олигархам — Игорю Коломойскому и Виктору Пинчуку, представителей общественных организаций, живущих на деньги западных доноров, выходцев из разных бизнес-сфер.

«Не дай бог, вы войдете в историю как парламент, который просуществовал меньше всего – один год. Фактически это ваш – это наш испытательный срок. Поверьте, я уже знаю, что распускать парламент не так страшно», - предупредил президент, открывая первую сессию ВР.

Законопроекты, которые он подал после этого, подтверждают принцип: бей своих, чтоб чужие боялись.

 

Анна КОВАЛЕНКО

КСТАТИ

Что с неприкосновенностью президента

Законопроект об импичменте президента Владимир Зеленский уже подал в Раду. Первый вице-спикер Руслан Стефанчук пообещал, что вопрос с неприкосновенностью гаранта будут рассматривать в ближайшее время одним из первых.

«Это отдельный законопроект – мы за него единогласно проголосуем», - заверил глава фракции «Слуга народа» Давид АРАХАМИЯ.

 

КАК ЭТО БЫЛО

В 2000 г. вопрос об ограничении депутатской неприкосновенности на Всеукраинский референдум вынес президент Леонид Кучма. Голосование по этому вопросу проигнорировали, вместе с другими результатами волеизъявления — поддержкой создания двухпалатного парламента, сокращения количества нардепов с 450 до 300 и права президента распускать ВР, если та не принимает закон о бюджете.

В 2006 году президент Виктор Ющенко говорил о том, что « Украина должна отменить депутатскую неприкосновенность», и что «в случае правильных действий Конституционного суда и парламента эту проблему можно отменить». В 2008 г. в Раде появился соответствующий законопроект, по нему был положительный вывод КСУ, но его не рассматривали.

В 2010 году Виктор Янукович попросил большинство рассмотреть закон об ограничении неприкосновенности. Свою позицию озвучил через министра юстиции Александра Лавриновича. Рада этим вопросом не занималась.

В 2017 году законопроект об ограничении неприкосновенности президент Петр Порошенко подал как неотложный, и его отдали на рассмотрение в КСУ. В июле 2018 года положительный вывод был получен, но перед выборами ВР не нашла времени его рассмотреть.

 

Топ 5 читаемых