aif.ru counter
2683

Кому выгодна децентрализация власти в Украине

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. Аргументы и Факты в Украине 05/08/2015
Децентрализация
Децентрализация © / dw.de

На прошлой неделе Конституционный суд Украины (КСУ) признал проект децентрализации власти в Украине не противоречащим Основному закону. Уже в августе и в сентябре Верховная Рада может принять закон, после Чего в Украине должен начаться процесс децентрализации власти. Но, судя по всему, парламент не наберет необходимых 300 голосов для внесения изменений в Конституцию - депутаты опасаются, Что тем самым поспособствуют скорейшему развалу страны.

300 Спартанцев

Принять закон о децентрализации во втором чтении должны уже в этом месяце на внеочередном заседании текущей сессии - 25 или 28 августа. Внести же изменения в Конституцию планируют уже на следующей сессии, в сентябре. Для этого потребуется 300 голосов.

Пока такого количества сторонников законопроекта нет. Категорически против Радикальная партия, сомневается «Самопомощь», отмалчивается «Батькивщина». Да и внефракционные депутаты, судя по всему, в оппозиции.

«Президент делает все возможное, чтобы переломить через колено депутатов, чтобы они проголосовали за эти изменения, которые являются фактической федерализацией страны, - рассказал Юрий Левченко, внефракционный депутат. - Я буду категорически против».

Однозначно «за» лишь Блок Порошенко и Народный фронт. То есть: 143 + 81 = 224 депутата. Но в БПП убеждены, что еще 76 голосов будет.

«300 голосов наберется, эта реформа власти является ключевой для страны, - убежден народный депутат Владимир Арьев. - Некоторые фракции заявляют, что эта децентрализация является чуть ли не федерализацией. Это не так». 

Интересно, что поддержать закон может и Оппозиционный блок, который отдал свои голоса за «децентрализацию от Порошенко» в первом чтении. Дело в том, что в законопроекте, помимо прочего, идет речь об «особенностях осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» согласно Минским соглашениям. Собственно, именно эта норма и является камнем преткновения: многие нардепы убеждены, что это решение узаконит особый статус Донбасса.  Петр Порошено настаивает, что это не так и речь идет исключительно о специфическом режиме управления.

Рука госдепа

Подливают масла в огонь и представители Госдепа США, требующие выполнения Минских соглашений. Так, по словам Виктории Нуланд, помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии, Верховная Рада как можно скорее должна принять закон о децентрализации власти. Она напомнила, что этот пакет изменений в Конституцию получил положительную оценку экспертов Венецианской комиссии Совета Европы.

«Указанные изменения в Конституцию предусматривают европейские стандарты децентрализации власти: предоставляют всем регионам Украины больше возможностей контролировать свое будущее, дают больше полномочий в бюджетном процессе, больше ответственности в процессе улучшения уровня жизни и больший уровень демократии на местном уровне, а также будут способствовать росту экономического уровня регионов, - убеждена В. Нуланд. - Мы считаем, что люди на уровне общин лучше понимают свои потребности, когда система управления более приближена к гражданам».

И тут же уточнила, что «это также приблизит Украину к соблюдению соответствующих положений Минских соглашений относительно децентрализации и особого статуса управления отдельных районов Донецкой и Луганской областей». При этом представитель Госдепа напомнила, что в отличие от других подписантов «Украина до сих пор неизменно придерживалась взятых на себя обязательств по реализации положений Минских соглашений». Ну как тут не проголосовать?

Кто за «против»

Однако у депутатов будет лишь одна попытка. Дело в том, что в положении статьи 158 Конституции Украины сказано, что если депутаты ВР вынесли на голосование правки к Конституции и провалили их, то повторно они могут проголосовать за них лишь через год. Проще говоря, если решение не будет принято, децентрализация не начнется раньше сентября 2016 года.

Тем временем, эксперты называют как минимум три причины, по которым голосование провалится. Так, в парламенте есть достаточно большая группа депутатов, которая считает, что «децентрализация Порошенко» направлена на узурпацию президентом власти. По словам политолога Владимира Фесенко, это не соответствует действительности, хотя и может помешать принять изменения в Конституцию.

«КСУ не возражает против нормы законопроекта, согласно которой президент имеет право распускать местные советы, если они будут принимать решения вопреки Основному Закону. Это скорее будет дамоклов меч, который станет предохранителем от нарушения Конституции, - убежден эксперт. - А если президент, неважно, какая его фамилия, будет использовать это право не по назначению, то это может даже стать основанием для импичмента. Так что ни о какой узурпации речь не идет».

Другая, и не меньшая, группа народных избранников заявляет, что будет голосовать против законопроекта в связи с тем, что в нем, помимо прочего, законодательно закрепляется особый статус Донбасса.

«Сейчас по факту нет не только никакого особого статуса, но даже и особенностей местного самоуправления, - защищает президентский законопроект В. Фесенко. - Соответствующий закон заморожен из-за того, что «ДНР» с «ЛНР» не соглашаются на украинские условия урегулирования конфликта, как это предполагают Минские соглашения. Имеется в виду вывод вооружений и войск, восстановление границы и прочее».

В свою очередь политолог Виктор Небоженко поддерживает противников «децентрализации Порошенко», видящих в этом законопроекте опасность для целостности страны. 

«Украине сейчас нужна централизация, а децентрализация нужна Кремлю. Придание Донецкой и Луганской областям некоего «особого статуса» окончательно отторгнет эти области от Украины, - убежден В. Небоженко, настаивая, что говорить о децентрализации можно лишь при развитом демократическом обществе, устойчивой экономике и сильных громадах, тогда как ничего этого в Украине пока нет.

И, наконец, еще одна достаточно сильная группа в парламенте убеждена, что представленный проект децентрализации в принципе не применим в Украине. Эту точку зрения поддерживает и Всеволод Речинский, конституционный эксперт Украинского Хельсинского союза по правам человека, член Конституционной комиссии при президенте Украины.

«Порядок образования районов из общин абсолютно не сбалансирован и приведет к тому, что один район может получить в сто раз больший экономический, инфраструктурный, культурный и другой потенциал, если в его состав войдет, например, город с миллионным населением», - убежден специалист. - Такие новшества разрушительны для традиций административно-территориального деления Украины, не обеспечат представительства регионов в парламенте и не снимут политического напряжения».

…На то, чтобы убедить всех скептиков в необходимости принять внесение изменений в Конституцию, у президента осталось чуть более месяца - до следующей сессии. Ситуация усложняется тем, что противники законопроекта критикуют его по самым различным причинам, часто - прямо противоположным. А потому угодить всем и договориться, приняв поправки в закон 25-28 августа, в данной ситуации кажется чем-то невероятным. То есть в парламенте может повториться ситуация 11-летней давности, когда перед президентскими выборами 2004 года всего лишь 17 депутатов Партии регионов заблокировали эпохальное решение о внесении изменений в Конституцию относительно изменения формы государственного устройства Украины с президентско-парламентской на парламентско-президентскую республику.

Что предполагает процесс децентрализации власти в Украине:

1. Села, поселки и города объединяются в общины (громады). Сельсоветы ликвидируются. Община выберет себе осенью 2017 г. свой совет, а руководителем общины станет избранный староста.

2. Границы областей останутся прежними, но, судя по всему, будут переименованы в регионы. Региональные советы будут избираться одновременно с районными и общинными в 2017 году. В регионе не может быть более четырех районов. Общины входят в состав района, но их количество не регламентируется - общины, по идее, должны быть сформированы жителями сел, городов и поселков добровольно и в зависимости от местных реалий.

3. Общины будут располагать 80% всех полномочий центральных и областных властей (например, установлением местных ставок налогов или проведением местных референдумов). 70-80% доходов будут оставаться в местных бюджетах. Соответственно, советы общин и районов сами будут принимать решения о том, на что направлять заработанные средства.

4. На региональном уровне будут заниматься стратегическим развитием, а деньгами распоряжаться не будут.

5. Центральная власть оставляет за собой лишь вопросы национальной безопасности, обороны и внешней политики. Кроме того, за Киевом останется реализация национальных проектов: строительства междугородних трасс и других подобных государственных и частных проектов.

6. Также за центральной властью остается наблюдательная и контролирующая функция. Глав ОГА упразднят, вместо них президентом по представлению Кабмина будут назначаться префекты. В их задачу будет входить контроль действий местных властей на предмет соблюдения Конституции. В случае превышения полномочий местными властями, префект сможет на время заблокировать их решение до рассмотрения вопроса судом.

Фото: украинцы едут голосовать верхом на лошадях, телегах и тракторах | Фотогалерея

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых