aif.ru counter
311

Исход варягов: Почему иностранцы не приживаются в украинской власти

Увольнение главы «Укрзализныци» поляка Войцеха Балчуна стало очередным звеном в цепи добровольных (и не очень) уходов иностранных наемников из Украины.

Идея приглашения иностранцев  во власть – отнюдь не украинское ноу-хау. Ее реализовали во многих странах, начиная с Юго-Восточной Азии и заканчивая Евросоюзом, в частности, странами Прибалтики и Грузией.

При этом, приглашение иностранных менеджеров в Украину было  одной из рекомендаций Всемирного банка.

Между тем, «варяги» далеко не всегда панацея. Например, в начале 2000-х Болгария провела аутсорсинг таможни с помощью специалистов британской компании Crown Agents. И удалось увеличить таможенные сборы, уменьшить контрабанду, коррупцию, снизить уровень «серой» экономики. А вот в Аргентине руководить крупными госкомпаниями пригласили иностранцев, которые привели их к дефолту.

Эксперты считают, что по эффективности работы «легионеров» можно прямо или косвенно судить о модели развития страны.

Легионеры в отставке и на должножсти
Легионеры в отставке и на должножсти Фото: АиФ в Украине

ТОЧКА ЗРЕНИЯ КУЛИКА

ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН

- Менять систему могут только команды. Но «варяги» переезжали в Украину поодиночке. И, как правило, были лишены полномочий по кадровым назначениям. Их замы были «не их людьми». А если вспомнить историю Киевской Руси - варяги всегда приходили дружиной.

Таким образом, иностранцы во власти были лишены возможности нарушать интересы людей, влияющих на финансовые потоки. Разрушителями старой системы и строителями новой они не могли стать в силу того, что не имели нужного инструментария для реформ. Так, Балчуну назначение руководителя подразделения «Укрзализныци» нужно было согласовывать с Кабмином.

При этом, «варяги» вынуждены были играть пиар-роль для «освящения» неких реформаторских инициатив нашего руководства перед Западом. «Легионеры» использовались и для слома старых коррупционных схем, в которых участвовали различные политические игроки.

Но есть и исключения, которые показывают: что-то менять можно, если есть политическая воля. И в одном из небольших секторов возможна история успеха. Хотя называть это большими реформами я бы не стал.

Например, это - реформирование прокуратуры, реформы в патрульной полиции, в медицине. Там есть определенные «сдвиги». Для того, чтобы реализовать интересы одной из политических групп во власти, «легионерам» в таких случаях развязывали руки.

Почему же они соглашались ехать в Украину? Премьер давал им гарантии широких полномочий. А потом появлялся представитель Банковой и говорил: «По любым вопросам, имеющим какое-то значение – это к нам». А иностранцы не всегда понимают хитросплетения нашей бюрократии, как это было с бывшим министром экономики Абромавичюсом или с экс-министром здравоохранения Квиташвили.

«Варягов» выживают, потому что они пытаются внедриться в сферы, где уже все поделено, любые изменения ситуации приведут к корпоративным войнам. Их не хотят допускать к контролю финансов, чтобы не вскрылись коррупционные составляющие, не стали известны получатели выгоды от «схем».

Виталий КУЛИК, директор Центра исследования проблем гражданского общества

МНЕНИЕ ЯКУБИНА

РАБОТА «ШИРМОЙ»

- Если раньше иностранные специалисты назначались на министерские должности, сегодня мы видим все более активное назначение их на руководящие должности госкомпаний. Это, в первую очередь, связано с тем, что украинская власть за счет иностранца может демонстрировать Европейскому союзу номинальную борьбу с коррупцией. И под такой «дымовой завесой» сможет проворачивать коррупционные схемы.

Еще одним интересным моментом является то, что иностранные специалисты не несут никакой ответственности за свои действия перед украинским народом. Фактически, они могут натворить тут все что угодно, а потом просто собрать чемодан и уехать на родину. Поэтому они прекрасно понимают, что исполняют в Украине своеобразную «актерскую роль» и готовы делать все, о чем, их попросит власть.

Необходимо добавить, что подобные назначения говорят: в украинском политическом обществе просто нет подходящих кандидатов, поэтому необходимо приглашать иностранцев.

Алексей ЯКУБИН, политолог

ВЗГЛЯД БАЛЫ

БЕЗ ПРАВА НА АМБИЦИИ

- Украине не нужно ориентироваться на «варягов». Люди, которые не планируют жить в Украине, не планируют, что здесь будут жить их дети - не имеют нужной мотивации.

Да, они могут быть лучшими профессионалами. Но не будут прилагать сверхусилия: у них нет мотивации, с точки зрения личной перспективы и перспективы их семей. Поэтому иностранцы у нас не приживаются и уходят.

Лучший вариант приглашения иностранцев в Украину – в качестве консультантов или советников. При этом они должны иметь так называемые три «П»: патриотизм, профессионализм и порядочность. Если нет хотя бы одного из этих элементов - нужного результата не будет.

Но люди, которых приглашают в Украину, изначально должны понимать, что речи об их политической деятельности нет.  Иностранцы, которые приходят работать в другую страну, априори не должны заниматься политической деятельностью.

Руководящие же должности, а тем более с доступом  к государственной тайне, должны занимать украинские граждане.

Виталий Бала, директор Агентства моделирования ситуаций

Ирина Ванда