aif.ru counter
98

Число народных депутатов в Верховной Раде могут сократить на треть: причина

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. Аргументы и Факты в Украине 05/02/2020
Число народных депутатов в Верховной Раде могут сократить на треть: причина
Число народных депутатов в Верховной Раде могут сократить на треть: причина © / Скриншот с телеканала Рада

Сократить численный состав украинского парламента до 300 народных избранников — пожелание президента Владимира Зеленского, которое он провозгласил на старте каденции. Следуя ему, ВР в сентябре 2019 года поддержала соответствующий законопроект №1017 и направила на рассмотрение в Конституционный суд Украины (КСУ). Вынести его в сессионный зал парламент может уже в ближайшее время.

Конституционные планы

Законопроект президента вносит изменения в несколько положений Основного закона:

  • нардепов должно быть 300 вместо 450; нардепом может быть только тот, кто проживает в Украине не меньше пяти лет (сейчас — в течение пяти лет) и владеет государственным языком; Верховная Рада избирается по пропорциональной избирательной системе (изменения в ст. 77 Конституции. Сейчас в ней избирательная модель не закреплена).

Изменения, если и будут приняты, то уже не затронут нынешний парламентский созыв. Правила игры будут другими для преемников.

Сокращение, как следует из пояснительной записки, нужно для того, чтобы оптимизировать работу парламента. КСУ в декабре прошлого года признал инициативу президента соответствующей Основному закону. Свой вывод в середине января дал и Комитет ВР по вопросам правовой политики: рекомендовал Раде предварительно его одобрить.

Спикер ВР Дмитрий Разумков обозначил планы - без привязки к дате. Но сказал, что раз есть решение КСУ, на очередной сессии нардепы смогут голосовать за конституционные поправки.

«Я считаю, что большой разницы эффективности работы народных депутатов – что 300, что 450 – мы не увидим. В данном случае, видимо, вопрос не в количестве, а в качестве», - уточнил Разумков.

Опять сокращать

Идея урезать количество депутатских мандатов далеко не новая. Более того, свое мнение по этому поводу даже успели высказать украинцы. В 2000 г. президент Леонид Кучма инициировал Всеукраинский референдум. Реформа парламента была представлена на нем тремя вопросами: об ограничении депутатской неприкосновенности. Эту идею поддержали 89% избирателей, которые приняли участие в голосовании; о формировании двух палат парламента, одну из которых представляли бы регионы Украины (предложение поддержали 81%); об уменьшении количества нардепов с 450 до 300 (эту инициативу поддержали 89,9%).

Однако волеизъявление украинцев в 2000 году проигнорировали, и реформа парламента не состоялась. Тема оптимизации периодически всплывает, но впервые вышла на такой высокий уровень обсуждения.

Стоит ли торопиться?

«У нас один народный депутат обходится налогоплательщикам в 4 млн в год. Думаю, что для нашей экономики – это сумма солидная. Бюджет всей Верховной Рады - 1,8 млрд грн, делим на 450 человек и получаем такую цифру. Поэтому сокращение числа народных депутатов – это реальная, разумная и нужна вещь, учитывая, что на протяжении всей истории парламентаризма Украины мы видели и кнопкодавов, и неэффективность», - так оценил намерение сократить состав парламента экс-премьер Крыма, лидер партии «Незалежнисть» Анатолий Могилев.

Так что одна из причин — финансовая. Оценки Могилев давал еще в 2019 г. В госбюджете на 2020 г. расходы на аппарат ВР предусмотрены в размере 2 млрд грн. То есть, при сокращении их количества на треть официальные расходы могут быть меньше на 700 млн грн. Цифры не слишком впечатляющие.

Зато у финансового айсберга есть подводная часть. Меньше нардепов — это не только сокращение бюджетных отчислений, но и расходов, в том числе неофициальных, на помощников, охрану, транспорт. Сократится количество площадей под приемные. Также, менее нервной будет работа избирательных комиссий во время выборов. Учитывая избирательную реформу и переход на пропорциональную модель формирования ВР с открытыми списками (она закреплена в Избирательном кодексе), украинцам чуть проще будет ориентироваться в перечне кандидатов.

Кроме финансового, еще одно основание для оптимизации — сокращение населения Украины. Конституцию с указанием численного состава Рады принимали в 1996 г. Тогда, по данным Госстата, численность населения была 51,2 млн человек. То есть, по 113 тыс. граждан на одного парламентария. Последние данные официальной статистики: численность населения составляет 42,1 млн человек. Уже по 93 тыс. на одного избранника.

В конце января Кабмин провел оценку населения, и, в соответствии с ней, в Украине и вовсе проживает 37,2 млн человек. То есть, по 82,8 тыс. граждан на одного избранника, исходя из конституционного состава Рады. Однако есть «но» - нардепов избралось уже меньше: 424 вместо 450, поскольку выборы не проводились в Крыму, Севастополе и в 14 округах Донецкой и Луганской областей.

Если свести воедино окончательные цифры — оценку населения и фактический состав Рады — на одного избранника приходится 87,7 тыс. человек. Даже в таком сокращенном виде это - очень много, если сравнивать с нормами представительства в странах-соседяхУкраины (см. таблицу). Если количество мандатов урежут до 300, то будет по 124 тыс. на одного нардепа. Тогда шансы достучаться до своего представителя в парламенте стремительно сокращаются.

Именно из-за сложностей калькуляции, у экспертов возникают вопросы к президентскому законопроекту.

«Количество депутатов, безусловно, необходимо сокращать, но в Конституции Украины нельзя закреплять конкретную цифру количества депутатов, поскольку она всегда будет взята из «воздуха», - говорит директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник. - Почему 300, а не 280, 315 или 999, никто не сможет обосновать - любая из этих цифр в разный период времени может быть и большой, и маленькой. Каждый раз переписывать Конституцию? В Конституции необходимо закреплять норму представительства. Например, 1 депутат от 100 тыс. избирателей (приблизительно такой она и была в 1996-м году, когда принималась Конституция). Конкретное количество депутатов может определять каждый раз в преддверии выборов Центральная избирательная комиссия, исходя из демографических данных. Будет количество населения украинцев расти - будет расти и количество депутатов, будет уменьшаться — значит сокращаться (может случится, что скоро депутатов в Украине может остаться и 220-250)».

Также эксперт советует не прописывать в Основном законе и нормы о пропорциональной избирательной системе. Во-первых, это не сократит количество инициатив на уровне законов, поскольку существует четыре десятка видов «пропорционалки». Во-вторых, не в избирательной модели проблема.

«В нашей стране уже использовались все избирательные системы (и пропорциональная в 2006 г., 2007 г, и открытые списки в 2015 г.) - это не дало и не могло дать ожидаемого антикоррупционного эффекта. Проблема не в системе выборов, а в правопорядке - работе правоохранительной и судебной систем. Более того, принимая каждое изменение в Конституцию, мы должны помнить о Крыме и Донбассе - насколько это согласуется с концепцией реинтеграции и международными соглашениями? Не придется ли потом снова «в мыле» менять Конституцию?»

Путь конституционных изменений в Раде - не быстрый. Под окончательное решение нужно больше 300 голосов «за». Но нет гарантий, что президентское монопартийное большинство в ВР сможет аккумулировать такое количество. Однако если и получится, то Бортник советует нардепам начинать с себя — то есть трансформировать парламент IX созыва, а не ждать окончания каденции.

Взгляд Кочеткова

Соус от Офиса президента

На самом деле, подход вполне рациональный. Но, в данном случае, это - попытка поправить неудавшееся блюдо. Если что-то подгорело, пересолено, хорошая хозяйка готовит какой-то соус, который позволит замаскировать изъяны.

Сокращение нардепов, вроде как нахлебников, призвано замаскировать то, что на самом деле хотят заложить в изменения. А туда хотят заложить подчиненность имеющихся депутатов Офису президента Украины (ОПУ). Это императивный мандат (возможность отзыва депутата из-за нарушений. - Ред.), обязанность вступать во фракцию, отказ от мажоритарки как таковой. Нардепы вынуждены ориентироваться на Офис. Потому что, за редким исключением, они ничего из себя не представляют и никуда потом пройти уже не смогут. Только под вывеской ОПУ. Их нужно загнать в жесткие рамки, чтобы они не дергались, не умничали и голосовали автоматически. Истинное желание — сделать их ручными, а подслащают, скрывают все это сокращением количества парламентариев.

Но если вы действительно хотите что-то сокращать, то начните с сокращения гиперзарплат своих государственных служащих.

 

Александр Кочетков, политтехнолог

Анна Коваленко

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых