aif.ru counter
704

Бюджет 2017: На что потратят государственные деньги в следующем году

15 сентября Кабмин подал законопроект о бюджете на 2017 год в Верховную Раду

Киев, 21 сентября - АиФ-Украина.

Повышение соцстандартов на 10%, бюджет на оборону на уровне 5% от ВВП, рост расходов на власть и стремление согласовать госбюджет побыстрее – с такими вводными в Украине стартовало обсуждение главной сметы страны на 2017 год.

КОГДА СОГЛАСУЮТ?

В правительстве не хотят тянуть с согласованием госбюджета, чтобы не сорвалось сотрудничество с МВФ. Украине уже выдали третий транш в размере 1 млрд долл. Теперь от Фонда хотят получить следующий. Но для того, чтобы МВФ вновь взялся за украинский вопрос, нужен четкий ориентир по дефициту госбюджета. Хотя сам меморандум Украины и МВФ украинцы пока не видели, планы по сокращению дефицита госбюджета эксперты и политики озвучивали не раз. В 2017 г. он должен быть не более 3%, а к 2019 г. должен сократиться до 2,5% от ВВП.

«Мы не планируем принимать бюджет «под елку», - сказал Александр Данилюк, министр финансов Украины. - Мы сделали все возможное, чтобы парламент увидел бюджет вовремя. Этого давно не делалось. Сейчас идут открытые дискуссии со всеми фракциями».

Эксперты считают, что сроки обозначенные правительством вполне реальны.

таб

«Бюджет должен пройти минимум четыре проверки, - объясняет Виктор НЕБОЖЕНКО, директор социологической службы «Украинский барометр». – Общественную проверку как всегда можно отбросить. Далее идет проверка интересов олигархов, Кабмина (баланса между интересами министерств и ведомств) и президента. Кроме того, над нами висят две угрозы. Первая – военная, с которой связаны финансовые расходы. Вторая – сотрудничество с МВФ. Если бюджет по каким-то параметрам не подойдет Фонду, он не даст нам очередной миллиард. Если же перед Новым годом мы его не получим, то будет всплеск инфляции. Так что бюджет до ноября примут потому, что нужно финансировать армию и удовлетворить требования МВФ. Хотя у нас нет парламентской коалиции, которая несет ответственность за госбюджет, но есть техническое большинство. Там есть фракции и группы, которым любой олигарх, если в бюджете соблюдены его интересы, сможет объяснить, почему за документ нужно проголосовать. Обсуждение может сопровождаться стычками и скандалами, но его примут. Ведь он и невелик. Его можно сопоставить с бюджетом бедной африканской страны. Кроме того, это бюджет нулевого состояния, а не роста. Так что не вижу проблем в согласовании».

ЧЕМ НАПОЛНЯТ?

Доходы госбюджета в следующем году собираются увеличить на 16% по сравнению с 2016 г. и собрать 712,5 млрд грн.

«Структура доходов остается стандартной, мы не предусматриваем увеличение общих доходов бюджета за счет увеличения ставок налогов, - пообещал премьер-министр Владимир Гройсман. - Мы считаем, что нам не надо ставить условий давления на бизнес, поэтому мы не будем поддерживать повышение общенациональных налогов».

Но зато нам готовят повышение акцизов. На алкоголь и табак ставки могут вырасти на 20% и 30% соответственно. Акциз на винодельческую продукцию поднимется на 12%. Также Кабмин хочет изменить подход к взиманию акциза на дизельное топливо. Сейчас ставка дифференцирована и колеблется от 95 до 125,5 евро за тонну в зависимости от содержания серы. Но ее хотят сделать единой – 125,5 евро.

Эти нормы изложены в поправках к Налоговому кодексу, которые нардепам предложил принять Кабмин.

«Сейчас ставки акцизного налога на подакцизные товары значительно ниже, чем минимальные установленные Директивами для европейских стран, - пишут чиновники в пояснительной записке к законопроекту. - В частности, на табачные изделия - в 6 раз, на водку - в 1,5 раза, дизельное топливо – в 2,6-3,5 раза (в зависимости от содержания серы). Увеличение ставок акцизного налога будет способствовать приближению к нормам законодательства Евросоюза, сокращению потребления вредных для здоровья товаров».

НА ЧТО ПОТРАТЯТ?

В бюджете-2016 на обеспечение деятельности парламента было заложено 628 млн грн. В следующем году на те же нужды планируют потратить 987,8 млн гривен. Аппарат президента в этом году обходится украинцам в 1,17 млрд грн. В 2017 г. предложено выделить больше 1,7 млрд грн. То есть расходы вырастут на 37% и 32% соответственно. В Кабмине говорят, что повезет и другим.

В частности, в бюджете на 2017 г. предусмотрено повышение тарифного разряда, который повысит на 20-30% и доходы бюджетников. По подсчетам правительства, сейчас учитель высшей категории получает 4438 грн, а к концу 2017 г. зарплата вырастет до 6400 грн. Учителю без категории вместо нынешних 3239 грн к концу следующего года обещают платить 4541 грн. Фельдшеру с сегодняшних 3131 грн среднюю зарплату собираются поднять до 3942 грн, а участковому терапевту с 6275 грн (с надбавкой) поднимут до 7910 грн.

Но на этом везение заканчивается. Если в бюджете на 2016 г. было заложено повышение прожиточного минимума, минимальной зарплаты и пенсии на 14%, то в следующем году повышение в течение года составит 10%. При этом большую часть «съест» инфляция, которая, по прогнозам правительства, составит 8,1%.

Анна ГОНЧАРЕНКО

 

 

МНЕНИЕ УСТЕНКО
Неплохо, но не идеал

- Этот бюджет, по сравнению с бюджетами прошлого и позапрошлого годов, выглядит гораздо лучше. Происходит снижение его дефицитности. Например, в 2014 г. он составлял порядка 10% ВВП, так что нынешние 3% можно считать чуть ли ни прорывом.

С другой стороны, когда страна имеет дефицит госбюджета и не собирается раскручивать инфляцию до максимально возможных пределов, ей придется занимать средства. Но с этим у Украины могут быть проблемы. Объем государственного внешнего и внутреннего долга составляет порядка 90% ВВП. Это означает, что только за обслуживания долга, не возвращая тело кредита, мы должны тратить порядка 5% ВВП. Эти 5% от ВВП на обслуживание долга можно сравнить с 5% от ВВП на силовой блок, который является приоритетом №1.

Снизить дефицит – это здорово. Но при этом правильно показывать и стремительный экономический рост. С этим в проекте бюджета проблемы. Заложены темпы роста на уровне 3%. Второй год роста – это неплохо. Но в реальности это крайне мало, учитывая то, что в период с конца 2013 г. по начало 2015 г. экономика упала почти на 20%. Мы должны показывать более ощутимый рост. Хотя меня бы насторожило, если бы в проекте рост был заложен на уровне выше 3%. Такой показатель базируется на том, что экономика будет развиваться за счет экспортного компонента. Но меня ориентация на экспортную модель настораживает. Украина не сможет сделать прорыв, если будет ориентироваться на реализацию товаров с низкой добавленной стоимостью: металл, зерно, химию.

Чтобы рост был качественно новым, нужно развивать другие направления, а значит улучшить качество бизнес-климата. Это не оговорено в бюджете, но я предполагаю, что Кабмин ориентируется на 3-4 млрд долл. за счет притока прямых иностранных инвестиций. Исходя из этого считают прогноз роста. Если же предположить, что в следующем году качество бизнес-климата улучшится, мы могли были бы рассчитывать на 5-6 млрд долл. притока. Это означало бы, что страна могла бы показать экономический рост от 5%, что крайне желанно для всех украинцев. Это значит рост доходов, уровня жизни.

Но пока что я предпочитаю видеть консервативную оценку на уровне 3%, чем радужный рост от 5%. Второй вариант значил бы, что расходы государства были бы невыполнимыми.

Мне нравится то, что уровень инфляции будет снижаться после того, как в 2014-2016 гг. кумулятивный уровень инфляции достиг 90%. Снижение до 8% значит, что экономика выходит из кризиса.

Но есть то, что меня пугает. Это популисты в парламенте, которые будут использовать «борьбу за интересы украинского народа» в своих целях. Пенсии можно предложить поднять в пять раз, зарплату. Вот только денег на это нет, а расплата будет незамедлительной. Мне нравится, что сейчас Украина зажата во временные рамки. Следующая дата, когда украинский вопрос может быть поднят на заседании совета директоров МВФ – это 20-е числа ноября. Это значит, что рассусоливания депутатов глупы. Если Украина не примет бюджет до этой даты, то последующее решение по траншу будет отрицательным.

Лучше поторопиться, если депутаты не хотят вернуть страну в ситуацию до середины сентября: с колоссальным девальвационным давлением, испугом кредиторов и инвесторов, и  все это на фоне разбалансированной экономики и военных действий. Я бы советовал уделить бюджету внимание. А если и торговаться, то за перераспределение расходной части бюджета. Но только в уже обозначенных рамках. Другого люфта для маневра попросту нет. Пусть ищут консенсус, но в заданных  ограничениях.

Олег Устенко, исполнительный директор Международного фонда Блейзера