aif.ru counter
115

Битва за места: как изменили законодательство накануне местных выборов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. Аргументы и Факты в Украине 30/07/2020
Битва за места: как изменили законодательство накануне местных выборов
Битва за места: как изменили законодательство накануне местных выборов © / Фейсбук

Под занавес своей работы парламент утвердил изменения в Избирательный кодекс (ИК) и смог согласовать дату проведения местных выборов. Как и планировалось изначально, они продут в воскресенье, 25 октября 2020 г. Украинцы выберут глав населенных пунктов и депутатов местных советов. Однако процесс будет не похож на то, к чему привыкли избиратели.

ЦИК уполномочена заявить

Осенние выборы будут первыми по обновленному законодательству — Избирательному кодексу. Президент Владимир Зеленский поставил подпись под правками в него за три месяца до голосования.

Сжатые сроки — первая сложность предстоящего процесса, отметили в Центральной избирательной комиссии. Вторая — неясность с карантинными ограничениями.

«При таких условиях непростой будет и организация голосования, и подсчет голосов избирателей участковыми избирательными комиссиями, и установление итогов голосования территориальными избирательными комиссиями. Поэтому в такой ситуации ключевой и базовой вещью должно стать доверие между всеми субъектами избирательного процесса», - заявил член ЦИК Андрей Гевко.

Партия зовет

Раньше предполагалось, что местные советы в городах, где проживает до 90 тыс. избирателей, формировались бы по мажоритарке с возможностью самовыдвижения. После изменений эту возможность оставили только для населенных пунктов с численностью до 10 тыс. избирателей. Это значит, что советы таких городов (а их больше ста) будут сформированы исключительно по открытым спискам политических партий.

В Главном научно-экспертном управлении ВР это намерение критиковали за излишнюю политизацию местного самоуправления. Пока что все указывает на то, что свою «крышу» популярным местным кандидатам предоставят раскрученные парламентские бренды с разветвленной сетью на местах.

«Слуга народа» свою региональную сеть еще выстраивает, она крепка у «Батькивщины», сформировалась у «Оппозиционной платформы — За жизнь», «Европейской солидарности». Плюс есть устоявшиеся местные проекты, которые неплохо отработали на прошлых выборах, например, «Наш край», а также перспективные новички, которым не удалось попасть в ВР: Партия Шария, «Сила и честь» Игоря Смешко, «Свобода», «Украинская стратегия» Владимира Гройсмана.

Партии - в выигрыше. Но у медали есть и вторая сторона. Возможность самовыдвижения — это персональная ответственность кандидата и победителя. Партийная монополия — ответственность всей политсилы.

Но на плохого депутата у партий есть управа. В статье 37 закона «О статусе депутатов местных советов» расширился список причин для отзыва депутата по народной инициативе. До поправок это могло быть нарушение Конституции, пропуск более половины пленарных заседаний или заседаний комиссии без уважительной причины. Теперь отозвать депутата можно будет и за то, что он не отчитывается перед избирателями, не встречается с ними, а также не входит во фракцию местной организации партии (если избран по многомандатному округу) или прекращает членство во фракции.

«Другими словами, на местном уровне вводится жесткий императивный мандат. Словосочетание «прекращение членства во фракции» следует понимать не только как добровольный выход депутата из фракции, но и его исключение», - уточнил политтехнолог Олег Постернак.

Распределять кресла в местных советах будут те партии, которые преодолеют проходной барьер на своем округе — он составляет 5%.

Главные на районе

Вызовом для ЦИК будет новое административно-территориальное деление Украины. 17 июля парламент согласовал укрупнение районов: вместо 490 их стало 138. Но это не значит, что Комиссия может приступать к новому их делению на округа. Сначала Кабмин определит административные центры громад, их территорию, затем решение передадут в ЦИК, и там, в динамичном темпе, начнут делить все по-новому.

Тем временем партиям и самовыдвиженцам пора включаться в еще одну непростую игру: складывать пасьянс параллельного баллотирования - возможность выдвигать кандидата на несколько выборных должностей.

Это не работает напрямую, то есть нельзя выдвигаться в неограниченное количество местных советов, да еще и на пост мэра. Один человек может баллотироваться в местные советы максимум двух уровней. Тот, кто баллотируется на пост главы населенного пункта, не может идти на выборы в другом одномандатном избирательном округе.

Кандидаты в мэры малых городов (до 75 тыс. жителей) могут выдвигаться по тому же округу в один из местных советов (сельский, поселковый, городской, районный или областной). Если кандидат в мэры крупного города (больше 75 тыс. жителей) пожелает перестраховаться, то максимум на что может рассчитывать — податься только в соответствующий горсовет.

Такая ваша доля

На грядущих выборах важны нюансы квотирования кандидатов. У него есть два разных аспекта.

Выборы по партийным спискам должны пройти с учетом гендерной квоты. Поскольку партии отстояли свою монополию, их заботой будет обеспечить выдвижение не менее 40% представителей одного пола по списку. До изменений в ИК эта квота составляла 30%. Хотя прямо не звучит, но подразумевается, что четверо из десяти кандидатов в списке партии должны быть женщинами. Впрочем, мера не так строга, как кажется на первый взгляд.

С учетом параллельного баллотирования, партии могут выкрутиться — распределить одних и тех же кандидаток в списках в разные советы. Так и поступали на выборах в 2015 г. По данным общественной организации «Чесно», пять лет назад в Киевской области 350 женщин-кандидатов в местные советы баллотировались два и больше раза.

Кроме того, законодательство не обязывает предоставлять представительницам прекрасного пола только первые места в списке. Отправить их можно и на последние позиции. Тем более, что выбраться на более высокие будет непросто из-за другой квоты.

На грядущих местных выборах обкатают систему открытых партийных списков. Ее суть в том, что партия формирует перечень кандидатов с местами, они отображаются в бюллетене, и избиратель не только выбирает партию, но обязательно проставляет рядом номер кандидата от этой партии, за которой отдает своей голос. Чем больше голосов за того или иного кандидата, тем больше шансов у него подняться в списке. Все сошлось на том, что депутату местного совета, так же, как и нардепу, нужно будет собрать 25% избирательной квоты.

Избирательная квота или цена мандата — это количество всех голосов, отданных на округе за партии (только те, которые преодолеют пятипроцентный барьер), деленное на количество депутатских мандатов в местном совете. Например, на последних парламентских выборах цена мандата составляла 30 тыс. голосов и четверть от них — это 7,5 тыс. На местных выборах цена мандата, безусловно, будет в разы меньше. Но, все равно, продвинутся вверх по списку будет очень сложно.

Работа избирателем

В октябре каждый избиратель впервые получит на руки бюллетень, в котором будет голосовать и за партию, и за кандидата от партии. Можно проголосовать только за партию, а значит согласиться с изначальным распределением мест в списке. Но нельзя проголосовать за одну партию, а за кандидата в местный совет - от другой.

Важно то, что поправками в ИК даже ошибка избирателя может использоваться в партийных интересах. В бюллетене будет два «окошка», где нужно будет продемонстрировать свой выбор. Одно — для поддержки партии любым значком. Второе — за кандидата из списка партии, его номером в списке по трафарету. Если человек ошибется и поставит номер кандидата в окошко для голосования за партию, его голос засчитают в пользу политсилы, но не пользу кандидата под этим номером. Что не поможет ему подняться вверх в списке.

Процесс местных выборов будет очень непростым для ЦИК, кандидатов, партий как при выдвижении, так и при подсчете голосов. Но, как оказалось, и сама процедура голосования для обычных избирателей тоже будет нелегкой.

Важно

Сколько депутатов выберут в местный совет?

Количественный состав местных советов пересмотрели. Он, как и раньше, зависит от численности избирателей, но принцип изменился для небольших населенных пунктов:

  • 10 тыс. избирателей — 22 депутата в местном совете (было от 14 до 26 депутатов);
  • от 10 до 30 тыс. избирателей — 26 депутатов (было 26-34 депутатов);
  • от 30 до 50 тыс. избирателей — 34 депутата (осталось по-прежнему);
  • от 50 до 100 тыс. избирателей — 38 депутатов (было 36).
  • Более крупные местные советы остались с прежним количеством депутатов:
  • от 100 до 250 тыс. избирателей — 42 депутата;
  • от 250 до 500 тыс. - 54 депутата;
  • от 500 тыс. до 1 млн (Львов, Днепр, Кривой Рог, Запорожье) — 64 депутата;
  • от 1 до 2 млн (Харьков, Одесса) — 84 депутата;
  • от 2 млн (Киев) — 120 депутатов.

Кстати

Примите в залог

На местных выборах в 2015 г. от кандидатов залог при регистрации не требовался. Но для участия в этом году оставить его придется:

  • кандидат в депутаты в местный совет (громада, где меньше 10 тыс. избирателей) — 20% от минимальной зарплаты (944 грн);
  • партийная организация за своих кандидатов (до 10 тыс. избирателей) — 944 грн за каждого;
  • партийная организация за кандидата в мэры (до 75 тыс. избирателей) или самовыдвиженец — 4 723 грн;
  • партийная организация за своих кандидатов в местные советы, кандидат в мэры или партия, выдвигающая кандидата в мэры (75 тыс. и больше избирателей) - четыре минималки (18 892 грн) на каждые 90 тыс. избирателей.

Анна Коваленко

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых