aif.ru counter
43

Принципиальная оппозиция: Украину спасут честный бюджет и децентрализация власти

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. Аргументы и факты в Украине 26/09/2012 Сюжет Партии, общества, профсоюзы
Фото: АИФ

В «красной зоне»

- Валерий Михайлович, прокомментируйте, как член бюджетного комитета в одном из составов парламента, представленный на днях бюджет на 2013 год: 4,5% ВВП, 5,9% инфляция, рост доходов на 6,4%, дефицит - 1,65%. Насколько выполнимы эти цифры?

- Бюджет недаром был возвращен на доработку. Сегодня еще рано говорить о его реальности и выполнимости - в начале сентября трудно оценить, каким будет общий тренд - положительным или отрицательным. Нельзя сбрасывать со счетов нестабильную экономическую ситуацию не только в Украине, но и в мире в целом. А Украина, к тому же, находится в экономической изоляции, притока капитала тает, инвестиции сокращаются. На этом фоне остается открытым вопрос: будет ли выполнен бюджет на текущий год. Только после этого есть смысл говорить о судьбе бюджета-2013.

- Тем не менее, бюджет уже разработан. И это не исключительный случай: ежегодно его выносят на суд уже в начале осени.

- 15 сентября - это срок, до которого должен быть подан проект бюджета Украины. Такого требование Основного Закона. Проблема в том, что Конституцию писали не экономисты, а политики. Они не учитывали, что это очень ранний срок, чтобы видеть реалистичную финансово-экономическую картину в стране. Чтобы сформировать бюджет в начале осени, нужно брать показатели лишь восьми месяцев текущего года. А это некорректно. Наиболее знаковым и активным с экономической точки зрения для Украины является как раз четвертый квартал года, который не учитывается при формировании бюджета. Вот и попадаем пальцем в небо.

Вспомним, на рубеже 2008-2009-х был явно негативный тренд, мировой экономический кризис, в Украине - падение по всем показателям, наращивание долга. Тем не менее, власти играли в популизм, был утвержден оптимистический бюджет, с дефицитом. Страну загнали в экономическую пропасть.

Сегодня существует такая же опасность. Я бы посоветовал правительству сформировать бездефицитный, честный бюджет. Сегодня Украина уже вошла в «красную зону» по части долгов, объем которых подбирается к 40% от ВВП. Структура этих долгов далеко не идеальна: многие из них краткосрочные. Реальный бюджет позволит удержаться на плаву. В 1999 году таковой утвердило правительство Ющенко, это позволило стране в конце концов выкарабкаться из долговой кабалы - долг сократился до 12-13%. Бюджет же, оторванный от реальности, может дорого обойтись всем нам.

- Его утверждать будет уже новый парламент...

- Это еще одна сложность - 225 мажоритарщиков, пришедших в Раду каждый со своими проблемами, будут рвать этот бюджет на куски, пытаясь перетянуть одеяло на собственный округ. Правительству нужно будет устоять, отстоять главный финансовый документ без дефицита. Иначе снисходительного отношения со стороны мирового сообщества, МВФ мы не дождемся.

Эффект кастрюли

- Многие экономисты и политологи пророчат Украине в будущем году чуть ли не катастрофу, беспрецедентную по своим масштабам. Насколько, на ваш взгляд, такие «страшилки» оправданы?

- Сегодня у Украины существуют проблемы, которых ранее действительно не было. Я имею в виду режим политической блокады и экономической изоляции, в которой очутилась наша страна из-за сворачивания демократических свобод и преследования политзаключенных. Да-да - именно политзаключенных. Сколько бы ни открывалось против этих людей новых и новых уголовных дел, в мире их воспринимают как политзаключенных. Все. По-другому уже не будет.

До такого кризиса не доводил страну даже Кучма, известный своим авторитаризмом. Он, по крайней мере, пытался придать всему происходящему демократический фон, чтобы избежать негативного восприятия Украины. Чтобы разорвать изоляцию, отбелить имидж страны, властям необходимо пойти на радикальные шаги, поступиться своими личными принципами, сменить правительство на более демократизированное. Иначе нас будут «замуровывать» все крепче. Без внешней поддержки страна задохнется - и наступит катастрофа. Но революция - не лучший способ решения проблем.

- То есть вы допускаете даже такой сценарий?

- Проблемы - если они накапливаются и не решаются - это как пар под крышкой в кастрюле. Рано или поздно он должен сорвать эту крышку.

Рада с размытым лицом

- Насколько может повлиять на ситуацию новый парламент? Ведь приходят новые силы - мажоритарщики.

- Новый состав парламента будет отличаться от нынешнего. Мажоритарщики - это бойцы, прошедшие горнило борьбы на округе. Это очень прагматичные люди. Их, как я уже сказал, будет интересовать в первую очередь ситуация на их маленькой родине. С другой стороны, политическое лицо новой Рады будет размытым. Сегодня существует ответственность депутатов перед их политсилами. Этого уже не будет. Мажоритарщики будут кочевать из одного лагеря в другой. Политсилам это даже удобно. Так легко уйти от политической ответственности за те или иные промахи.

- Но вы сами, оказавшись в первых рядах списка «Нашей Украины», решили идти по мажоритарному округу...

- Я иду по собственному округу, с которым работаю с 2002 года. Мне не стыдно показаться перед этими людьми, проблемы и чаянья которых мне очень близки.

- Возможно ли, на ваш взгляд, в процессе предвыборной гонки объединение всей оппозиции - чтобы не путать избирателя?

- Невозможно. В Украине существует две философии оппозиции. Первую исповедует так называемая объединенная оппозиция. Они в оппозиции не к системе (она их вполне устраивает), а, собственно, к персонам, находящимся у власти. Окажись они во главе государства, ситуация фундаментально не изменилась бы.

Национал-демократы в иной оппозиции - они выступают против существующей системы, коммунистически-олигархической по своей сути. Задача национал-демократов: создать такие условия, чтобы никто из представителей власти не мог узурпировать эту власть в одних руках. Смотрите: Ющенко в свое время не пошел на изменения в Конституции, которые позволяли бы ему сосредоточивать у себя власть. Да, были постоянные конфликты внутри властного треугольника, однако существовали две равновесные силы, которые конкурировали между собой: президент и правительство. К сожалению, провозглашенная тогда децентрализация власти не состоялась, правительство перетянуло одеяло на себя.

Необходимо возвратить прежнюю систему, чтобы правительство формировалось парламентом, чтобы росла роль самоуправления на местах - как в экономических, так и в политических вопросах. Необходима реальная децентрализация власти (а не федерализация, как пытаются время от времени нам внушить), тогда в стране может, наконец, восстановиться политическая гармония и вырастет доверие к нам со стороны других государств.

- Однако идеи национал-демократов, воодушевленно воспринятые украинцами в период «оранжевой революции», сегодня не находят массовой поддержки. Как будете привлекать электорат?

- Мой электорат меня прекрасно знает. Что же до самого движения, то здесь необходимо подключаться и политикам, и интеллигенции - и рассказывать людям правду. Сегодня, я должен отметить, общество стало мудрее, опытнее. Его уже не так просто обмануть.

Политические взгляды

Валерий Асадчев сам себя называет одним из самых идеологически стойких «штыков» национально-демократического движения. В большую политику и в парламент он в свое время пришел как член Народного руха Украины, в составе которого находился с 1998 года. Затем входил в парламентский блок Виктора Ющенко «Наша Украина». Отличался принципиальностью и жесткостью, мог себе позволить критику в адрес партийного руководства - в частности, за отсутствие четко сформулированной идеологии.

Досье

Валерий АСАДЧЕВ родился в Киеве в 1953 году. Имеет три высших образования: техническое (инженер-технолог), музыкальное (хоровой дирижер) и юридическое. Кандидат экономических наук. В 90-е - депутат одного из райсоветов в Киеве, затем - глава госадминистрации Московского района столицы. Народный депутат Украины III и IV созывов. С 2006 по 2010 гг. - председатель Полтавской облгосадминистрации.

 

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых