141

Учебная тревога: начинать реформу образования нужно с детского сада

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. Аргументы и факты в Украине 26/09/2012 Сюжет Партии, общества, профсоюзы

На эти и другие вопросы «АиФ» ответил ректор Киевского национального лингвистического университета, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой германской и финно-угорской филологии, четвертый номер избирательного списка партии Наталии Королевской «Украина - Вперед!» Роман ВАСЬКО.

Школьные потери

- Роман Владимирович, два-три десятилетия назад союзные республики славились своим качественным средним образованием. Вы преподаете лингвистические предметы студентам разных курсов. Поделитесь своим мнением - каков нынешний уровень подготовки в школах?

- Качественное среднее образование во времена СССР - отнюдь не миф, и уровень подготовки к поступлению тогда был намного выше, чем сейчас. Мои коллеги из других университетов делятся своими наблюдениями о качестве знаний выпускников школ по техническим и естественным наукам, и, к сожалению, на первом курсе ребят приходится обучать с азов. Что же касается гуманитарных дисциплин, таких как литература, история, языки, то ситуация выглядит ненамного лучше.

- Дети стали ленивыми или же причины следует искать в другом?

- За годы независимости мы потеряли былой потенциал и забыли о том, что школа закладывает до 90% необходимых в жизни знаний. Качество образования снизилось, и произошло это не по вине ученика - отношение к школе изменилось на всех уровнях. Она перестала быть храмом науки, педагог уже не гуру и не советчик. Раньше мы помнили первого учителя и приходили к нему за помощью даже повзрослев, а сейчас авторитет преподавателя и школы в целом подорван. Сделаем эту профессию престижной, уважаемой - добьемся и других улучшений.

- Этого будет достаточно, чтобы повысить уровень знаний?

- Это часть необходимого. Государство должно инвестировать в педагогов, чтобы детей обучали лучшие, но еще и учить нужно лучшему. Так что, кроме энтузиазма и знаний педагога, в школе необходимы передовые технологии. Они - мощные мотиваторы для ученика. Один из моих студентов, получив степень бакалавра, отправился в США учиться в медицинской школе университета. Каждому из студентов там выделяют собственное рабочее место, микроскоп, оборудование, реактивы. Он говорит, что такие условия сами по себе стимулируют учиться и работать. Многие ли наши студенты-медики могут на такое рассчитывать?

Что же касается уровня обучения в школах, то расскажу о том, что ближе, - об изучении иностранного языка. Тут без общения с носителями языка, без информационных и коммуникационных технологий не обойтись. Но даже в столичных школах таких возможностей нет, что уж говорить о сельских. Оснащение лингафонных кабинетов осталось на уровне середины 80-х годов прошлого века. Финансирования нет, новых поступлений нет. Аналогичная ситуация и с подготовкой по физике, химии, биологии, математике.

Мнение

Наталия КОРОЛЕВСКАЯ, народный депутат, лидер партии «Украина - Вперед!»:

- Сегодня мы учим детей методами прошлых веков. Чтобы вырастить цифровое поколение, недостаточно только ручки и линейки. Как мать двоих детей, меня не устраивает такая ситуация. Украинские дети должны получать такое же образование, как и их сверстники в Лондоне и Вашингтоне. Для этого первоочередные задачи: увеличение заработной платы учителей, открытие перспективы выпускникам школ - возможность получить качественное высшее или специальное образование, а также гарантированное государством первое рабочее место.

Исключение вузов

- Отобрать лучших абитуриентов, которые действительно хотят получить ту или иную профессию, по идее должно внешнее независимое оценивание. Тесты вводили, кроме прочего, и как метод борьбы с коррупцией при поступлении, и они должны были дать дорогу самым способным. С этой задачей удалось справиться?

- Проблема нашей вступительной кампании в том, что участие вузов в ней сведено к минимуму. Они принимают заявления - и только. Самих абитуриентов мы видим только в тот момент, когда они нам приносят оригиналы документов для зачисления. В борьбе с коррупцией палку перегнули и полностью исключили функцию вузов в отборе студентов. Если говорить откровенно, то есть направления, куда объективно не могут поступать все желающие. Например, наш вуз - языковой, для того чтобы освоить иностранный язык, все виды речевой деятельности на этом языке, нужно, прежде всего, правильно артикулировать, не иметь дефектов речевого аппарата, не быть косноязычным. Но, к сожалению, не все, кто поступает к нам, могут правильно разговаривать даже на родном языке.

- Как же подключить вузы к отбору абитуриентов?

- Предоставить вузам право проводить вступительное испытания по профильным предметам. Для творческих специальностей: актерских, музыкальных, изобразительных - есть возможность отбора. Таким вузам дали право выбирать талантливых студентов. Но кто сказал, что для филолога, инженера, врача, учителя способности не важны?

Пока что в ходе вступительной кампании налажена взаимосвязь между государством и школой, но в эту цепочку необходимо включить и главное действующее звено по подготовке специалистов, т.е. вуз. Тогда учить и учиться будет легче, интереснее и перспективнее. Добиться этого только на основе сертификата, не видя абитуриента, невозможно. А если все время подозревать кого-то в коррупции, то с тем же успехом можно назвать сомнительными итоги обучения в школе или результаты ВНО.

Базовый элемент

- Чем вызвано ваше намерение идти в политику и баллотироваться в парламент по списку партии «Украина - Вперед!»?

- Желанием изменить ситуацию. В сфере образования есть смысл действовать, если знаешь проблемы изнутри. Мне они хорошо знакомы. Сразу после армии я начал работать в университете, отдал этому всю жизнь. Сам я окончил Институт иностранных языков, но после получения диплома не отправился работать в «органы», как многие однокурсники, а остался в системе образования и видел, как меняется ее путь в течение десятилетий. К сожалению, это не всегда прямая дорога к новым научным достижениям и знаниям.

- Каким образом вы собираетесь влиять на ситуацию?

- Начинать следует с первых образовательных ступеней - детского сада, первых классов школы. Именно там в первую очередь нужна реформа. Качественное высшее образование невозможно без раннего. Воспитатель в детском саду, первый школьный учитель, учителя по всем предметам сами должны быть «отличниками», чтобы учить этому детей. В подготовку преподавательского состава необходимо много инвестировать, оказывать им государственную поддержку в процессе работы. У нас и сейчас масса прекрасных учителей, но они же не могут работать, рассчитывая только на свои силы.

Сами вузы, особенно физико-технического и технологического направлений, сейчас не могут себе позволить самостоятельно приобрести так необходимое для качественной подготовки студентов современное оборудование. Нет финансовой возможности. Требуется помощь государства. А те немногие университеты, у которых средства есть, распоряжаться ими не могут. Нет финансовой автономии, о которой уже многие годы говорят, но предоставлять не спешат. Без современного оборудования научного-технологического развития страны и ее достижений не добиться. Ну, и самый важный вопрос - поиск молодым специалистом первой работы.

- Об этом сейчас много говорят, вновь призывают вернуть госзаказ в вузах. Вам не кажется, что это устаревший путь?

- В том виде, в котором госзаказ существует сейчас, он точно не нужен. Вуз делает вид, что распределяет выпускников, научные заведения, предприятия и другие государственные учреждения делают вид, что выпускники вузов им нужны, и что им будут платить. Соответственно, и молодые специалисты формально трудоустраиваются и выполняют свои обязанности. Научная сфера в абсолютных цифрах финансируется недостаточно, а значит, и развиваться, отвечая вызовам времени, не может. Такая ситуация делает невозможным привлечение молодых кадров. Фактически высшее образование за счет бюджетных средств готовит кадры для бизнеса. Поэтому есть смысл привлекать его к инвестированию в подготовку специалистов.

Объединив науку, образование и бизнес, мы получим развитие каждой из этих сфер. Намерение вполне оправданное, и воплотить его в жизнь можно. Если все эти замыслы применить на практике, то уже через пять-десять лет будут видны результаты, и украинское образование вновь станет конкурентоспособным.

Языком цифр

  • Расходы на образование составляют 6% ВВП. В профильном законе предусмотрено, что отчисление на эту сферу должны составлять 10% ВВП.
  • В рейтинге образования ООН Украина находится на 85 месте.
  • За пять лет в стране закрыто около 1000 школ.
  • На внешкольное образование выделяется около 4% от всех расходов на сферу.
  • За годы обучения в школе в среднем на 25% возрастает количество детей с приобретенными заболеваниями. Только 7% школьников можно считать полностью здоровыми.
  • 60% учеников школ не могут выполнить требование общеевропейских тестов физической подготовленности «Еврофит». Только 10% детей в возрасте от 6 до 18 лет занимаются в системе детско-юношеских спортивных школ.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых