aif.ru counter
81

Исправительные работы: Что нужно сделать, чтобы реформы действовали в полную силу

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. Аргументы и факты в Украине 29/08/2012 Сюжет Правительство
Фото: АИФ

Один из индикаторов - реформы, которые произошли в стране. Но хоть изменениям и дают верное направление, они не всегда работают так, как хотелось бы. Отчего это происходит и как дать реформам полный ход?

Упущенный старт

Определение «реформа» весьма популярно и используется настолько часто, что сейчас переживает инфляцию, обесценивание своей сути. Но изначально такое преобразование - это изменение к лучшему уже существующих условий жизни. Именно этим руководствовалось большинство граждан Украины, когда в 1991 году под-держало Акт о провозглашении независимости. Условия жизни и работы хотелось улучшить. Но сухие цифры и статистика показывают, что мы сейчас опустились ниже экономических и социальных показателей 22-летней давности.

- ВВП в 2011 году составил 69% от валового продукта 21-летней давности, - констатирует первый замглавы Верховной Рады, член президиума ЦК КПУ Адам МАРТЫНЮК. - Нет причин надеяться, что в этом году показатель удастся существенно увеличить, поскольку прирост ожидается на уровне около 3%. По уровню роста промышленной продукции нам не хватило до уровня 1990 года 4%. В этом году также не стоит рассчитывать на положительные изменения, поскольку за первое полугодие рост составил только +0,2%. Еще хуже ситуация в сельском хозяйстве. За счет лучшего урожая за годы независимости, который мы собрали в прошлом году, нам удалось выйти на 83% от уровня 1990 г. Но нужно учитывать, что в то время показатели были не лучшими, и отрасль находилась в полуразрушенном состоянии. Экономика - основа жизни общества, и по ее уровню мы не превзошли и того периода, с которого берет отсчет независимая Украина.

Хотя экономическую планку страна за два десятилетия опустила, она не стоит на месте и продолжает движение - наращивает промышленное производство, увеличивает ВВП. Двигателем для всего этого должны быть реформы. Но, как и всякий механизм, они не всегда работают слаженно.

Смена модели

Чтобы изменить ситуацию, в качестве одного из вариантов эксперты предлагают пересмотреть подход ко всей социально-экономической системе. Разумно улучшать что-то слаженное, действенное, а не ставить заплатки на неудавшуюся модель.

- Сейчас Украина по своей сути рецессивна и транзитивна. То есть она - страна упадка, разрушения, с переходной, не сложившейся экономикой, - считает директор Института трансформации общества Олег СОСКИН. - Мы вышли из одной модели, с госсобственностью и директивной моделью планирования, где не были развиты товарно-денежные отношения, действовала индустриальная экономика с отсталым технологическим укладом. И вот мы перешли к другой системе, со следующими базовыми параметрами: система частной собственности, рыночной экономики, конкуренции, формирующей средний класс, который должен в идеале составить 80% населения.

Но за 21 год мы не смогли заставить Украину соответствовать идеальным параметрам, и к полноценному капитализму, на который рассчитывали, не пришли. А. Мартынюк считает, что люди попросту не созрели для новшеств.

- Двадцать лет назад произошло кардинальное изменение общественно-политического строя, к которому люди не были готовы, а также не готовы и сейчас, - говорит он. - Институт социологии НАНУ подсчитал, что если в 1994 году приверженцев капиталистического строя было 12,7%, то в 2011 году их осталось только 8,7%. Вот и показатель того, какой же путь на самом деле выбирает общество.

Соответственно, специалисты предлагают пересмотреть подход к нашей капиталистической модели и после этой трансформации уже давать новую жизнь реформам и преобразованиям.

- Мне трудно назвать страну, в которой доля частной собственности была столь же велика, как в Украине, - сетует первый вице-спикер. - Возможно, это и неплохо, но только в том случае, если подобная расстановка сил приносит пользу государству и населению. Пример тому - наша газовая зависимость. Сейчас мы ежемесячно должны платить России за газ около 1 млрд долл. Половину этих средств собирают с населения и промышленности, а половина изымается из госбюджета, то есть из средств налогоплательщиков. Не единожды эксперты озвучивали, что для внутренних нужд страны необходимо 20-22 млрд кубометров газа. Украина ежегодно добывает его именно в этих объемах, и 1 тыс. кубометров стоит 200 долл. За российский газ мы платим вдвое больше. Но и отечественный газ по реальной цене тоже никто продавать не хочет, и стоит он в конечном итоге также 400 долл. А все потому, что ни одной газовой скважины нет в государственной собственности. То есть ресурсы нашей земли принадлежат только тем, кто их добывает.

В качестве одного из рецептов изменения уклада нам предлагают национализацию некоторых отраслей экономики. Другой вариант также может исправить ситуацию, но ставку в этом случае предлагают сделать на средний класс - самозанятое и активное население.

- Вместо рыночного капитализма с большой долей среднего класса, Украина 21 год назад перешла к модели, в которой 80% граждан навсегда стали бедными, а 1% людей - миллиардерами, которые сосредоточили в своем кругу 4/5 всей частной собственности. То есть мы пришли к монополии без рыночной экономики и конкуренции, - объясняет О. Соскин. - Нарушены объективные экономические законы, поэтому мы видим крах, который реформами не исправить. Что можно улучшить качественно? Должна выкристаллизоваться сила внутри общества. Остается около 15% населения - потенциальный средний класс, который и должен строить модель современного капитализма. Участвовать должно и местное самоуправление, а значит, должна осуществиться передача власти на местах, ее децентрализация.

Без подготовки

Едва ли стоит спорить с тем, что направление реформ, как правило, конструктивно. В том, что пенсионная система нуждается в изменениях, не сомневается ни один эксперт. Но при ее обсуждении население в большинстве своем слышало лишь о повышении пенсионного возраста. Преобразования в налогообложении сводятся к дебатам вокруг количества сборов, в случае административной реформы обращают внимание лишь на сокращение рядов госчиновников и т. д. Таким образом, эксперты выводят одну из причин, по которым реформы в стране не работают адекватно заявленным целям: отсутствует полноценное информирование населения и бизнеса, то есть тех, кого они непосредственно касаются. А подготовительная работа сводится в основном лишь к прениям вокруг отдельных моментов. В итоге реформы не находят поддержки, отклика. Это объясняет и их последующую заминку при внедрении, и общий для всех закон на местах трактуется по-разному.

- Довольно часто звучат упреки, что у нас мало или вообще не принимаются законы, - считает А. Мартынюк. - В Украине законов больше, чем нужно, их насчитывается около 4 тыс. В таких количествах они не нужны. Но беда не в этом, а в том, что законы эти не выполняются. Где вы видели страну, в которой тот или иной регион принимает решение, что на его территории общегосударственный закон действовать не будет? Если украинский закон не действует, очевидно, что в этом случае речь о целостности государства не идет.

То есть государственная машина требует устройства хитроумного, сложного. С одной стороны, общегосударственные интересы, которые закрепляются законами, должны быть едины для всей страны. Аналитики, в том числе и мирового уровня, называют верховенство права одной из основ работы реформ. Но чтобы проще было подготовить экономическую базу для этого, необходимо предоставить больше финансовой независимости местным органам власти.

Чтобы выстроить такие отношения внутри страны, необходим еще один базовый элемент - политическая стабильность. Специалисты напоминают, что в Украине за 21 год сменилось 15 составов правительства, и нормально работать, когда в спину дышат другие претенденты на должность, довольно трудно.

Под чертой

Если свести воедино рекомендации специалистов, то Украине для успешной работы реформ необходимо:

- изменить социально-экономическую модель;

- стимулировать конкурент-ный рынок и избегать монополий. Единственным исключением может быть госмонополия, например, на природные энергетические ресурсы;

- создать условия для поддержания политической стабильности;

- перед внедрением реформ в достаточных объемах информировать всех, кого они касаются.

 

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых