aif.ru counter
571

Какие национальные проблемы в Украине не нуждаются в разрешении?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. Аргументы и факты в Украине 31/05/2012 Сюжет Языковой вопрос
А. Фельдман (второй справа) на Киевском межконфессиональном форуме.

Грани истории

- Александр Борисович, ваш Институт по правам человека, противодействию ксенофобии и экстремизму недавно презентовал социсследование, которое показало, что в качестве основы для национального единения большой процент людей видит не общий язык и историю, а качество жизни и возрождение промышленности. Так что же способно реально объединить народ - «дешевая колбаса» или общие ценности?

- Конечно, ценности. И, как показывают результаты нашего исследования, в обществе есть достаточная прослойка людей, которые ориентированы на ценности. Но я не считаю позицию людей, которые ориентируются на материальные основания единства, неправильной. Народ действительно формируют общая история, общий язык, общая культура и т. д. Но это объединение, чтобы сохранять свои традиции и оставаться целостным, должно быть экономически эффективным. Только если хорошо работает экономика, могут быть успехи в спорте, космосе, в науке, на Евровидении и т. д.

После стольких периодов разочарования люди в Украине становятся более прагматичными. Поэтому они справедливо требуют от государства гарантии своих прав на достойный уровень жизни.

- Есть мнение, что сформулировать общее видение нашей истории, одинаково близкое западу, востоку и Крыму, невозможно. В разное время эти территории принадлежали различным государствам и принадлежали к различным цивилизациям.

- В истории каждый может увидеть то, что ему хочется. Есть понимание истории как борьбы за независимость или генеалогии собственного народа и культуры, или развития государственности и правящих элит и т. д. Если взять за основу историю как генеалогию украинского народа от самых первых памятников материальной культуры до нынешних дней, то она не будет такой неоднозначной, как новейшая политическая история или как история освободительных движений. В таком понимании истории каждый украинец сможет не только узнать свои корни, но и ощутить гордость за свой народ и единство. Вся проблема в том, что на такой исторический подход должен быть четкий государственный заказ. Этим должны заниматься ученые, а не популисты и манипуляторы фактами.

Обычные трудности

- Вы неоднократно презентовали исследования по вопросам толерантного отношения жителей одних регионов Украины к другим. По вашему ощущению, различия нарастают или нет, не переходят ли они в более серьезные противоречия?

- Украина - не единственная страна в Европе, где есть достаточно серьезные различия между регионами в экономическом, культурном, языковом и политическом плане. Есть Италия, где север и юг отличаются настолько, что могут не понимать языка друг друга. Есть Германия с ее востоком и западом, экономики которых различаются, как будто речь идет о разных странах. Есть Россия, с ее европейской и азиатской частями, которые отличаются не только экономически, но и этнически. Давайте не забывать, что по размеру территории Украина принадлежит к числу достаточно крупных государств, поэтому любые различия закономерны.

Я считаю, что в Украине не происходит ничего такого, что могло бы вызывать серьезное беспокойство насчет целостности нашей страны. Социология четко показывает, что есть стереотипы - жители востока не всегда понимают жителей запада и наоборот, но вместе с тем есть критическая масса людей, которые любят Украину, уважают особенности своих со-граждан и выступают против любой разделительной риторики.

- Не секрет, что по различным показателям экономического развития украинские регионы могут отличаться друг от друга в десятки раз. Как быть с этой проблемой?

- Каждый украинский регион обладает уникальными экономическими преимуществами. Мы не государство в Сахаре, где регионы отличаются друг от друга только по цвету песка и скорости ветра. Там, где нет развитой промышленности, есть мощный туристический и транспортный потенциал, там, где нет этого - есть хороший климат и плодородная земля и т. д. Необходимо развивать эти преимущества на государственном уровне. Нужно давать льготы инвесторам, вкладывать средства в развитие инфраструктуры, развивать частно-государственное партнерство и т. п. Многое из того, что делает нынешняя власть, делается в верном направлении. Лет через пять эти реформы начнут приносить плоды.

Лично мое мнение - нужна постановка амбициозных задач, как в случае с Евро-2012: президент поставил задачу, подтянули ресурсы под четкую цель, утвердили график - и каждый занимается своим делом. Нужно, чтобы показатели развития увеличивались не на 5% в год, а в разы. Это не утопия. Сингапур, Бразилия, Китай, Корея, когда там начиналась модернизация, давали прирост в десятки и сотни процентов, а мы до сих пор не можем выйти хотя бы на советские показатели.

Законом речь не удержать

- В парламенте активно обсуждается вопрос о языках и, как всегда, страсти накалены до предела. Как вы

ДОСЬЕ
Александр Фельдман - народный депутат

Украины, президент Ассоциации национально-культурных объединений Украины, вице-президент Международного совета еврейских парламентариев от стран СНГ и Евразии, основатель Международного центра толерантности, член Совета лидеров «Центра Симона Визенталя», член Британского королевского института международных отношений, президент «Украинского еврейского комитета». Представляет Украину во «Всемирной межпарламентской коалиции по борьбе с антисемитизмом», автор свыше 100 законопроектов правозащитной и социально-экономической направленности.

оцениваете эту проблему?

- Во-первых, государственный язык в Украине один - украинский. Так было и будет, несмотря ни на что. Даже если примут такой закон, который разрешит использовать на территориях компакт-ного проживания меньшинств какой-то другой язык, украинскому языку как государ-ственному ничего не угрожает, т. к. он защищен Конституцией, официальными протоколами и государственными традициями.

Во-вторых, сама проблема «русский или украинский язык» во многом является надуманной. Это противоречие было искусственно раздуто в 2005-2010 годах и теперь люди почему-то считают, что для одних урегулирование вопроса о русском языке станет решением всех проблем, а для других недопущение этого - триумфом национальной идеи. Это большое преувеличение и завышение ожиданий. К тому же язык - это не то явление, которое можно регулировать законами.

Те местные власти, которые хотели выступить с соб-ственными демаршами по языковому вопросу, сделали это еще в 2006-2007 годах. В конце концов, в основе языковой политики лежат спрос и экономика. Если у людей будет достаточно хороший уровень жизни, они смогут покупать украинские книги, смотреть украинское кино, ходить в украинские театры. Тогда качественное предложение будет пользоваться спросом и культура будет развиваться.

- Вы долгие годы занимаетесь защитой прав нацменьшинств. Вместе с тем, в Европе сегодня признают, что национальные и религиозные меньшинства не растворяются в коренном населении, а образуют свои анклавы и не хотят интегрироваться с большинством...

- Многие из тех, кто говорит о кризисе мультикультурализма в европейских странах, путают понятия. Кризис настиг не мультикультурализм как идею мирного сосуществования различных традиций. Никто эту идею пока не отменил и не придумал ничего лучшего. Крах потерпела государственная политика интеграции меньшинств. Открыв границы для миграции из бывших колоний, европейские политики понадеялись на то, что любой «новоевропеец» автоматически откажется от своих традиций и образа жизни в пользу карьеры и в погоне за статусом. Оказалось, что это не так - невидимая рука рынка не смогла автоматически урегулировать эти вопросы.

Но на самом деле, проблема здесь еще глубже - любое европейское общество, в том числе и наше украинское, научилось определять, кто является меньшинством, но не знает, что такое большинство. Если 30-50 лет назад, когда государства все еще строились по национальному признаку, большинство было относительно понятным, то сегодня в обществах существует множество идентичностей. Основные конфликты происходят оттого, что у меньшинств эти идентичности четко выражены, а у большинства хорошо интегрированных в общество людей идентичности могут быть самые разнообразные. По большому счету, сегодня нет большинства и нет меньшинств, есть только различные идентичности. Мы просто являемся свидетелями того, как меняются общественные отношения.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых