40

Голосуй и властвуй: Могут ли референдумы улучшить жизнь украинцев?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. Аргументы и факты в Украине 31/05/2012 Сюжет Выборы

«АиФ» вспомнил о том, как одно только намерение провести референдум изменило лицо Украины.

Ночь в парламенте

Несмотря на то что власти независимой Украины декларируют Конституцию страны как полностью демократическую, любой человек со средним образованием может опровергнуть этот тезис. Ведь демократия в буквальном смысле означает «народовластие». Вряд ли в Украине найдутся оптимисты, которые смогут утверждать, что власть принадлежит простым гражданам, а не горстке политиков. Реальность такова, что на данный момент обычный житель страны не имеет возможности прямо влиять на решения госорганов.

Несмотря на этот печальный факт, само инициирование референдума может кардинально изменить историю страны, даже если этот референдум в итоге не состоится. Например, объявление референдума по поводу принятия Конституции в 1996 году вынудило парламент в кратчайшие сроки принять Основной Закон. Напомним, в июне 1996 г. президент Леонид Кучма подписал указ о проведении референдума по поводу принятия Конституции Украины. В реальности не дошло даже до сбора подписей. Зато в Верховной Раде сделали далеко идущие выводы, осознав, что теперь президент может обращаться напрямую к народу в обход парламента. Понимание этого факта заставило парламентариев показать невиданную работоспособность и единодушие - за одну ночь была принята Конституция.

Родившийся тогда Основной Закон до сих пор критикуется многими политиками и экспертами, но необходимость его принятия именно в то время не подвергается сомнению. Ведь впервые за пять лет независимости у Украины появился документ, определяющий базовые принципы организации власти и местного самоуправления, их отношения и компетенции, права и свободы граждан, а также политических и общественных организаций.

Отказ от НАТО

Еще более показателен сбор подписей для проведения референдума в 2005-2006 гг., на который предлагалось вынести два вопроса: «Согласны ли вы, чтобы Украина стала членом НАТО?» и «Поддерживаете ли вы участие Украины в ЕЭП вместе с Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан?». Инициатором и организатором референдума был Виктор Медведчук, критиковавший политику тогдашнего президента Виктора Ющенко. Напомним, Центризбирком передал больше 4,4 млн подписей в поддержку проведения всенародного голосования. Несмотря на то что по закону оно могло состояться при собранных трех миллионах, президент так и не решился подписать указ о проведении референдума.

Суд по этому поводу Виктор Ющенко проиграл, однако решение Фемиды не заставило его вынести озвученные вопросы на народное рассмотрение. Это легко объясняется тем, что на тот момент сторонников вступления в НАТО, по опросам социологов, было не больше 20%, в то время как число сторонников ЕЭП значительно превышало эту цифру. Впрочем, несостоявшийся референдум не прошел бесследно, и власть не смогла принять решение, идущее вразрез с мнением большинства. Как известно, тогдашнее правительство «замяло» тему вступления в НАТО, хотя в начале своего президентского срока Виктор Ющенко пытался предпринимать шаги в этом направлении.

Киевский синдром

10 апреля в столице Украины начался сбор подписей для проведения общегородского референдума, на котором собираются обсудить такие вопросы, как генплан города, социальная помощь малообеспеченным и создание службы муниципальной милиции. Примечательно, что инициаторами проведения общегородского референдума стали чиновники Киевской горгосадминистрации. Поэтому говорить о том, станет ли «киевское вече» прецедентом для развития демократических инструментов в современной Украине, пока рано.

Как бы там ни было, но в Конституции детально прописаны механизмы, позволяющие реально влиять на власть. Ст. 69 Основного Закона страны провозглашает право украинцев на прямую демократию. Иными словами жители страны могут инициировать референдум по любому вопросу, для чего достаточно собрать 3 млн подписей по всей стране. После чего президент или Верховная Рада должны начать подготовку к всеукраинскому голосованию. Как показывает практика, политики не только предпочитают не распространяться о подобном праве граждан, но, как в истории с НАТО и Ющенко, откровенно его игнорируют. Впрочем, события 2005-2006 гг. доказали, что инициатива снизу способна заставить политиков принимать решения, которые могут удовлетворить большинство.

А КАК У НИХ
В мире существует ряд стран, где успешно осуществляется влияние народа на местную власть. Наиболее показательным примером является небольшая Швейцария, где народо-

властие стало эффективной частью системы государственного управления, а механизмы влияния на государственный аппарат - своеобразным контролирующим органом. Такая система в Швейцарии действует благодаря всенародным голосованиям. Для инициирования референдума достаточно собрать всего 50 тыс. подписей. Швейцарцы могут отправить правительство в отставку или отклонить закон - то есть влиять на органы власти всех уровней. При таких правилах игры у власть имущих нет возможности лоббировать свой бизнес или принимать антинародные законы - инициативные граждане все равно соберут подписи, а мнение большинства не позволит чиновникам забыть о том, кто именно «нанимал их на работу».

Каждый год в одной из самых развитых и богатых стран мира проводятся сразу несколько референдумов. В частности, в марте этого года швейцарцы приняли беспрецедентное решение - больше 60% населения отказались от увеличения отпусков до шести недель в год, оставив, как было до голосования, четыре недели законного отдыха. Подобное решение кажется странным для среднестатистического жителя Украины, но швейцарцы поняли, что их решения могут повлечь серьезные последствия для экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...