aif.ru counter
49

Кабмин замедленного действия: что за два года сделало для Украины правительство Азарова?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10. Аргументы и факты в Украине 07/03/2012 Сюжет Правительство
Фото:

Что удалось сделать министрам и почему два с лишним десятка объявленных реформ движутся мучительно медленно?

Иных уж нет...

Кабмин Азарова начал работать в беспрецедентном для Украины составе: он насчитывал 28 министров (в том числе 7 вице-премьеров). Такой многолюдности в высшем исполнительном органе не знала ни одна европейская страна. Теперь число чиновников сократилось на добрую треть: 17 «штыков», включая трех вице-премьеров, первого вице-премьера и самого главу правительства.

- Считаю, что это сокращение - весьма позитивный наглядный результат админреформы, - оценивает «прохудившийся» Кабмин Владимир Фесенко, руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента». - Изначально Кабинет был неоправданно раздут, обязанности «перекликались». Теперь у каждого чиновника своя, четко очерченная, сфера ответственности. Такая структура правительств во всей Европе.

Интересно, что в 2010-м ни одно кресло не досталось представительнице прекрасного пола. Острословы-политологи еще тогда шутили: женщина в Кабмине Азарова - плохая примета, как на корабле. Так или нет, но и без женщин «плавание команды профессионалов» в течение этих двух лет легким не назовешь. Не стало легче и после недавнего внедрения в Кабинет дамы - Раисы Богатыревой.

Тезис двухлетней давности о команде профессионалов, увы, не подтвердился. В. Фесенко считает: профессиональных и сильных менеджеров, как оказалось, пришло совсем не так много, напротив - их сейчас дефицит. Несмотря на сокращение своего состава, Кабмин по инерции продолжает чувствовать себя громоздкой неуклюжей структурой. «Четкой программы реформ нет, - отмечает политолог, доктор исторических наук, профессор кафедры политологии НаУКМА Алексей Гарань. - В правительстве по-прежнему левая рука не знает, чего хочет правая».

Наконец, обострение внутрикабинетной борьбы между политическими группами за сферы влияния тоже не добавляет министрам трудового азарта. «Кабмин два года назад начинался как сбалансированная система, - говорит А. Гарань. - Теперь из-за его транс-формации баланс нарушен. Доминирует «семья» президента». В такой атмосфере чиновникам, разумеется, не до борьбы за народные блага - самим бы остаться на плаву.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дотянуть до выборов

Начинали работать министры в парламентско-президентской республике, когда всякое действие они совершали с оглядкой на Верховную Раду. А сейчас держат ответ непосредственно перед президентом.

«После восстановления Конституции образца 1996 года (решением Конституционного суда в 2010 году. - Ред.) Кабмин утратил свою самостоятельную политическую роль, - рассуждает А. Гарань. - Правительство уже не несет ответственности перед парламентом. Ключевая фигура - президент, который может уволить любого из министров, и все подчинено его воле».

Увольнения в Кабмине по воле президента, как показывают события последних недель, - явление уже обычное («АиФ» №№ 8, 9’2012). Политологи считают: глава государства весьма недоволен положением дел во многих отраслях и сферах, пробуксовкой всех без исключения реформ. Его раздражает и настораживает растущее социальное напряжение, которое министры своими действиями только «разогревают».

Дамоклов меч стремительной отставки сегодня, как никогда ранее, висит чуть ли не над каждой министерской головой. Но приведет ли хоть одна очередная «публичная казнь» к радикальным переменам в стране, произойдет ли наконец от этого пресловутое «улучшение жизни уже сегодня»?

Виталий Бала, директор Агентства моделирования ситуаций, уверен - ничего не изменится: «Для этого необходима смена главы Кабмина. Все остальные - это ритуальные политические жертвы».

А вот насчет смены премьера мнения экспертов единодушны: нынешний наверняка будет при власти как минимум до выборов. «Лишь в крайнем случае - если социальная напряженность достигнет своего пика - «голову» Азарова могут «швырнуть толпе» раньше октября-2012, - полагает А. Гарань. - Но власть сейчас сделает все, чтобы такого пика не допустить».

ПОД ЧЕРТОЙ

О судьбе нынешнего Кабмина после выборов политологи говорят осторожно, напоминая лишь о том, что в случае захвата оппозицией большинства кресел в обновленной Верховной Раде народные избранники вполне могут объявить вотум недоверия премьеру. И что тогда сможет президент с его единоличным правом казнить и миловать министров? Впрочем, народу эта коллизия мало интересна. Ему, по большому счету, все равно: останется ли нынешний Кабинет поголовно в своих креслах или придут новые чиновники. Ему бы, наконец, дождаться результата работы профессионалов. Чтобы в следующие два года социальный уровень не падал камнем, а за работу министрам хотелось поставить хотя бы слабенькую «троечку».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбывшие министры

Анатолий Могилев, глава МВД 2010-2011 гг.

Причины: многочисленные скандалы вокруг произвола, творимого органами правопорядка.

Последняя капля: провал операции по поимке одесских киллеров.

Федор Ярошенко, глава Минфина 2010-2012 гг.

Причины: несбалансированная бюджетная политика.

Последняя капля: Госбюджет-2012, вызвавший острую критику и самого президента, и главы его Администрации.

Михаил Ежель, глава Мин-обороны 2010-2012 гг.

Причины: затягивание реформ в армии и на флоте, провалы в оборонных заказах, срывы тендеров, скандалы вокруг питания военнослужащих.

Последняя капля: конфликт с В. Хорошковским, ставший публичным.

Зиновий Мытник, глава Минздрава 2010 г.

Причины: злоупотребления при объявлении тендеров.

Илья Емец, глава Минздрава 2010-2011

Причины: затягивание реформ в здравоохранении.

Последняя капля: разногласия с Администрацией президента по работе фармрынка и расстановке сил на нем.

Александр Анищенко, глава Минздрава 2011-2012 гг.

Причины: медлительность, безынициативность.

Последняя капля: проблемы с вакцинами БЦЖ для новорожденных.

 

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых