aif.ru counter
28

Контрольная точка президента

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. Аргументы и факты в Украине 22/02/2012 Сюжет Янукович

25 февраля исполняется два года со дня инаугурации президента Виктора Януковича. «АиФ» традиционно анализирует достигнутое за это время и подводит итоги. Мы оттолкнулись от мониторинга законодательных инициатив главы государства и динамики идущих реформ.

Проекты перестройки

Главный инструмент президента в заботе о государстве - его законодательные инициативы. Согласно архиву Верховной Рады, за отчетный период по инициативе Виктора Януковича с пометкой «неотложные» на рассмотрение законодателей поступило 20 законопроектов. Если не учитывать тех, что были реакцией на сиюминутные внешнеполитические вопросы, их набирается и того меньше - восемь. Но в законодательстве главное не количество, а качество. В любом случае, этот список позволяет нам оценить, что, по мнению гаранта Конституции, было для него первостепенной задачей.

В основном все вопросы стратегические. Видно, что во главу угла президент поставил оздоровление общей среды обитания в стране. Что, по идее должно получиться после реформы судебной системы и государственной службы. К сожалению, их оценка в основном критична. Мнение экспертной среды сходится в том, что президент применил оригинальное видение реформы. Сделав по идее независимые органы власти максимально зависимыми от себя.

Если пойти дальше и расширить обзор законодательных инициатив Виктора Януковича, можно взглянуть на полный список законопроектов, разработанных его Администрацией. Здесь, к слову, насчитывается уже 42 документа. В нем просматривается более адресная озабоченность президента судьбами народа в целом и отдельных категорий граждан в частности. Рассмотрев их детальнее, можно сказать, что глава государства озабочен материальным состоянием семей с детьми, здоровыми отношениями в бизнес-среде, качественной работой транспорта, отзывчивостью чиновников к нуждам людей и гуманизацией отечественной Фемиды.

Реформы на марше

Надо признать, что для объективной оценки забот и инициатив гаранта Конституции этого все-таки недостаточно. Необходимо рассматривать картину масштабнее и учитывать предложения, поступившие со стороны правительства - как никак, а исполнительная власть, действия которой сейчас полностью согласовываются с задачами президента.

Отрабатывая взятые обязательства, правительство дало путевку в жизнь Налоговому кодексу и пенсионной реформе. Постепенно, на уровне экспериментальных областей, делает первые шаги медицинская реформа. Увы - в каждом из этих мероприятий эксперты находят свою ахиллесову пяту. В медицинской реформе народ видит в основном закрывающиеся больницы, в пенсионной - недостаточное повышение выплат на уровне растущего пенсионного возраста, а в экономике - налогового инспектора с его неограниченными возможностями.

Не забывают и о перегибах приватизации, которая должна закончиться в этом году. Независимые экономические эксперты в один голос говорят о том, что этот процесс в Украине идет по откровенно искаженной модели. Вместо создания конкурентного пространства на свободном рынке мы получаем распределение собственности между конкретными группами и корпорациями, что купирует конкуренцию.

ПОД ЧЕРТОЙ

Оценка двух лет работы президента на базе оценки хода реформ в стране может быть не совсем корректной. Хотя, безусловно, судя по выводам ведущих аналитиков, президент активно внедряет авторитарную систему отношений внутри исполнительной власти. По общему мнению, главный успех Януковича - укрепление его личной власти практически во всех государст-венных сферах. При этом за прошедшие два года он потерял почти 30% своего рейтинга. Хотя социологи обращают внимание на важный фактор: активное снижение поддержки политики президента наблюдалось в первые полтора года. С весны 2011 года его рейтинг относительно стабилен и, по разным данным, колеблется в среднем от 13 до 16%.

Жесткая политика Януковича негативно отозвалась во внешней политике. Европейские институты, по сути, бойкотируют лично президента, а с ним и Украину из-за жестких мер по отношению к его политическим оппонентам. В то же время, казалось бы, активные переговоры по газовым поставкам с Россией ведутся в холодном режиме именно потому, что с подачи президента украинская делегация жестко стоит на своих позициях и не торопится принимать условно льготные предложения Кремля. Похоже, что именно эта жесткость вызывает уважение у его разочарованного неудачной социальной политикой, но все же хранящего верность, электората.

Первоочередные законопроекты президента

  • О судоустройстве и статусе судей
  • Об основах внутренней и внешней политики
  • О рыночном надзоре и контроле продукции
  • О предупреждении оборота в Украине опасной продукции
  • Об основах предупреждения и противодействия коррупции в Украине
  • О центральных органах исполнительной власти
  • О государственной службе

Законопроекты обычного порядка

  • О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам налогообложения
  • О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, касательно деятельности Нацбанка
  • О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об ограничении государственного регулирования хозяйственной деятельности
  • О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об ответственности перевозчиков, осуществляющих международные пассажирские перевозки
  • О внесении изменений в статью 15 Закона Украины «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям» (о материальной поддержке материнства и детства)
  • О внесении изменений в Закон Украины «О государственной поддержке семьям с детьми» относительно выплаты помощи при рождении ребенка
  • О внесении изменений в Закон Украины «О Кабинете министров Украины» (о полномочиях)
  • О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об упразднении чрезмерного государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок
  • О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (о гуманизации ответственности за правонарушения в сфере хозяйственной деятельности)
  • Об административных услугах
  • Проект Уголовно-процессуального кодекса Украины

МНЕНИЕ

Ирина Горина, член комитета ВР по вопросам экономической политики:

- Кроме того, что сегодня есть принятая на десятилетия программа реформ, мы на каждый год утверждаем четкий план действий - по каждому направлению и по всем блокам и отраслям. Смысл состоит в том, что есть четкое понимание, в какой последовательности законопроекты и подзаконные акты должны приниматься для того, чтобы регионы и отрасли получили реальные инструменты внедрения реформ.

Это все сделано и просчитано. Процесс реформ всегда носит очень сложно восприимчивый для населения характер, он, как правило, меняет очень многие старые устоявшиеся механизмы и поэтому воспринимается протестно. Потому что люди: и чиновники, и население воспринимают перемены в штыки. Но нужно понимать, что перемен, которые меняют жизнь за один день, не бывает.

Возьмем Налоговый кодекс - это система финансово-экономического сектора государства. В него вошло больше 200 законов. Мы прекрасно понимаем, что с начала его работы тут же всплыли какие-то недоделки. Мы писали законодательство, отталкиваясь от европейского образца, а оно у нас пока не работает. Поэтому сейчас раз в два месяца в кодекс вносятся правки, и он становится лучше. Такое при реформах происходит всегда. Не надо бояться того, что мы вносим корректировки в уже запущенный механизм. Потому что по определению, невозможно взять модели реформ европейских государств, переложить, как лекало, на нашу почву и ждать, что они на 100% подойдут Украине.

Владимир Лановой, директор Центра рыночных реформ:

- Если говорить об экономике, то сегодня мы видим деформацию, а не реформацию. С точки зрения права собственности, рыночных и макроэкономических отношений, у нас ухудшилась ситуация. Ухудшились налоговые отношения - это известный факт. У нас истощаются резервы Национального банка, растет дефицит внешней торговли. Безумно растет заимствование государства за рубежом и внутри страны. И нет никаких способов сбалансирования ситуации и выхода на бездефицитное функционирование государственных финансов.

Если вспомнить Налоговый кодекс - изначально это был документ, призванный дать в руки налоговой администрации официальное средство лишения собственников предприятий их прав на собственность. Он провел такие нормы, которые просто отбрасывают все ранее действующее экономическое законодательство о предприятиях, о банкротстве, о праве собственности - все. И во главу угла ставится налоговый инспектор, который приходит и имеет право просто забрать собственность вне всяких конституций и других законов. Открыть дело и арестовать имущество или весь пакет акций должника.

Было сразу видно, что это инструмент для подавления инакомыслия и инакодействия в рыночной системе. Т. е. власть сразу для себя определила классовых врагов и создала инструмент борьбы с этими классовыми врагами.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых