aif.ru counter
30

Министр премьер-лиги: Хорошковский пополнил пул претендентов на премьерское кресло?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. Аргументы и факты в Украине 25/01/2012 Сюжет Правительство

«АиФ» анализирует потенциал и последствия этого резонансного назначения.

Инъекция бодрости

Увольнение Ярошенко не стало сюрпризом - в последнее время президент прямо выражал свое недовольство по поводу работы главы Минфина. Хотя без реверанса по отношению к любимчику премьера все-таки не обошлось: ушел по собственному желанию. Другое дело - выбор преемника.

- Сейчас закладывается конфликт, - уверен директор Центра рыночных реформ Владимир Лановой. - Азаров проводит собственную линию действия в финансовых вопросах, в валютных отношениях и банковской системе. Долги, дефициты бюджета - управление этими процессами полностью находились в компетенции премьер-министра. Ярошенко был просто хорошим исполнителем его указаний.

Хорошковский, напротив, как успешный бизнесмен, человек с собственными амбициями, будет проталкивать свою «собственную линию», считают эксперты. И это спровоцирует определенное противостояние в структуре исполнительной власти. Зачем понадобился этот холодный конфликт, наблюдателям тоже понятно.

- Его готовят на место премьера в будущем, хотят «обкатать», опробовать, - предполагает директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев. - А если не получится - то премьером после выборов. Если нужно будет повести Партию регионов во главе списка, то, возможно, и до выборов. Комбинации могут быть разные, но то, что это не простое финансовое, экономическое кадровое решение, безусловно. Это назначение имеет очень важную, если не определяющую политическую составляющую.

По мнению эксперта, президент фактически официально ввел в игру нового претендента на премьерское кресло. Причем это назначение вовсе не является стартом борьбы - она уже идет. Как давно - можно отследить по регулярно всплывающим слухам о возможной отставке Николая Азарова. Положительный момент этого шага - стимуляция исполнительной власти работать лучше.

- Этот контекст чувствуют все участники, - рассуждает Карасев. - До ротации в Минфине конкуренция за премьерство и лояльность президента, от которого зависит окончательное решение, активно велась между Клюевым, Азаровым, Колесниковым и Тигипко. Теперь они четко понимают, что в этот пул вводится и Хорошковский.

По мнению В. Карасева, с одной стороны, Виктор Янукович таким образом разобщает свое окружение, провоцируя конкуренцию. Но очевидно, одновременно президент надеется, что сможет удержать ее в приемлемых рамках. И пока нет оснований говорить, что она выйдет за пределы допустимого.

Эти нехитрые «дворцовые интриги» - цена стимуляции реформ. Сегодня президенту во что бы то ни стало необходимо сдвинуть экономическую динамику: реформы забуксовали. Ситуация и ответственные за нее чиновники нуждаются во встряске. Похоже, что именно для этого в качестве «легкого стимулятора» или инъекции бодрости он и ввел в систему амбициозного и энергичного игрока, само присутствие которого заставит его коллег собраться и сконцентрироваться на поставленных задачах.

По кому шапка?

Здесь будет уместно вспомнить о задачах, которые встают перед самим «новичком». Не успели просохнуть чернила на приказе, а премьер уже поспешил публично сообщить, что на новый тур переговоров с МВФ поедет Хорошковский.

- Это бесперспективное направление, - уверен Лановой. - Фонд занимает очень жесткую позицию. Попытка свалить эти неудачи на нового министра финансов, наверное, входят в планы Азарова, потому что ему же нужно говорить: ну что я могу сделать? Одного министра сняли - другой тоже ничего не добился. Ситуация очень плохая, тупиковая, и эта поездка ничего не добавит - не раскроет потенциал Хорошковского.

Когда верстался номер, стало известно, что украинскую делегацию возглавил первый вице-премьер Андрей Клюев.

Эксперт вообще сомневается, что эти переговоры зависят от личности - настолько в МВФ выработано отношение к Украине. Объективно именно перед главой Минфина стоят другие актуальные задачи, но они не решаются без комплексных реформ.

В. Лановой напоминает, что в этом году нужно вернуть старые кредиты на 100 млрд грн. Из них примерно 30-35 - это международные валютные займы. А валюты нет - платежный баланс отрицательный. При этом резервы Нацбанка за последние полгода сократились почти на 4,5 млрд грн. Продолжение этой тенденции резко подорвет отечественную торговлю.

Спасти положение можно двумя путями - разместить облигации за рубежом или договориться с МВФ. Учитывая общий экономический фон, украинские облигации сейчас не имеют спроса. Восстановить их рейтинги можно только благодаря реформам. Это предполагает сокращение убыточных предприятий, что возможно только за счет банкротства старых компаний. Деньги не должны замораживаться, не должны уходить в энергоемкие отрасли, которые вынимают из отечественной прибыли по 10-20 млрд грн. Эти средства нужно направлять в другие секторы экономики, давать новые прибыли и, следовательно, улучшать все балансы.

- Только глубокие экономические изменения позволят изменить внутреннюю финансовую ситуацию, повысить надежность всех потоков, в том числе из бюджета и в бюджет, - уверен Лановой. - Пока идет обратный процесс: сужение экспорта украинской промышленности. И как повлияет министр финансов на это?! Соберет совещание - а тренды сохранятся.

Подготовила

ДЛЯ СПРАВКИ.

Валерий Хорошковский родился 1 января 1969 года. В 1994-м окончил Киевский университет им. Шевченко, юрист. Позже защитил докторскую диссертацию по экономике. Основал группу «Меркс», владел акциями «Укрсоцбанка» и молочного завода «Галактон».

В 1996 г. вступил в НДП, в 1998-м избран народным депутатом по мажоритарному округу. В 2001-м организовал политическое объединение «Команда озимого поколения». На выборах весной 2002 г. «озимые» в парламент не прошли. Вынужден был продать значительную часть бизнеса.

С августа 2002 г. - замглавы Администрации президента.

2002-2004 гг. - министр экономики и по вопросам европейской интеграции Украины.

С 2003 г. - председатель наблюдательного совета НАК «Нефтегаз Украины».

С 2006 г. - глава наблюдательного совета, собственник медиа-компании «Интер», с 2009-го - владелец телеканала «Интер».

2007 г. - председатель Гостаможслужбы.

2009 г. - замглавы СБУ.

2010 г. - глава СБУ, с мая входит в Высший совет юстиции, в августе 2011 г. произведен в генералы армии.

18 января 2012 г. - министр финансов Украины.

МНЕНИЕ

Инна Богословская, народный депутат Украины, фракция Партия регионов (в прошлом партнер Хорошковского по политическому проекту «Команда озимого поколения»):

- Валерий Хорошковский - это современный менеджер, который обеспечит принцип концентрации ресурса на правильных проектах - эффективных и нужных, а не тех, которые вставляют в бюджет только для «отмывания» денег. Его жизненное кредо очень хорошо подходит министру финансов: недофинансированный проект - проваленный проект. Он четко умеет определить приоритеты и проконтролировать исполнение - это очень важно. Организация контроля - то, что он умеет делать очень хорошо. Он - гиперответст-венный, поэтому можно быть уверенным, что все, что запланировано бюджетом, будет выполнено.

Кроме того, невозможно представить, что Хорошковскому кто-то принесет взятку или «откат» за финансовое назначение. Поэтому есть большая надежда, что он таки организует работу Минфина так, чтобы никто с мест не жаловался, что за субсидии или другие формы финансирования нужно «делиться».

Я связываю назначение Хорошковского с началом очень серьезного реформирования правительства. Хотелось бы, чтобы это действительно было так. Уверена, что под его руководством Минфин заработает как часики. Министерство и до этого работало отлаженно, но это была наладка старого, постсоветского образца. Минфин должен работать по-другому.

Андрей Сенченко, народный депутат Украины, фракция БЮТ, министр финансов оппозиционного правительства:

- Мне трудно оценить Хорошковского как министра финансов. Я читаю характеристики его менеджерских качеств: жесткий и последовательный менеджер и т. п., но для меня это человек, который оспаривал наличие политических репрессий в стране и прочее.

Он - тот, кто будет обслуживать власть во всех отношениях, а потом через них же переступит, и при случае будет заниматься политическими репрессиями уже в отношении этих персонажей. Это первое.

Второе - Министерство финансов в Украине не выполняет тех функций, которые, собственно говоря, оно призвано выполнять: регулировать все использование казенных средств в соответствии с бюджетом, утвержденным парламентом. Сегодня Минфин - это орган, который регулирует финансовые потоки между кланами, обеспечивает их коррупционные интересы. Поэтому оценивать, насколько эффективно он заработает при новом руководителе, у меня язык не поворачивается.

 

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых