aif.ru counter
53

Министерская рокировка-2: что «грозит» предпринимателям и железнодорожникам

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. Аргументы и факты в Украине 22/12/2010 Сюжет Правительство

Реформа на ход

С одной стороны, прожорливую армию чиновников давно пора было сокращать - затраты на ее содержание огромны. С другой, админреформа осуществляется странно: указ о создании, по-сути, новых органов исполнительной власти уже есть, а их программные положения еще не прописаны. Как же они будут функционировать?

Л.Харченко, Кировоград

Отвечает Владимир Фесенко, директор Центра политиче-ского анализа «Пента»:

- Прежде всего, речь идет об укрупнении ряда министерств: Минобразования слилось с Минсемьи, молодежи и спорта, Минтоп-энерго - с Минуглепромом. Это произошло в рамках логики разделения или перераспределения функций центральных органов исполнительной власти, чтобы сократить общее их число.

Важно, что резко усилились с функциональной точки зрения новое Министер-ство экономического развития и торговли, которое возглавил Андрей Клюев, и Министерство инфраструктуры, которое отдали Борису Колесникову. То, что эти ключевые министерства возглавили два вице-премьера, фактически означает, что в правительстве Азарова теперь будет три ключевые фигуры.

Самая значительная политическая перестановка, мне кажется, переключение Клюева на экономическую политику, а Сергея Тигипко - на социальную. Это означает, что фактически Тигипко назначают главным ответственным за непопулярные социальные реформы.

Но действительно, видно невооруженным глазом, что админреформа делается на ходу. Поэтому ее анализ можно делать только в первом приближении, а окончательные оценки давать рано. Формально реформа на-правлена на то, чтобы оставить за министерствами стратегическое планирование, нормотворческие функ-ции, а функции контроля, предоставления услуг, хозяйствования вывести в отдельные органы. Такие дей-ствия проводились в странах Европы. Несколько лет назад это делали в РФ, правда, с меньшим успехом.

Ясно, что внешним побудительным стимулом для проведения реформы именно сейчас были жесткие требования МВФ сократить госрасходы и госаппарат.

Средний класс уничтожен?

Функции в сфере госполитики по вопросам развития предпринимательства переданы новому Министерству экономического развития и торговли. Что это означает для предпринимателей и страны в целом?

А. Голубицын, Днепропетровская обл.


Отвечает Александра Кужель, экс-глава Госкомпредпринимательства:

- В Законе «О государственной регуляторной политике» сказано, что ее осуществляет независимый орган власти, сам не являющийся регулятором. Т.е. ликвидация Госкомпредпринимательства является незаконной. Теперь разговоры о дерегуляции становятся смешными. Разрешительные процедуры и лицензирование пока вообще не переданы никому. Госкомпредприниматель-ства был органом, контролирующим органы лицензирования.

Власть давно раздражал этот орган, с которым нужно было согласовывать многие решения. Между тем, это мировая практика: виноделы, фармацевты, транспорт-ники должны знать заранее, какая регуляция для них готовится, а правительство должно понимать, какова реакция рынка на его инициативы. Ни один премьер европейской страны никогда не подпишет постановления без согласования с органом по регуляторной политике, который не входит в состав правительства и никому не подчиняется напрямую. 50% подготовленных правительством документов Госкомпредприниматель-ства всегда заворачивал - они или нарушали конкуренцию, или вводили коррупционные платежи или согласования. Теперь же никакая дерегуляция не поможет конкретным предпринимателям.

Можно сделать вывод, что страна отказалась от создания среднего класса.

Куда дели«Укрзалізницю»?

В перечне служб, сателлитных новому Министер-ству инфраструктуры, которое возьмет на себя значительную часть функций ликвидированного Минтранссвязи, нет стратегического объекта - «Укрзалізниці». Значит ли это, что вскоре она будет приватизирована?

Л. Синько, Полтава

Отвечает Дмитрий Подтуркин, глава экспертной службы консорциума «Менеджмент консалтинг групп»:

- Отсутствие соответствующей службы при Министерстве инфраструктуры для управления железнодорожным транспортом вызвано тем, что, согласно госпрограмме реформирования железнодорожной отрасли, принятой в прошлом году, на базе «Укрзалізниці» до конца этого года создадут либо концерн «Украинские железные дороги», либо государственную акционерную компанию. Так же сделано в РФ: «Российские железные дороги» - это ГАК. Она будет находиться в прямом государственном управлении. Такие изменения планировались еще в 2006 году. Но из-за политиче-ской нестабильности их не могли воплотить.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых