aif.ru counter
31

Долгая дорога к школе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. Аргументы и факты в Украине 01/09/2010 Сюжет Оппозиция

Стартовал новый учебный год. Что он принесет украинцам? Что изменилось, а что - необходимо срочно менять в отече-ственной образовательной системе? Да и нужно ли оно Украине - образование мирового уровня?

Лидер «Фронту Змін» убежден - надо. Иначе сильного государства не построишь. А начинать необходимо с обеспечения высокого статуса учителя, инновационных решений, интеграции в европейское образовательное пространство. Как? А. Яценюк вывел несколько формул.

Формула 1. Качество, помноженное на доступность

- Арсений Петрович! Какая проблема в образовательной сфере сегодня главная?

- Проблема доступности и качества образования. Доступность - это реализация права каждого украинца на достойное общее среднее образование. А в перспективе - возможность получить профессию, востребованную на рынке труда. Качество образования - это, в первую очередь, его соответствие мировым требованиям. К качествен-ным показателям я отнес бы владение современными информационными технологиями, знание и свободное владение несколькими иностранными языками, способность учиться и повышать свою квалификацию в течение всей жизни, умение самостоятельно критически мыслить и ответственно решать проблемы. Образование должно работать на опережение.

- Юридически - согласно Конституции - у нас с доступностью к общему среднему образованию все в порядке...

- Не делал бы таких по-спешных выводов. У ребенка в селе нет доступа к такому же уровню образования, какой, скажем, получает ребенок, живущий в крупном городе. Да и в пределах одного города качество школьного образования - очень разное. Роль государства - установить максимальную социальную справедливость. В данном случае - равенство доступа всех украинских детей к качественному современному государственному образованию. Это одна из главных функций государ-ства - воспитание образованных, свободных и ответственных граждан. Ведь именно они - самое ценное богатство страны. Обратите внимание: Украина признана наиболее образованной страной среди государств с низким уровнем дохода. У нас грамотны 99% населения. Но уметь только читать и писать сегодня недостаточно. Другими словами - у нас есть прекрасная база, которая при надлежащей государственной поддержке станет ключевой точкой роста экономики.

Формула 2. Интернет плюс европейский стандарт

- О наболевшем. Как вы относитесь к отмене 12-летки? Украина ведь готовилась к этой форме обучения еще с 2001-го...

- Реформу, на которую было потрачено столько времени, денег и энергии, стоило не отменять, а отложить на не-сколько лет, основательно ее подготовить. Однако вместо того чтобы разработать эффективную программу по обеспечению новой трехлетней профильной школы, власть зажала наше образование в старые постсоветские рамки. С отменой реформы проблемы никуда не исчезли. Учебников как не хватало, так и не хватает, учитель как получал за свой труд копейки, так и получает. Мы уделяем много внимания форме, забывая о содержании. Десять, двенадцать или тринадцать лет - это менее важно по сравнению с тем, чем будут заполнены школьные программы. Иностранные языки, информационные технологии, обновленная школьная программа требуют больше времени на изучение. При этом мы должны еще и заботиться о здоровье наших детей и беречь их от перегрузки. 12-летняя школа - это европейские стандарты образования. Если мы стремимся стать полноценной частью европейского образовательного пространства, нам рано или поздно придется им соответствовать.

- Нехватка учебников - проблема, с которой, кажется, не удалось справиться ни одному правительству...

- Это свидетельствует о том, что образование не было приоритетом для власти и не является им сегодня. Не хватает инновационных решений. Каких? Например: «интернетизация» всей страны. Начинать ее следует именно со школы, ПТУ, вузов. Это дает качественно высший уровень доступа к информации. Нам необходимы электронные учебники, компьютеры на каждом ученическом или студенческом месте, Интернет. Это - развитие дистанционного обучения, а значит, и свободный доступ украинцев к современному образованию. Это поможет и объединить страну. Как? Простой пример. В прошлом году я посетил Космический лицей в Симферополе. «Фронт Змін» подарил этому учебному заведению компьютерную технику для дистанционного обучения. Мы вместе с детьми организовали через программу «Скайп» видеомост с учениками гуманитарной гимназии во Львове. Ученики без проблем общались на украинском и русском. Приглашали друг друга в гости, стремились поближе познакомиться. Дети поняли простую истину: кроме языка общения, они ничем не отличаются!

Формула 3. Госзаказ на тружеников

- Мода на вузовские дипломы юристов и экономистов уже оставила украинскую экономику без инженеров, дорожников, строителей... Сегодня рейтинги популярности  профессий показывают: ситуация не меняется. Что делать?

- В стране двадцать лет ничего, кроме «царских сел» вокруг областных центров, одного автобана и двух реакторов атомных станций, не строилось. Сейчас страна нуждается в строительстве: доступного жилья, дорог, коммунальных сетей, мостов, аэропортов, портов. Спрос на строителей, каменщиков, сварщиков, инженеров будет расти.

Образование должно обслуживать экономику и соответствовать ее потребностям. Зада-ча правительства - сформировать государственный заказ на все специальности и обнародовать его, чтобы общество (особенно выпускники и их родители) понимало реальное положение дел. Кроме того, в этом должны быть заинтересованы и учебные заведения, и работодатели. Тогда у нас будет значительно меньше вузов, которые скорее торгуют дипломами, чем дают образование.

- Украина снова села за парты. Чего бы вы пожелали соотечественникам?

- Школьникам и студентам - безудержного желания познавать новое и умения побеждать лень. Любить страну, думать о будущем, формировать собственную гражданскую позицию - как бы пафосно это ни звучало. Родителям - взаимопонимания с детьми, терпения и мудрости. Учителям и преподавателям - способных и благодарных учеников, внимания и уважения со стороны государства и обще-ства.

Формула 4. Учитель - должно звучать гордо

- А можно ли привлечь внимание властей, пребывающих в азарте постоянной политической борьбы, к фигуре простого учителя?

- От статуса учителя, преподавателя, наставника  зависит будущее национальной системы образования. Этот статус должен быть высоким, и статьи госбюджета должны это подтверждать. Учитель, преподаватель, воспитатель детского сада должны получать достойную оплату, чувствовать себя свободными людьми. Только такие наставники способны воспитать свободного гражданина. Я вырос в семье преподавателей и хорошо знаю специфику этой работы. О том же, что происходит сейчас, мне больно говорить. Власть продолжает пагубную практику - экономит на педагогах. Не выполняется закон. В частности, известно, что основой для расчетов зарплаты бюджетникам должна быть минимальная заработная плата. Однако на практике все рассчитывается не из «минималки», а из первого тарифного разряда, который сейчас на 300 грн ниже минимальной зарплаты. В результате молодой учитель с высшим образованием получает лишь на 50 грн больше, чем школьная уборщица. Во многих регионах управления образования вообще попытались отправить учителей на лето в неоплачиваемый отпуск, вынуждая педагогов подрабатывать торговлей квасом или мороженым.

- Можно ли что-то изменить - немедленно, прямо сейчас, в этом году? Бюджет-то «худой»...

- Еще в конце мая я обратился и к премьеру, и к президенту с требованием повысить до надлежащего уровня зарплаты бюджетникам, в первую очередь учителям. Источники есть! В частности, это заниженный Законом «О государ-ственном бюджете Украины на 2010 год» на 3 млрд грн показатель роста ВВП. Это скрытые деньги, которые потом будут выдавать за перевыполнение доходной части бюджета. К тому же было публично заявлено, что «Нефтегазу Украины» не нужна компенсация, также предусмотренная госбюджетом. А это еще почти 3,5 миллиарда. Однако власти не просто проигнорировали мое требование, но и взяли обязательства перед МВФ заморозить зарплаты работникам бюджетной сферы в следующем году, а также на среднесрочную перспективу. «Фронт Змін» будет делать все, чтобы не допустить этого. Впрочем, даже в таких нечеловеческих условиях сегодня есть много настоящих подвижников педагогического дела. Именно они спасают украинское об-разование от последствий хаотических и безответственных действий власти.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых