314

Рынок труда: равнение на Европу?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. Аргументы и Факты в Украине 08/04/2015
Сергей Арбузов
Сергей Арбузов УНИАН

 Есть неприятная для власти тенденция – если смотреть по структуре безработных, то доминируют мужчины первых двух категорий – с 15 до 24, и с 25 до 29 лет. Здесь безработица 24% и 12% соответственно… Именно эта возрастная группа была ядром Арабской весны 2011 года», – пишет в статье для «АиФ» Сергей Арбузов, и. о. премьер–министра Украины в 2014 году, первый вице–премьер в 2012 – 2014 и экс–глава Нацбанка в 2010–2012 гг.

Безработица – причина

Уже несколько лет подряд безработица и неполная занятость входят в ТОП–5 глобальных рисков развития человечества, публикуемых в начале каждого года Всемирным экономическим форумом. В этом году эта проблема стоит наравне с такими рисками, как межгосударственные конфликты, экстремальные погодные явления, несостоятельность государственного управления, распад или кризис государства. Примечательно, что все из выбранных ВЭФ угроз для всего мира применимы к Украине и даже как будто «списаны» с украинских реалий.

Серьезность этих рисков признают во всем мире, но, похоже, обходят стороной в Украине. Хотя именно безработица, как явная, так и скрытая, а также эмиграция наиболее активных и квалифицированных  останутся в числе главных проблем на украинском рынке труда в будущем и будут выступать факторами и социальной нестабильности, и невозможности ускорения темпов экономического роста.

Украина стала ближе к Европе если не в плане борьбы с коррупцией или облегчения визового режима, то по уровню безработицы. По данным Госстата, уровень безработицы среди трудоспособного населения  в Украине на конец 2014 года составил 9,7% по методологии Международной организации труда (МОТ). В Испании, по информации Eurostat, безработица составила 24,5%, в Греции – 26,5%, в Италии – 12,7%, во Франции – 10,3%, в Польше – 9%, в Венгрии – 7,7%, в Германии – 5,0%.

И своего пика безработица еще не достигла. В IV квартале прошлого года она значительно ускорилась, а в I квартале можно ожидать совершенно невиданных доселе цифр, поскольку ситуация по всем фронтам экономики ухудшилась. Ведь как только ВВП начинает падать, это сразу же отражается на гражданах через сжимающийся рынок труда. И, судя по всему, в ближайшие два года ситуация будет усугубляться с учетом все более пессимистичных прогнозов по падению ВВП. Самый свежий и реалистичный сделал НБУ:  падение на 7,5% на 2015 год. Таким образом, даже если прогноз о росте ВВП на 2–3% в следующем 2016 году сбудется, «сжатие» экономики на 14% за два года очень больно ударит по рынку труда.

Безработица – это сложное макро–экономическое явление. Кроме банального обнищания для многих людей она означает потерю профессии и квалификации, а в долгосрочной перспективе – маргинализацию общества и необоснованное упование на государственную поддержку.

Кроме того, в Украине, как и во многих других постсоветских странах, огромное число людей охвачены так называемой скрытой безработицей, которая не учитывается методологией МОТ. Наш работодатель склонен отправлять людей в неоплачиваемые отпуска, но сохранять рабочее место. С одной стороны, до сих пор сказывается ментальность, привитая в СССР, а с другой – это следствие неразвитой системы перепрофилирования кадров. Человек в нашей стране чувствует себя увереннее, даже  если только числится на копеечную ставку и считается занятым.

Есть еще одна неприятная для власти тенденция – если смотреть по структуре безработных, то доминируют мужчины первых двух категорий – с 15 до 24, и с 25 до 29 лет. Здесь безработица 24 % и 12% соответственно. Не хотелось бы нагнетать, но именно эта возрастная группа была ядром Арабской весны 2011 года.

Миграция – следствие

Безработица ударила далеко не только по низкоквалифицированным кадрам. Сейчас из страны готовы эмигрировать представители только–только сформировавшегося в недавние стабильные годы среднего класса, оказавшегося ненужным в новых условиях. Сдерживающим фактором для многих сейчас является либо время, необходимое на изучение иностранного языка страны эмиграции, либо невозможность продажи активов за адекватную цену.

По данным Львовского социологического агентства «Фама», около 13% украинцев сейчас склонны к эмиграции. Хотя на самом деле эта цифра может быть еще больше.

По данным Федеральной миграционной службы России, по состоянию на 5 марта этого года на территории России находилось около 2 млн украинцев трудоспособного возраста, из них мужчин 1,2 млн. В то же время за прошлый год в Польше трудоустроилось 0,4 млн. То есть почти 10% населения трудоспособного возраста Украины уже гостят, живут, работают только в двух странах– соседях, многие из них платят там налоги, создают их ВВП.

Уровень образования работников значительно отличается в зависимости от страны пребывания. Так, среди украинских работников–мигрантов в Германии имеют высшее образование почти 90%. Достаточно высок образовательный уровень мигрантов в Испании, в Венгрии – 20% с высшим образованием, в Италии – 15%. В то же время в Португалии, Чехии, России преимущественно работают мигранты со средним образованием (по данным Национального института стратегических исследований).

К сожалению, результатом «революции достоинства» не стало массовое возвращение соотечественников домой, а девальвация делает любую низкооплачиваемую работу за валюту куда более привлекательной, чем работу за внезапно подешевевшую гривну. Разворачивающийся кризис подводит к мысли об углублении тенденций к оттоку населения за границу. Поэтому уже сейчас правительство должно готовиться к возможным потерям трудоспособного населения вследствие миграции. А это значит, что сложная демографическая ситуация в Украине рискует еще больше обостриться.

Что делать?

Стимулами к возврату на родину трудовых мигрантов может стать реформированная экономика и урегулирование политической ситуации.

Страшнее безработицы нет ничего для общества. Борьба с ней должна стать безусловным приоритетом для власти. Потому что даже последствия инфляции менее разрушительны и опасны для социального спокойствия. Тут можно напомнить власть имущим, что право на труд – конституционная норма в Украине.

Конечно, в условиях тяжелейшего финансово–экономического кризиса и в резко обедневшей стране возможности правительства для маневра на рынке труда ограничены. Однако именно в этих условиях крайне важно увеличение государственных инвестиций. Когда бизнес не готов, а, зачастую, не может вкладывать деньги в экономику, это должно делать государство. При этом инвестировать нужно не только в производство оружия и военной техники, как это намерены делать власти, а в инфраструктурные проекты, инновационные отрасли промышленности. Здесь будущее страны, а не в переделках старой советской военной техники.

Еще одним верным решением будет реальное (а не декларируемое) стимулирование развития малого и среднего бизнеса. Именно он способен быстро создать дополнительные рабочие места. Разрабатывая государственную политику развития малого и среднего бизнеса, нужно учитывать, что его собственники всегда очень подвержены влиянию налоговой и таможенной политики, инфляционным процессам, кредитной поддержке. Поэтому нужно комплексное законодательное решение в этих направлениях.

Если правительство не создаст климата и условий для инвестиций, если разговоры о дерегуляции так и останутся разговорами, если экономить на госпрограммах, если сохранять политику сокращения расходов на образование в реальном выражении, то никакие меры, прямо касающиеся рынка труда, положительных результатов не дадут. При этом важно понимать, что не решив проблем на рынке труда, Украина может надолго угодить в ловушку низких темпов роста.

Сергей Арбузов

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых