3070

Украина не Грузия: Почему олигархи не спешат помогать стране с реформами

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. Аргументы и факты в Украине 05/02/2015
Олигархи
Олигархи seeandgo.ru

Новый грузинский обычай

Принято считать, что Украина сражается на двух фронтах. Первый проходит на востоке, а второй – по линии реформ. И если на востоке ситуация развивается спонтанно, то по части реформ проблем не ждали. Откуда бы проблемы, если у нас перед глазами грузинский опыт. Тем более пригласили управлять страной грузинских мэтров. В общем, ждали предсказуемого результата.

Конечно, предсказуемый результат возможен, но не в нашем климате. Это стало очевидно сразу после Украинского завтрака в Давосе. Там, как водится, собрались представители крупного бизнеса, европейские политики и наши умники. Задача министров: пропиарить реформы – получить деньги. Ничего не вышло. Европейцы ожидали конкретики, но нам нечего было предъявить. В итоге делегация вернулась домой налегке – без денег.  

Тут, как говорится, ничего личного. Просто существуют некие правила игры. Деньги выдают траншами. Каждый транш под какие-то обязательства. Если сделал первый шаг, можешь рассчитывать на финансирование следующего. Но если ты просто топчешься на месте с протянутой рукой – это слабый аргумент, – говорит Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра.

И тут – резонный вопрос: почему тогда Грузия фактически рванула в реформы с места, а мы уже год разминаемся? Говорят, все упирается в бюджет, мол, первые шаги тоже стоят денег – и немалых.  Но ведь и грузинский бюджет не выходил из берегов. И вот тогда маленький, но гордый народ придумал раскулачить своих миллионеров.

Система была построена так: к олигарху приходит делегация в составе следователя и прокурора. И прокурор говорит, вот у меня папка, в ней доказательства тому, что вы купили завод по заниженной стоимости. Реальная стоимость завода такая-то.

Далее человеку предлагают добровольно возместить недостающую сумму, – говорит Илья Несходовский, кандидат экономических наук, эксперт инициативы «Реанимационный пакет реформ». Если олигарх соглашался «возместить сумму», то взамен получал своего рода амнистию. То есть гарантию того, что прокуратура не станет поднимать пыльные сделки касательно приватизации остальных заводов. Амнистия оформлялась документально. Да и вся процедура носила законный характер – грузины внесли необходимые поправки. Таким образом деньги поступали в бюджет. И весьма исправно. Грузинские толстосумы, на волне первого изумления, охотно откупались от новой власти. Сработает ли такой подход у нас?

– Не сработает! – уверен Кость Бондаренко, председатель правления Института украинской политики. – Ну, вот придет такая делегация к Коломойскому. А завтра в Киев придет несколько батальонов и заявят, что денег нет. Что им на это возразить? Или Ахметов… Думаю, скажет: вперед! Если что найдете в Донецкой области – все ваше». Остальные… Они уже либо сами сидят в Верховной Раде, либо отправили туда своих представителей. Объединившись, эти ребята заблокируют любые поправки. Врасплох наших олигархов уже не застанешь –  момент упущен.

Что ж, остается надеяться лишь на их добрую волю. Дескать, можно создать фонд во благо реформ, а люди бизнеса его наполнят. Но тут спорный момент.

Во-первых, сразу получается, что власть изначально в долгу у олигархов. Это довольно опасный поворот. Во-вторых, прекрасно известно, что и в парламенте, и в правительстве акулы бизнеса имеют своих лоббистов. Выделяют им бюджет на «представительские расходы» и решают через них собственные проблемы. Альтернативы нет, ведь на одну зарплату не то что начальник управления в министерстве не проживет, но и сам министр! А значит, надо брать – и искать компромисс.

Подайте на зарплату

Кстати, по поводу зарплат чиновников. С ними, как известно, вышел конфуз. Сразу после Майдана говорили о достойных зарплатах. Если получает управленец тысяч 30 – 50, то есть зарплату, как в бизнесе, то он сто раз подумает, прежде чем брать очередную взятку – а стоит ли? Есть что терять… Очень может быть, что и министры-иностранцы тоже думали – платить им будут, пусть не «по полной», но, по крайней мере, приемлемо. На аренду квартиры в Киеве, по крайней мере, хватит. Но нет, Верховная Рада решила принять закон, который ограничивает зарплату министров 7 прожиточными минимумами (8 526 гривны). Министры пожимают плечами, бедность не порок. Народ радуется – пусть поживут в нашей шкуре. На самом же деле для всего аппарата чиновников выход здесь один – изучать коррупционные схемы и внедряться в них. Ведь голого энтузиазма надолго не хватит, кушать тоже хочется. Зарплаты несоизмеримо ниже высокого статуса и высокой же ответственности. И тут появляются олигархи со своими «представительскими» – очень вовремя…

- Мы сейчас ищем средства, которые можно было бы перечислять министрам в качестве надбавок, как это было сделано в Грузии, – говорит Олег Гончаренко, глава инициативы «Профессиональное правительство».  Он, как и многие общественные активисты, тревожится по поводу создавшейся ситуации, но сделать пока что ничего не может. – Обратились в Фонд Сороса, там обещали подумать. Обращались к украинской диаспоре в Канаде, но там настроены скептически. Они и ранее перечисляли деньги в различные украинские фонды и не раз обжигались. Кроме того, мы говорили с людьми бизнеса…

Крупный бизнес ожидаемо промолчал, а средний задумался.

- Мы в отличие от олигархов не можем позволить себе лоббистов в разных ведомствах и потому крайне заинтересованы в качественных, профессиональных кадрах. В то же время сейчас именно средний и мелкий бизнес взвалил на себя расходы по содержанию армии, волонтеров. И я не уверен, что бизнесмены средней руки потянут еще и чиновников, – говорит Олег Гетьман, руководитель одной из групп экспертов «Реанимационного пакета реформ».

Что ж, пока остается надежда из области научной фантастики – что к власти прорвутся люди, готовые работать на чистом энтузиазме. Но дело, похоже, идет к тому, что их уверенно оттеснили сухие прагматики, ориентированные на коррупцию и лоббизм. 

Бизнес на обещаниях

Впрочем, даже при полном отсутствии денег кое-что можно сделать, считают эксперты. Но не делается. Опять лобби мешает?

Что мешает внести поправки в законодательство, сделав так, чтобы деньги оставались в стране, а не уходили в офшоры? Эта реформа ничего не стоит, а бюджет наполнится, – появится возможность делать следующие шаги, – говорит Несходовский.

Еще одна бесплатная, но весьма денежная реформа, – сокращение ненужных ведомств. В свое время в Грузии ликвидировали до двадцати контор, включая пожарную инспекцию, санэпидемстанцию и так далее. Дескать, все равно ничего не решают, только мзду берут. Но «архитектор грузинских реформ» Каха Бендукидзе предупреждал: затягивать нельзя. Необходимо рубить с плеча, иначе «молодые специалисты» с горящими глазами врастут в систему, закостенеют – и реформы застопорятся. А это вызовет непонимание и социальный взрыв. Мы по этому пути не пошли. Наоборот, внедряя реформы, первым делом создали дополнительный бюрократический аппарат в виде нового Национального совета реформ. Но и на этом не остановились! Голь на выдумки хитра – мы научились зарабатывать на реформах. Точнее, на их ожиданиях. Взять к примеру хваленую медицинскую реформу, о которой нам поют уже полгода. Что там происходит на самом деле? При министерстве создали экспертную группу в составе 12 человек.

– Работу группы оплатил Фонд Сороса – это порядка 150 тысяч долларов. Эти деньги пошли на гонорары экспертам, – говорит Зоряна Черненко, глава комиссии по вопросам реформирования системы охраны здоровья Общественного совета при Министерстве здравоохранения Украины. – При этом иностранные специалисты приезжали всего пару раз. Далее «рамочная концепция» осталась на попечении местных кадров. Мы им говорим: давайте внедрять! А в ответ слышим: у нас первый пункт не проработан, второй и третий. Необходимы дополнительные концепции, и как следствие деньги. То есть они без конца будут искать гранты, затягивая реформы. Это уже своего рода бизнес.

Может, еще не бизнес, но все к тому идет. И тут получается необходим со стороны правительства грозный окрик, но его не слышно.

Создается впечатление, что власть пытается усидеть на двух стульях, – считает К. Бондаренко. – Ищут, как бы существующий порядок, с одной стороны, не нарушить и, с другой, как бы реформы внедрить. Так не бывает. В конечном итоге надо сделать выбор, иначе в скором времени потенциальные доноры окончательно потеряют к нам интерес, сочтя «украинское чудо» банальной профанацией.

Дарья ПОТАПОВА

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых