aif.ru counter
18.11.2014 13:42
313

Децентрализация или феодализация: как выглядит реформа глазами оппозиции

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. Аргументы и факты в Украине 14/11/2014
Децентрализация
Децентрализация © / dw.de

Общий знаменатель

Согласно плану президента и правительства (к сожалению, пока лишь сугубо теоретического, но об этом позже) процесс децентрализации предлагается провести по польскому опыту, который был применен нашим западным соседом в 90-х годах.

Оппозицию же обвиняют в том, что она предлагает совершенно иной план. Даже называют подробности: выборность губернаторов и «самофинансирование» регионов при почти полном отсутствии контроля из центра. Говорят, что при таком подходе автономный губернатор превратится в местного царька, – и Украина может вообще распасться на отдельные «вольные земли». А мы выяснили – план админреформы от оппозиции далек от того, что ему приписывают критики. Он в целом очень похож на план власти (неудивительно, так как обе стороны используют иностранный опыт). Причем начинает оппозиция ровно с того же – предоставления широких полномочий местным общинам. Уже от них часть власти и средств делегируется районам и областям, а от них – центру.

«Идея Партии регионов образца 1997 года была блестящей: вся власть должна была быть у местных советов, – напомнил Борис Колесников, лидер Партии регионов. – За что идет война на востоке? За полномочия регионов. К сожалению, мы не провели эти реформы, вся власть осталась в Кабмине. За это и поплатились. Боюсь, что так будет и сейчас. Реформы – это когда 30 человек в Кабмине, 75 человек в парламенте и по 25 в администрациях. С этого надо начинать. И конечно отдать 80% полномочий всем областям и Киеву – и будет совсем другое качество жизни».

При этом, по мнению Бориса Колесникова, речи о федерализации сегодня быть не может, поскольку есть опасность для территориальной целостности. Путь Украины в этих условиях – единая страна с самыми максимальными полномочиями регионов. Например, по примеру Италии, где около 90% полномочий сосредоточены у местных властей, убежден Колесников.

С политиком солидарен и Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии. Впрочем, эксперт убежден, что, по сути, ничего плохого нет и в федерализации – важно, что из себя будет представлять эта реформа, а не то, как ее назвать.

«Я считаю, что никаких проблем для проведения масштабной децентрализации или даже федерализации в нашей стране нет, – убежден политолог. – Страна будет условно, как и раньше, разделена на регионы – под регионами нужно считать все украинские области. Лидеров в регионах избирает местное население, обладминистрации ликвидируются, остаются только областные или региональные советы, которые выбирают на местах люди. И проводится бюджетная реформа, которая оставляет налоги на местах. До этого момента в целом я согласен с той программой, о принятии которой говорится в нашем правительстве».

Административная реформа

А вот дальше действительно начинаются принципиальные разногласия. Например, правительство и президент предполагают, что в рамках административной реформы всем регионам будут переданы одинаковые полномочия (по крайней мере, другого пока озвучено не было). А оппозиция считает, что важно учитывать особенности каждого региона в отдельности. И вообще, понятие децентрализации по-украински необходимо наполнить практическим смыслом.

«Каждая область должна серьезно подготовиться к реформе самоуправления, – рассказали «АиФ» в штабе Оппозиционного блока. – Для каждого региона должна быть подготовлена отдельная государственная программа по внедрению этой реформы, с учетом специфики и потребностей каждого района, города, села. Мы не имеем права допустить, чтобы из-за формального, бюрократического подхода наши соотечественники разочаровались в реформе самоуправления и были снова обмануты. Каждая область должна получить свою программу практической реализации реформы самоуправления».

Кроме того, власть критикуют и за формальный подход к проблеме и за невнимание к деталям.

«Вопрос децентрализации очень глубокий и требует серьезного подхода, – убежден Владимир Лановой, доктор экономических наук, президент Центра рыночных реформ, экс-министр экономики Украины, который также недоволен правительственным планом админреформ. – Так просто взять и объявить о реформе невозможно, потому что существует много нюансов относительно каждого конкретного региона, района, громады. Существует много нерешенных вопросов, которые требуют серьезного обсуждения и принятия альтернативных решений. Приведу пример: необходимо узнать, насколько население или территориальная община владеет природными ресурсами. Имеется в виду наличие полезных ископаемых, потребление водоемов – кто будет платить за потребление этих ресурсов? Если платить придется территориальным громадам, то вполне возможно, что они не захотят этого, им это будет невыгодно. И это только один маленький вопрос, а таких тем для обсуждения очень много. А у нас до сих пор никто ничем похожим не занимается. То, что говорят у нас политики о децентрализации, это пока пустословие, а не проведение работы».

Анна Герман, многолетний член Партии регионов и советник бывшего президента, убеждена, что реформу необходимо провести так, чтобы один регион не чувствовал себя обделенным на фоне другого.

«Польский опыт децентрализации очень хороший, – рассказала «АиФ» Анна Герман. – Я как раз жила в Варшаве в середине 90-х, когда в Польше проходила реформа. Нужно сказать, что они не «мешкали», и сразу же после подписания ассоциации с ЕС приступили к широкой децентрализации. И именно это спасло страну от развала, поскольку воеводства (области по-нашему) получили широкие полномочия. При такой схеме мест-ные громады решают, сколько дотаций перечислять центральной власти. Мне кажется, что такая схема подойдет и нам, и не приведет к развалу страны. Однако очень важно, чтобы все регионы имели одинаковые права, иначе будет несправедливо, что у одних прав и свободы действий больше, а у других нет. Такое правовое неравенство как раз и будет играть на руку сепаратистским настроениям».

То есть важно не то, чей опыт – польский ли, итальянский или американский – будет применен Украиной, а то, сможет ли власть провести реформу так, чтобы через год не пришлось собирать страну по кусочкам. Судя по тому, сколько вопросов предстоит решить при реализации только административной части реформы, сделать это будет очень нелегко.

Например, какой компетенцией будет обладать местный совет? Областной, районный, поселковый. Неизвестно, какие функции власть намерена передать на места и каким образом она планирует регулировать и контролировать все происходящее.

«У нас пока отвечают на этот вопрос так: мол, будут строить сами себе дороги, – рассказывает Лановой. – Простите, но разговоры ни о чем. Должна быть разработана четкая система, и компетенция должна быть передана без утраты функций контроля».

И здесь встает вопрос политической части реформы: насколько управляемыми должны быть органы местного самоуправления? Возможно, политики придут к мнению, что разные территории должны обладать разным уровнем власти. Но не приведет ли это снова к нездоровой зависти одного региона к другому?

Бюджетная реформа

Политические отношения центра и регионов помимо прочего упираются в вопрос финансов. Сколько денег регионы должны оставлять себе, а сколько отчислять в центр? Кто будет контролировать финансовые потоки? Как не допустить формирования сепаратистских настроений в стане местных (на областном уровне) элит, которые, имея финансовый инструмент, могут со временем возомнить себя настолько самодостаточными, что просто развалят страну?

«Это, пожалуй, важнейший вопрос децентрализации, который необходимо очень тщательно продумать, – считает Лановой. – Возможно, для каждого отдельного региона это будут свои цифры. Сказать, каким образом это будет решено, сейчас очень сложно. Тут нужно садиться за стол переговоров, считать, решать, взвешивать все «за» и «против».

При этом часть денег обязательно должна идти в государственный бюджет. По плану правительства и президента в регионах будут оставаться около 65% средств, оппозиция требует оставлять 80-90%. Так или иначе, эти деньги идут в центр на развитие обороны, на полицию, на поддержку социальных гарантий государства, внешнюю политику. И, возможно, в некий региональный фонд, который позволил бы в течение переходного периода компенсировать расходы бедным регионам за счет богатых.

«В Польше все это происходит под жестким контролем громад, а от центральной власти на местах есть только представитель, который следит за тем, чтобы маршалы (наши губернаторы) и депутаты местных советов действовали в рамках конституционных полномочий, – рассказала Герман. – Больше представитель из центра ни на что не влияет. Кстати, этим человеком может быть специально назначенный прокурор, к примеру».

Гуманитарные полномочия

Критики властей и специалисты особенно подчеркивают важность наделения мест-ных общин широкими гуманитарными полномочиями. То есть регионы должны не только решать, сколько и куда потратить заработанных денег, не только нести за них ответственность перед своими же людьми и государством, но и иметь возможность самостоятельно развивать свои культурные особенности, считают эксперты. Так делают во всех цивилизованных странах.

«До сих пор по гуманитарной политике ничего внятно не объясняется, – сетует Погребинский. – А это, между прочим, касается языка в каждом отдельном регионе. Я считаю, что этот пункт во избежание дальнейших противоречий и расколов в стране необходимо прописать в Конституции. То есть, как в регионах будет проводиться языковая политика в СМИ, в сфере образования».

При этом в отличие от вопроса власти, которой должна быть наделена не область, а община, вопросы языка и прав населения региона должны решаться как раз на областном уровне, убеждены эксперты. Если же этот вопрос будет решаться, как сейчас предлагают власти, в соответствии с законом, это значит, что и дальше культурные вопросы регионов будет почему-то решать голосованием парламент в Киеве.

«Бесспорно, децентрализованные регионы могут сами решать свою судьбу и по языковой линии, – убеждена Анна Герман. – Мне кажется, что если люди увидят, что власть дает им свободу, доверяет и уважает своих граждан, то у них не будет причин от такой власти убегать. Я не понимаю, почему в Украине на протяжении 15 лет идет дискуссия, но не было ни одного правительства, которое решилось бы на децентрализацию. У нашей партии ведь тоже был лозунг, который должен был дать власть региональным громадам. Но, почему-то, когда все приходят к власти, сразу эти вопросы переходят в разряд дискуссионных, а на практике ничего не осуществляется».

Децентрализация Фото: АиФ в Украине
Децентрализация или феодализация: как выглядит реформа на примере Польши

Едва ли не первым решением нового украинского парламента станут изменения в Конституцию, смысл которых – децентрализация власти в стране. На этом настаивает и президент, и оппозиция. Но видят они это совершенно по-разному. По какой схеме предлагают проводить децентрализацию президент и Кабмин – читайте в материале «АиФ».

Фото: на избирательных участках дети, дамы с собачками и бойцы с автоматами | Фотогалерея

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых