aif.ru counter
423

Пять сложных задач, которые нужно решить новой Раде

Новому украинскому парламенту, который будет выбран 26 октября, предсказывают недолгою жизнь. Народную украинскую забаву «переговоры» специалисты обещают уже в 2016 году. Потому что, вопросы, которые придется распутывать депутатам, - очень сложные

Верховная Рада Украины
Верховная Рада Украины © / УНИАН

Практически каждая партия, у которой есть шанс пройти в Раду, обновилась и значительно помолодела. Некоторые «вооружились» комбатами добровольческих батальонов и популярными в часы Майдана общественниками. То есть, независимо от того как распределятся места между конкретными партиями и блоками, старые, набившие оскомину лица, вряд ли будут «делать погоду». По мнению экспертов, у этой ситуации есть и минусы, и плюсы. Среди минусов  отсутствие законодательного опыта у существенной части депутатов. Такая неопытность может дорого обойтись при решении наиболее сложных вопросов.

1. ВОЗВРАТ ДОНБАССА В УКРАИНУ

Закон об особом статусе некоторых районов Донбасса рассчитан на три года. То есть если 8я по счету Рада доживет до 2017 года, ей придется принимать непростые решения по поводу дальнейшей судьбы востока. И этот процесс станет настоящим испытанием для законодательной власти (да и для власти, в целом).

Второй вариант  досрочная отмена особого статуса мятежной части Донбасса. К этому парламент могут подтолкнуть лидеры Майдана и комбаты, которые несомненно составят костяк будущей депутатской «партии войны». Вопрос в том, насколько эта партия окажется многочисленной и сколько членов блока Порошенко ее поддержат. Не секрет, что многие депутаты, которые идут в Раду от Порошенко, не разделяют его миротворческой позиции. Впрочем, определенно невсе  часть «порошенковцев» будет за мир, как и «Сильная Украина», если она все-таки пройдет, да и немалая часть мажоритарщиков также. Онито и составят «партию мира» в Раде.

Будет ли большая часть парламента за мир (что вероятнее) или за продолжение войны, но депутатам придется принимать законы, которые в контекстеситуации на востоке страны сформируют отношение к нейне только среди украинцев, но и в Европе, России. Помимо до сих пор открытого вопроса о статусе Донбасса (закон, напомним, не подписан ни спикером Турчиновым, ни президентом Порошенко) придется разбираться с целым рядом других сложных вопросов: восстановление инфраструктуры Донецкой и Луганской областей, социальноэкономическая поддержка населения в горячей точке, возврат контроля над границей и ее укрепление, по вышение боеспособности вооруженных сил. В идеале нардепы должны так построить свою работу, чтобы через год Донбасс сам запросился назад, тем более что ногие и сейчас растеряны жизнь под постоянными обстрелами стабильностью и не пахнет.

Но беда в том, что и на остальной части Украины нестабильность ощущается все острее экономические показатели катастрофически падают, инфляция, безработица. А значит, успех в этом направлении у депутатов зависит от того, насколько они будут в состоянии создать законодательное поле, способное развернуть страну от экономического спада к росту.

2. ДОГОВОР С МВФ

В смысле роста экономики, отношения с МВФ сейчас воппос номер один. Новому Кабмину, который, напомним, формируется именно Верховной Радой, придется добиваться изменения условий программы кредитования stand-by Международного валютного фонда. А самому парламенту необходимо будет законодательно закреплять и ратифицировать новые договоренности.

Дело в том, что уже сей час понятно, что требования МВФ, которые Украина пусть и не совсем вовремя, но выполняет в полном объеме, не соответствуют ситуации в стране. Ведь львиная доля заимствований вынужденно идет на програм мы обороноспособности государства, а не на его экономическое развитие.

«Мы должны пересмотреть программу с МВФ, потому что когда мы ее начинали, это была мирная программа, сегодня же это программа военного време ни»,  сказал на днях премьер-министр Украины Арсений ЯЦЕНЮК во время выступления в Совете внешних отношений США. Есть надежда, что МВФ пойдет навстречу: там уже призвали государства доноры оказать Украине дополнитель ную финансовую поддержку. По данным экспертов, в усло виях продолжающихся дефакто военных действий на востоке страны, Украине до конца 2015 года потребуется около 19 млрд долл. помощи. Иименно новым Раде и Кабмину эти средства придется отдавать.

Напомним, что 4 сентября Украина получила второй транш от МВФ в размере 1,39 млрд долл. Кредит предоставляется на следующих условиях: процентная ставка  3% годовых, ставка одноразовой ко миссии (за резервирование средств) 0,15%, ставка сервисного сбора  0,5% от суммы транша. Погашать же каждый транш придется следующим образом: льготный период с ежеквартальной выплатой процентов   три года, погашение основной суммы   равными частями ежеквартально в течение двух лет. Что касается требований МВФ, в ближайшие годы парламент и правительс тво должны будут сконцентрироваться на всесторонних реформах и борьбе с коррупцией.

 

3. РЕФОРМЫ ВО ВСЕХ СФЕРАХ

По словам вицепрезидента Всемирного банка (ВБ) Лоры ТАК, побывавшей в конце сентября с официальным визитом в Киеве, «Украине нужна всеобъемлющая программа реформ, в которой бы все направления усиливали друг друга, но приэтом ни одно из них не получало бы преимущество перед другими… Однако сконцентрироваться необходимо на наиболее важных сейчас макроэкономической стабильности и стабильности банковского сектора»,  убеждена эксперт ВБ. При этом, на Западе подчеркивают: процессреформ после президентских выборов в Украине затормозился.

«Причина частично в объявлении парламентских выборов, а также в ситуации на востокестраны»,  считает Гуннар ВИГАНД, директор по вопросамвосточного партнерства Европейской внешнеполитической службы. При этом, и в ЕС, и в МВФ, и в ВБ с нетерпением ждут парламентских выборов (их прозрачность в который разстанет определяющей для Украины), по кончании которых на Западе ждут резкой активизации реформ. Неспроста ведьименно на ноябрь запланирован очередной визит в Украинумониторинговой комиссии МВФ.

В целом, именно будущей Верховной Раде суждено стать парламентом реформ. По крайней мере, на это надеется президент Украины.

«Причина частично в объявлении парламентских выборов, а также в ситуации на востокестраны»,  считает Гуннар ВИГАНД, директор по вопросамвосточного партнерства Европейской внешнеполитическойслужбы. При этом, и в ЕС, и в МВФ, и в ВБ с нетерпением ждут парламентских выборов (их прозрачность в который разстанет определяющей для Украины), по кончании которых на Западе ждут резкой активизации реформ. Неспроста ведьименно на ноябрь запланирован очередной визит в Украинумониторинговой комиссии МВФ.

В целом, именно будущей Верховной Раде суждено стать парламентом реформ. По крайней мере, на это надеется президент Украины.

«Программа «Стратегия 2020», представленная мной, насчитывает 60 реформ, которые надо начинать одновременно,  рассказал Петр ПОРОШЕНКО, президент Украины.  Это, прежде всего, реформа системы безопасности и обороны; обновление власти и бюрократического аппарата;судебная реформа; реформа правоохранительных органов; децентрализация и реформагосуправления; налоговая реформа; дерегуляция и развитие предпринимательства; и, конечно же, антикоррупционная реформа».

4. БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ

Принятый уходящим парламентом и подписанный президентом закон о люстрации вызывает много вопросов у специалистов. Судя по всему, новая Рада еще вернется к нему, причем, судя по тому, что большая часть депутатов в ее составе будет «родом с Майдана», люстрационные проекты могут оказаться куда жестче нынешних. Но люстрация, понятное дело, коррупцию не поборет. Коррупцию будет сложно одолеть в условиях, когда жизнь общества с каждым днем становится все хуже. Причем в условиях, когда определенная теми же законодателями зарплата чиновников всех уровней мизерная, они просто не могут не братьвзятки. Как им выживать то? 

И здесь, разумеется, особую роль может сыграть неопытность законодателей, которые попадут в Раду нового созыва. В силу этой неопытности именно в вопросе коррупции они могут или дров наломать  в катастрофическом масштабе, или, наоборот, найти свежие эффективные решения. Как повезет. Причем надежда на лучшее, вобщемто, есть. По крайней мере, энергии новым депутатам будет не занимать.
«Этот парламент будет более активным и более политизированным, чем все предыдущие, считает Вадим КАРАСЕВ, политолог, директор Института глобальных стратегий.  - Это будетреволюционная Верховная Рада, переходная от постсоветской к европейской. А в связи с большим количеством активных людей, наверное, она будет менее склонна к какойто рутинной законодательной работе».

5. КРЫМСКИЙ ВОПРОС

Самым сложным и долгосрочным проектом, с которым придется столкнуться новой Раде, станет, конечно, вопрос о возвращении Крыма в состав Украины. Тут действительно уравнение со многими неизвестными. Вопервых, ясно, что ниодна украинская власть не сможет признать Крым российским. Точно так же, как и Россия никогда его назад уже не отдаст, и от того, кто конкретно будет находиться в России у власти, решение этого вопроса не зависит.

То есть урегулирование крымского вопроса смещается на нынешнем этапе в область разбирательств в между народных судах по поводу собственности, оставшейся на полуострове, а также законодательного решения вопроса экспорта воды, топлива, энергоносителей, транспортного транзита из РФ в АРК по территории страны, обеспечения правпереселенцев. Исход судебныхразбирательств для Украины может оказаться успешным, считают эксперты. «Международные иски против России это вообще отдельная тема, очень может быть, что это будеттриллион долларов в совокупной цифре»,  высказал предположение Слава РАБИНОВИЧ, российский экономический эксперт.  За Крым, за восток, за Боинг, за все. По ним Россия будет расплачиваться еще оченьдолго».

А вот что касается законодательной поддержки, то здесь много вопросов. Ожидания общества очевидны  украинцам хотелось бы вернуть Крым. Поэтому любой закон, связанный с Крымом и направленный в сторону от этого главного ожидания, будет вызывать недовольство и недоумение. То есть у депутатов будет соблазн или принимать популистские постановления и законопроекты, касающиеся Крыма, осуществить которые будет невозможно, или заслужить клеймо предателей. Очень может быть, что именно крымский вопрос и станет основной причиной вероятной недолговечности будущей Рады.

«АиФ» в соцсетях – комментируй и получай подарки

Комментировать в FB >> 

Комментировать в OK >>