Переливание крови
Представляя кандидатуру Оксаны Маркаровой, министр иностранных дел Дмитрий Кулеба отметил: ситуация с кадрами в его ведомстве дошла до того, что «нам нужно вливать свежую кровь на всех уровнях».

«Это связано исключительно со сменой администрации в США. Предыдущий посол был не так близок с демократами, как нынешний. Маркарова ориентируется на американских демократов, финансовые круги, связанные с ними. Вот главный мотив и причина», - объясняет смену кадров директор Украинского института политики Руслан БОРТНИК.
В дипломатических кругах отношение к приходу финансиста в дипломатию, мягко говоря, неоднозначное. В частности, со скепсисом назначение воспринял министр иностранных дел Украины в 2003-2005, 2010-2012 гг. Константин Грищенко.
Тем не менее, Кулеба уверен, что недостойным кандидатом Маркарову считает только очень узкая прослойка дипломатического сообщества, а министр финансов не может не быть дипломатом по определению. Соответственно, раз у Маркаровой опыт согласования кредитных программ с внешними кредиторами - значит, она справится.
«В окружении Владимира Зеленского его, видимо, убеждают, что на американском направлении нужен человек, который работал с кредиторами. Думаю, это стоит на первом месте, - считает кандидат политических наук Алексей ЯКУБИН. - В ОП очень обеспокоены тем, что вопросы с получением траншей поднимают, но их не получают. И Маркарова, будучи в Вашингтоне, сможет ускорить этот процесс».
Кредит и доверие
В экспертных кругах экс-министра некоторые называют «послом в МВФ». Взаимоотношения Украины-заемщика и Фонда-кредитора в рамках кредитной программы, которая стартовала в начале лета прошлого года, сейчас идут не гладко. С другой стороны, традиционно: после получения первого транша Украиной почти всегда возникают задержки со следующим.
А. Якубин говорит, что если намерения и касаются толчка в сотрудничестве с МВФ, то в ОП совершают ошибку.
«Заметьте, МВФ часто продолжал программы, когда Украина не выполняла часть взятых на себя обязательств и наоборот, - уточняет эксперт. - По нынешней программе Украина выполнила «маяки» для получения транша в сентябре. Но в Фонде нашли политические мотивации: хотели убедиться в независимости НБУ. Потом Украина выполнила «маяки» для получения и третьего транша, а в МВФ указали на решение Конституционного суда по электронным декларациям. МВФ – политическая организация, и разговаривать с ним нужно в этом контексте. А Маркарова, думаю, будет демонстрировать другой подход. Когда она была министром финансов, ключевое в работе с МВФ делала не она. Ключевой была деятельность президента. Ее роль была скорее технической».
Виртуальная миссия МВФ завершила свою работу в Украине в феврале без прогресса. После первого транша в 2 млрд, следующий, который оценивают в 700 млн долл., пока что выделить не готовы. Но его масштабы не настолько впечатляющие, чтобы перекраивать под это всю дипломатическую политику. Тем более, что сейчас транш Украине и не слишком нужен.
«Программа – отработанный материал. Хватка МВФ за горло ослабла. Объем золотовалютных резервов на уровне 28 млрд долл. Транш – 700 млн долл. Несущественная сумма. ЗВР за счет экспорта пополняются быстрее, чем за счет возможных траншей. 2-3 млрд долл. от Фонда Нацбанк набирает на валютном рынке, покупая по 90-100 млн долл. в день», - уточнил экономист Алексей КУЩ.
Сама посол тоже утверждает, что МВФ – далеко не приоритет в ее функционале.
«Я, конечно, как посол готова и буду участвовать во всех вопросах, где могу быть полезной и помогать украинской стороне в этой работе… Однако работа с МВФ - далеко не основная и не первая задача посла в Вашингтоне», - отметила Маркарова в своем первом интервью в качестве дипломата.
В Офисе президента дали такой перечень задач для нового посла: двухпартийная поддержка Украины в Конгрессе; привлечение США к процессу урегулирования конфликта на Донбассе и в связи с деоккупацией Крыма; ужесточение санкционной политики; получение поддержки для Плана действий по членству в НАТО; развитие экономической дипломатии для привлечения прямых инвестиций.
Также, сказала Маркарова, идет активная работа по подготовке телефонных переговоров Зеленского и Байдена, над визитами в США украинского президента и американского в Украину. Р. Бортник говорит, что на нее возлагают надежды в выстраивании отношений с администрацией, поскольку нынешние - далеко не идеальные.
«До сих пор, несмотря на, якобы, приоритетность Украины, разговоров между президентами нет, - обращает внимание политолог. - Мы видим, что сигналы относительно того, кого США будут у нас поддерживать, поступают разнонаправленные. Мне кажется, что в большей мере она назначена по инициативе вашингтонских коллег, лоббистов, нежели украинского президента. В США едет не посол, представляющий интересы государства, а спецпорученец для решения какой-то очень узкой задачи».
Финансовый след
Созвон президентов и официальные визиты – вопрос хоть непростой, но ограниченный в сроках (Байдена хотят пригласить на 30-летие независимости Украины) и технический. Все остальные озвученные приоритетные задачи посла не быстрые, да они и не настолько специфические, чтобы менять кадровый курс с дипломатов на финансиста. Какие же могут быть еще планы?
Одним из таких эксперты называли работу по налаживанию контактов с США перед запуском рынка земли в Украине. Для иностранцев он пока что будет закрыт, но не для банков с иностранным капиталом, и тут опыт финансиста и связи в этой сфере могут пригодиться. Р. Бортник, однако, считает, что назначение может быть лишь частично с этим связано. И еще неизвестно, что будет через два-три года, когда рынок земли заработает в полную силу.
«Главная задача – коммуникации с финансовыми кругами, обеспечение лояльного отношения новой администрации Байдена к Зеленскому и его команде, которых в США, все же, воспринимают, как победителей их представителя Петра Порошенко и его команды, как людей, которые в большей мере представляют украинские финансовые круги, наших олигархов. В отношениях есть кризис. Не скажу, что глубокий или коренной – в планах США Украина остается важной. Но доверия нет. Преодолевать его и призвана будет Маркарова», - объяснил политолог.
Раз уже вопрос все же касается финансов, но это не только и не столько сотрудничество с МВФ. Речь может идти о старых долгах Украины, которые реструктуризировала бывший шеф Маркаровой, министр финансов в 2014-2016 гг. Наталья Яресько.
«Скорее всего, через привязку к Яресько Маркарова и убедила ОП, тех, кто ее лоббировал, что есть выходы на тех же кредиторов, которые участвовали в невыгодной для нас реструктуризации», - говорит А. Якубин.
Речь идет о реструктуризации 3,2 млрд долл. украинских долгов под выпуск ВВП-варрантов. Выплаты по ним начинаются в 2021 г. Условие - рост ВВП больше чем на 3% и превышение его порогового номинального значения на уровне 125,4 млрд долл. В 2019 г. обе отметки были пройдены. Летом 2020 г. Минфин выкупил 10% варрантов. Возможно, есть надежда разобраться и с другими деривативами, которые сейчас на руках у кредиторов. Без решения этого вопроса Украина обречена доплачивать им за рост ВВП до 2040 г.
Тем не менее, эксперты без энтузиазма воспринимают узкий финансовый подход во взаимоотношениях с самой богатой и влиятельной мировой державой.
«Маркарова – умный, хорошо подготовленный, опытный человек, - резюмирует Бортник. - Но ее ориентация на монетарные, а не на производственные инструменты развития, как мне кажется, наносит ущерб нашей национальной экономике».
Справка
Оксана Маркарова, посол Украины в США
Возраст – 44 года, замужем.
Образование: магистр экологических наук, Киево-Могилянская академия; магистр международных публичных финансов Индианского университета в Блумингтоне (США).
До государственной службы работала в инвестфонде Western NIS Enterprise Fund, проходила практику во Всемирном банке.
С 2015 г. работала в Министерстве финансов: сначала замминистра-руководителя аппарата, затем первым замминистра, а потом и.о. министра и министром в правительствах Владимира Гройсмана и Алексея Гончарука.
За время работы Маркаровой в Министерстве Украина согласовала две программы с МВФ:
в январе 2015 г. Extended Fund Facility (программа расширенного финансирования под структурные реформы) на четыре года и на 17,5 млрд долл. Она оборвалась на середине;
в декабре 2018 г. Stand-by на 14 месяцев на 4 млрд долл. Первый транш пришел сразу же — 1,4 млрд долл. После этого сотрудничество встало на паузу.
Анна Коваленко
Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть