209

Полутупик: почему встреча глав стран Нормандской четверки откладывается

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. Аргументы и Факты в Украине 09/12/2020
Полутупик: почему встреча глав стран Нормандской четверки откладывается
Полутупик: почему встреча глав стран Нормандской четверки откладывается © / Скриншот

9 декабря 2019 г. Владимир Зеленский принял участие в переговорах глав Нормандской четверки в Париже. Спустя полгода после инаугурации он смог разморозить формат, который был в режиме паузы на протяжении трех лет. Но сейчас гаранту особенно нечем похвастать. На проведении очередного раунда переговоров на высшем уровне Украина может только настаивать. Но он едва ли состоится в ближайшее время.

Задание не сделано

Год назад на саммите в Париже, по словам Владимира Зеленского, Украине не выдали домашнее задание. Но несколько пунктов, по которым подразумевалась активность отечественной власти, были: обмен пленными в формате «всех согласованных на всех согласованных»; разведение сил в нескольких населенных пунктах; прекращение огня и фиксация соблюдения в режиме 24/7 ОБСЕ; новые пункты пропуска на линии разграничения; разминирование отдельных участков; пролонгация закона об особом статусе Донбасса; инкорпорация «формулы Штайнмайера» в украинское законодательство.

«Из семи ключевых решений частично выполнены два, - констатирует директор Украинского института политики Руслан БОРТНИК. - Главное – снижение эскалации конфликта. Перемирие, хоть и с проблемами, продолжает действовать. Удалось провести неплохой диалог об участках разминирования, пунктах пропуска. Но стабильного мира, имплементации «формулы Штайнмайера», договоренностей о политическом треке мирного урегулирования нет, обмены прекратились».

Действие закона об особом статусе Донбасса, который был принят еще в 2014 г., в декабре прошлого года продлили до конца 2020 г. В нем указано, что особый порядок местного самоуправления действует временно, и дата постоянно переносится. Остальные статьи касаются обязательств государства не преследовать участников событий в Донецкой и Луганской областях, права на языковое самоопределение, местного самоуправления через избранные органы. Все эти нормы не действуют до проведения местных выборов. Под них и нужно было инкорпорировать в наши законы «формулу» (см. ВАЖНО).

Через четыре месяца, то есть в марте 2020 г., главы стран Нормандской четверки должны были встретиться вновь. На фоне пандемии об этом не говорили. Но невозможность личной встречи - уже сомнительное оправдание. Недавний саммит Большой двадцатки прошел виртуально. Однако, похоже, ни личной, не онлайн встречи «четверки» в ближайшее время не будет.

Нужно, но не всем

Украинская сторона настаивает на переговорах. Проведение их до конца года, утверждают в украинской делегации Трехсторонней контактной группы в Минске - в интересах РФ. Хотя, на самом деле, сейчас во встрече больше всего заинтересован именно официальный Киев.

«Нашей стороне нужна новая встреча, чтобы показать эффективность миротворческой работы власти, - говорит Бортник. - Потому что есть высокий социальный запрос на эту тему. Но этот запрос уменьшается. Россия, понимая, что переговоры нужны для пиара, блокирует любые попытки Украины использовать темы, связанные с Донбассом. Не хочет больше подыгрывать команде Зеленского. Никаких больше встреч ради встреч».

Эксперты напоминают о том, что на старте каденции Зеленского РФ давала ему определенный карт-бланш. Это - масштабный обмен, когда в Украину вернулся режиссер Олег Сенцов, украинские моряки, возврат кораблей. И даже прошлогодняя встреча в Париже была своего рода авансом.

Кандидат политических наук Алексей ЯКУБИН говорит, что теперь в своем отказе от встречи Кремль апеллирует к коммюнике годичной давности, положения которого не выполнены.

«Зачем встречаться? Переписывать Минские соглашения в РФ не настроены, - отмечает политолог. - Сыграло то, что наша власть была недостаточно внимательна к постановлению, которое Верховная Рада приняла к местным выборам, где прописали положения, противоречащие «формуле Штайнмайера». Это стало формальным поводом для России».

Проблема с постановлением ВР состояла в том, что там прописали условия о проведении местных выборов на территориях Донбасса только после демилитаризации и возвращении границы под контроль Украины. Как бы ни возражала украинская сторона, но пункт девятый Соглашений, подписанных в феврале 2015 г. и признанных на международном уровне, в том числе и Совбезом ООН, предусматривает иное. Украинское правительство восстанавливает контроль над границей с первого дня после местных выборов.

Постановление ВР в России восприняли как переписывание Минских соглашений. Сейчас это подтверждает еще один план по урегулированию, который в ноябре представил глава украинской делегации в ТКГ Леонид Кравчук. В соответствии с ним, выборы в ОРДЛО могут состояться 31 марта 2021 г. Остальные пункты плана: местные выборы могут пройти 31 марта 2021 г. Если идти по календарю, то Кравчук предложил: до 15 декабря провести обмен «всех на всех» и на 1500 человек увеличить состав специальной мониторинговой миссии ОБСЕ; до конца года провести встречу глав стран Нормандской четверки; в начале 2021 г. провести демилитаризация ОРДЛО и вернуть контроль над границей Украине; принять закон об особенностях проведения местных выборов и провести их 31 марта; создать свободную экономическую зону на Донбассе, которая будет действовать ориентировочно до 2050 г.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сказал, что последовательность действий отличается от того, что зафиксирована в Минских соглашениях. Поэтому нет оснований встречаться. Политолог Андрей ЗОЛОТАРЕВ говорит, что РФ сложившаяся сейчас ситуация вполне устраивает. Тогда как в Украине, на фоне потребности в новой встрече, бросаются в крайности.

«Начали говорить и об отказе от «Минска». Но не будем забывать, что если отказываемся от него, то РФ получает железобетонный аргумент по демонтажу системы санкций, - напоминает политолог. - Здесь ей не возразят. Берлин и Париж с радостью пойдут навстречу, судя по готовности Берлина довести до ума «Северный поток-2».

Без надежд на встречу

«Конец прошлого года был с высоким уровнем оптимизма, окно возможностей открылось. Мы думали, что сейчас быстро примут закон об особенностях самоуправления с «формулой Штаймайера», возьмутся за переходное правосудие и весь процесс запустится. Этот год мы заканчиваем с тем, что все подвижки исчерпались», - констатирует А. Якубин.

С тем, что встреча глав «четверки» в ближайшее время не состоится, согласны все опрошенные нами эксперты. Если до конца года ее не будет, закон об особом статусе опять пролонгируют. Об этом сказал спикер ВР Дмитрий Разумков. Альтернативные варианты, говорит он, пока не рассматривают. Что же касается жизнеспособных законопроектов по «формуле», то они отсутствуют.

«Попытка переписать Минские соглашения во многом привела к остановке процесса, и мы пришли к тому, что было при предыдущем президенте. Полутупик, потому что возможность продвинуться есть, а подвижки не делаются, - говорит Якубин. - Я думаю, что влияет и геополитический фактор, американский. Возможно, наша власть решила подождать, пока поменяется власть за океаном. А вдруг США решатся присутствовать в Нормандском формате? Правда, вопрос - захотят ли этого Германия, Франция и Россия? Думаю, нет. Для Франции и Германии это дело престижа, оно европейское. Но в ОПУ, возможно, посчитали, что нужно подождать, пока в США все станет ясно».

А. Золотарев же считает: если и есть надежды на то, что Джо Байден придет и наведет порядок, то они напрасны.

«Американская политика консервативна, - объясняет эксперт. - Если есть стратегический вектор, она будет его придерживаться. Поэтому американцы никуда не ушли при изоляционисте Трампе. Не претерпит существенных изменений политика и при Байдене. Как бы не случилось так, что он раздвинет пресловутые красные линии. Хотя этот вариант маловероятен».

То есть, не нужно рассчитывать на то, что США при демократах поддержат украинскую линию при определении очередности контроля над границей и проведении выборов. Байден всегда четко держался Минских соглашений. Тем временем, А. Якубин считает, что украинскому президенту стоит вернуться к своим же воззрениям на старте каденции.

«К идее о том, что если вести переговоры, то со всеми, и не думать о том, как это будет оцениваться праворадикальными группами, - резюмирует политолог. - Просто понимать, что вопрос мира - экзистенциальный. Когда Китай хотел вернуть Гонконг, он согласился на принцип «одна страна – две системы», что 50 лет не могут менять политическое устройство Гонконга. Ради того, чтобы вернуть его, Пекин был готов идти на компромисс. Но когда мы изначально говорим, что все должно быть только на наших условиях, по сути, мы отказываемся от переговоров».

Важно

О чем «формула Штайнмайера»?

По согласованному ее тексту, закон об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей вступит в силу в 20:00 в день голосования на местных выборах на временной основе.

Они состоятся, в соответствии с Конституцией, по специальному закону. Проверку на соответствие выборов закону проведет Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ. Если выборы будут соответствовать условиям, закон вступит в силу на постоянной основе.

Анна Коваленко

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых