aif.ru counter
304

Почему Украина не признала результаты президентских выборов в Беларуси?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. Аргументы и Факты в Украине 01/10/2020
Почему Украина не признала результаты президентских выборов в Беларуси?
Почему Украина не признала результаты президентских выборов в Беларуси? © / Скриншот

23 сентября в Беларуси состоялась инаугурация Александра Лукашенко. В кругу максимально приближенных, в отсутствие зарубежных официальных лиц, он принял присягу. На следующий день Киев дозрел с официальной позицией по итогам белорусских президентских выборов: не признал.

Сложности выбора

Президентские выборы в Беларуси состоялись 9 августа. С того времени в Украине свое отношение к их итогам тяжело и долго формировали. Уже тогда от части украинского политикума звучали призывы о признании Александра Лукашенко президентом нелигитимным. А реакция МИДа была прагматичной.

«Я считаю вообще постановку вопроса сужения всей проблемы к «легитимный» или «нелегитимный» глубоко ошибочной... Наша задача - не лозунгами говорить, а конкретными действиями защищать свою страну... У нас глубоко связаны экономики. Пять миллиардов долларов товарооборот. По некоторым товарным позициям экспорт из Беларуси в Украину является критически важным для нашего государства», - заявил в начале августа министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба.

Однако практические доводы руководили Киевом не долго. Сначала было вступление в силу правительственного постановления №362 о прекращении безвизовых поездок украинцев и белорусов. Затем принятие Верховной Радой постановления по ситуации в Беларуси 15 сентября с критическими формулировками.

Парламент назвал выборы в Беларуси прошедшими с существенными нарушениями. Применение силы в отношение протестующих в осуждалось. Однако у Верховной Рады не нашлось слов для непризнания итогов. Нардепы воззвали к международным парламентским организациям: дать оценку соответствия белорусских выборов стандартам ОБСЕ и Совета Европы.

Европарламент очертил ее в своей резолюции в тот же день, 15 сентября: «Европейский парламент, в соответствии с позицией Совета Европы, отвергает результаты так называемых президентских выборов, состоявшихся в Беларуси 9 августа, поскольку они были проведены с вопиющим нарушением всех международно признанных стандартов; не признает Александра Лукашенко президентом Беларуси после истечения его нынешнего срока полномочий».

Среди доводов в пользу непризнания были указаны отсутствие конкуренции (с 2000 г. в Беларуси не регистрировали новые партии), а также то, что избирательные процессы не соответствовали принципам ОБСЕ, а официальный Минск не направил приглашение миссии БДИПЧ/ОБСЕ (Бюро по демократическим институтам и правам человека). И, конечно - подавление мирных протестов с применением силы.

Резолюцию передали Еврокомиссии – исполнительному органу ЕС. Там должны принять решение о дальнейших шагах в связи с непризнанием. Однако время еще есть. Официально срок полномочий Александра Лукашенко как президента, избранного на выборах в 2015 г., истекает 5 ноября 2020 г.

Тем не менее, решение представительного органа ЕС повлияло на официальную украинскую позицию. В день инаугурации в МИДе ее озвучили через Twitter.

«Учитывая ход избирательной кампании в Беларуси и дальнейшие события, сегодняшняя «инаугурация» А. Лукашенко не означает его признание легитимным главой белорусского государства», - переменил свои воззрения Д. Кулеба.

Важный контекст

«Сейчас Украина на втором месте (второй торговый партнер Беларуси. - Ред.), но дай Бог, чтобы когда-нибудь она стала нашим первым торгово-экономическим партнером. Среди торговых партнеров Украины Беларусь занимает четвертое место, наряду с такими развитыми и сильными в экономическом плане государствами, как Германия», - за месяц до президентских выборов сообщил посол Беларуси в Украине Игорь Сокол.

Беларусь для Украины – это топливо и дизель. В рознице на отечественных АЗС они занимают 30-40%. Эксперты напоминают, что на дизеле, в том числе и белорусском, ездила украинская военная техника в 2014 г. В 2016 г. было подписано межправительственное соглашение о сборке белорусских грузовиков в Украине, Нацгвардия активно закупала белорусские МАЗы.

За первые пять месяцев 2020 г. товарооборот просел из-за эпидемии коронавируса на 22%, до 1,7 млрд долл. Что будет дальше – пока вопрос открытый.

Минск - переговорная площадка Трехсторонней контактной группы. В связи с пандемией и ограничениями на перемещения, заседания проходят онлайн. Однако со временем вопрос с географией может встать остро. Австрийские площадки в качестве альтернативы предлагал австрийский канцлер Себастьян Курц во время встречи с президентом Владимиром Зеленским. Однако западное направление для переговоров - сложное: на них присутствуют и представители непризнанных республик, и есть потенциальные визовые проблемы.

Согласились без боя

«Мы можем констатировать, что Украина не признала выборы в Беларуси. Здесь два ключевых мотива. Первый – личная обида между президентами, их офисами и командами, сформировавшаяся в связи с делом «вагнеровцев». Украина в обиде на Беларусь за то, что ей не были выданы члены ЧВК Вагнера. Тогда как это позволило бы ей усилить переговорную позицию с Россией по многим направлениями: начиная с МН-17 и заканчивая обменом. Второй – позиция западных партнеров, которые оказывают серьезное давление на отдельных замов Офиса президента и МИД», - объясняет причины непризнания директор Украинского института политики Руслан Бортник.

Заявление главы МИД прозвучало на фоне визита в Украину вице-президента Еврокомиссии, представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля. И уже после того, как он сообщил, что первого транша кредита ЕС на общую сумму в 1,2 млрд евро - пока что не будет. В программе есть прямая привязка к сотрудничеству Украины и МВФ. Оно стоит на паузе, значит, и Европа пока денег не даст. Более обидные формулировки прозвучали после визита. Боррель написал, что сообщил Зеленскому: ЕС - не благотворительная организация и не банкомат.

Тем не менее, именно под западным влиянием решение было принято окончательно. И, как говорит Р. Бортник, украино-белорусские отношения подошли к порогу, за которым последует их значительное ухудшение.

«Мы уже абсолютно бездумно поддержали европейские санкции против Беларуси (они действуют с 2004 г., касаются некоторых чиновников и эмбарго на продажу оружия и оборудования, продлеваются ежегодно, и в апреле Украина к ним присоединилась. - Ред.). Теперь спектр последствий может быть широким. Это может быть и непризнание должностных лиц, которых назначает Лукашенко, и неэффективная коммуникация между президентами, и подрыв минской переговорной площадки, и ухудшение экономических отношений», - отмечает политолог.

Однако есть возможность замереть на пороге и оставить все как есть. То есть, сказанное Кулебой хоть и официальная позиция, но не окончательная. Раз у нее может быть развитие, в отношениях Украины и Беларуси еще не все потеряно. Тем более, что и сама Европа застопорилась с дальнейшими шагами.

Боррель озвучил четыре: санкции примерно против 40 лиц, выделение 53 млн евро пострадавшим белорусам, пересмотр отношений и диалог с привлечением ОБСЕ и Координационного совета оппозиции при поддержке ЕС. Однако санкции согласовать не удалось - из-за непримиримой позиции Кипра. В отличие от Украины, которая быстро приняла сторону ЕС, это государство торгуется и требует применения санкций в связи с разведкой добычи газа, которую ведет Турция в спорных водах Средиземного моря.

«У нас выигрыша нет, - констатирует Бортник. – Непризнание - это элемент солидарности, попытка понравиться Европе. Не более того».

Мнение Карасева

Лукашенко остается – с этим придется считаться

- Еще не было заявления президента о непризнании выборов. Было заявление МИД. Суть его в том, что выборы были нелегитимными, и Лукашенко не признается в качестве президента легитимного. Но важно слово «легитимный». Да, не признается, но в качестве реального, может, и придется коммуницировать и поддерживать отношения с государством.

Мы не отменим государство Беларусь, еще и учитывая наши экономические связи. Мы намного больше зависим от торговли с ней, чем Польша, Литва или Германия. Эту специфику нужно учитывать.

Мне кажется, что пока выбраны спокойные формулировки. Мы не нагнетаем, не вмешиваемся. Исключительно негативных заявлений по поводу выборов и действий Лукашенко не делаем. Если высказываемся, то аккуратно. Нужно взять правильную паузу и дождаться, чем все в Беларуси закончится.

Во-первых, президенты приходят и уходят, а народы остаются. Во-вторых, если Лукашенко продолжительное время будет оставаться президентом Беларуси - непублично, по дипломатическим каналам придется поддерживать отношения. Это не значит, что будут публичные визиты, длительные дружеские телефонные разговоры. Просто экономические отношения будут продолжаться в рутинном штатном режиме.

Мы должны выбрать правильное соотношение между сомнениями в легитимности и прагматической стороной. Лукашенко остается, хоть и не легитимным, но главой государства. С этим придется считаться.

Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев

Анна Коваленко

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых