490

«Нужно больше»: что требует НАТО от Украины для вступления в Альянс

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. Аргументы и Факты в Украине 30/06/2021
«Нужно больше»: что требует НАТО от Украины для вступления в Альянс
«Нужно больше»: что требует НАТО от Украины для вступления в Альянс Facebook

Украина – НАТО: этапы формирования взаимоотношений

История взаимоотношений между Украиной и Североатлантическим Альянсом началась в 1992 году. Тогда экс-генеральный секретарь НАТО Манфред Вернер впервые посетил Киев. В ходе его визита Украина была приглашена к участию в Совете североатлантического сотрудничества. Стоит отметить, что Совет был исключительно консультационным органом и не предусматривал никакой военной помощи со стороны стран Альянса.

Фактически, довольно долгий период вопрос членства Украины в НАТО не был приоритетным для властей нашей страны, что является очень сомнительным решением. В основном, речь шла только о сотрудничестве с различного рода международными институтами, включая Альянс, ОБСЕ, и ранее существовавший Западноевропейский союз, который специализировался на оборонной сфере.

Для того, чтобы лучше понимать контекст взаимоотношений между Украиной и НАТО, важно осознавать то, что в 1993 году Верховная Рада утвердила военную доктрину нашей страны. Одной из главных пунктов документа обозначал внеблоковый статус, что, фактически, делало невозможным участие Украины в любых оборонительных союзах, которые могли бы гарантировать безопасность границ.

При этом, в 1994 году украинские власти приняли решение на добровольных началах лишиться главной военной мощи государства – ядерного оружия. Как известно, Украина находилась на третьем месте по количеству ядерных боеголовок после России и США, поэтому для нашей страны, в случае отказа от данного вида оружия, необходимо было создать такие условия, при которых потеря всех атомных ракет могла бы «окупиться» фактическим гарантированием безопасности от других ядерных государств. Членство в НАТО могло бы исполнить такую роль. Но, так как власти страны придерживались внеблокового статуса, такой вариант перечил бы внешнеполитическому вектору Украины.

Таким образом, 5 декабря 1994 года был подписан Будапештский меморандум. Взамен на полную потерю ядерного оружия Украина получила гарантии от трех государств – России, Великобритании и США:

Уважение независимости, суверенитета и существующих границ

Обязательство было таково: удерживаться от воздействия угроз силой или ее использования против территориальной целостности или политической независимости Украины, а также в том, что их оружие никогда не будет использоваться против Украины. Украина получила от трех стран-участниц Договора обещания удерживаться от экономического давления, которое будет направлен на то, чтобы покорить собственным интересам Украину; помощи в случае, если она станет жертвой; обязательство не использовать ядерное оружие против стран-участников Договора про нераспространение ядерного оружия. Страны-гаранты безопасности должны проводить консультации в случае возникновения ситуации, вследствие которой возникает вопрос относительно этих обязательств.

Каждый из вышеперечисленных пунктов, кроме шестого, был утвержден ранее такими документами как: Устав Организации Объединенных Наций, Договор про нераспространение ядерного оружия, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. При этом, Украина являлась подписантом этих документов и, фактически, после утверждения Будапештского меморандума, не получала никаких новых механизмов гарантирования безопасности, помимо консультаций.

В итоге, после потери ядерного оружия, гаранты безопасности могли только «помочь» (довольно абстрактное понятие в случае подписания такого важного документа), либо же проконсультировать -  чего, в случае войны, как оказалось в будущем, было недостаточно.

После этого, в 1997 году, между Украиной и НАТО был подписан новый договор «Хартия об особом партнерстве».

«Хартия зафиксировала политические обязательства сторон на самом высоком уровне развивать «особое и эффективное» партнерство, которое будет способствовать обеспечению большей стабильности и общих демократических ценностей в Центрально-Восточной Европе, а также стала основой для консультаций между НАТО и Украиной в контексте евроатлантической безопасности и стабильности и в таких отраслях, как предупреждение конфликтов, урегулирования кризисов, поддержание мира и гуманитарные операции», - сообщается на сайте МИД.

Хартия утверждала сотрудничество между Украиной и Альянсом, но она не была шагом к вступлению нашей страны в НАТО.

Важнейшим этапом во взаимоотношении между Украиной и НАТО стал саммит Альянса в Бухаресте. Во время переговоров страны-участники пообещали членство в НАТО для Украины и Грузии: «НАТО приветствует евроатлантические стремления Украины и Грузии к членству в НАТО. Сегодня мы пришли к соглашению о том, что эти страны станут членами НАТО. Оба государства внесли ценный вклад в операции Североатлантического союза. Мы приветствуем демократические реформы в Украине и Грузии и ожидаем свободных и справедливых законодательных выборов в Грузии в мае. МАП (План действий по членству. – Ред.) – следующий шаг для Украины и Грузии на прямом пути к членству». 

Из-за неоднородности внешнеполитических мнений, у украинских властей вопрос членства в НАТО терял свою актуальность. Особенно это было заметно во времена правления экс-президента Януковича, который выступал против предоставления Плана действий по членству (ПДЧ) для Украины.

Только после событий 2014 года украинские власти всерьез задумались над тем, чтобы членство в НАТО стало главной внешнеполитической целью для нашей страны. В 2014 году Верховная Рада приняла Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно отказа Украины от осуществления внеблоковой политики». Законом, в частности, установлено, что одной из основных целей внешней политики Украины является углубление сотрудничества с Организацией Североатлантического договора с целью достижения критериев, необходимых для членства в этой организации.

Таким образом, стало очевидным то, что Будапештский меморандум не гарантировал какой-либо защиты, и единственным шансом для стабилизации ситуации в стране и возвращения утраченных территорий для Украины, по мнению многих политиков, стало членство в НАТО.

Ближайшая реальность, или далекая перспектива?

Еще в 2008 году страны-участники НАТО пообещали, что Украина станет членом Альянса. Интересно то, что спустя 13 лет украинским властям даже не был передан План действий по членству - документ, который является главным этапом для этого.

На последнем саммите, который прошел в июне, страны-союзники сделали заявление, что именно получение ПДЧ является единственным путем для Украины стать членом НАТО:

«Мы подтверждаем решение, принятое в 2008 году на Бухарестском саммите НАТО, о том, что Украина станет членом Альянса, и при этом План действий по членству (ПДЧ) будет неотъемлемой частью этого процесса», - говорится в документе, опубликованном по итогам саммита.

В НАТО подчеркивают, что Украина не выполнила все реформы, которые необходимы для членства. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг отметил, что Альянсу «нужно больше», чтобы убедиться, что реформы в Украине полностью реализованы.

Украина в данный момент является для НАТО союзником, которому Альянс оказывает помощь в различных реформах.

«Мы предоставляем им (Украине. - Ред.) поддержку, особенно для продолжения модернизации и совершенствования своих учреждений обороны и безопасности, гражданско-политического контроля над их службами безопасности, и, не в последнюю очередь, борьбы с коррупцией», - заявил Столтенберг на недавнем саммите НАТО.

Стоит заметить, что для получения ПДЧ необходим консенсус стран-участников: 30 «союзников», то есть, все страны, которые состоят в Альянсе, должны проголосовать за это решение.

Главная проблема состоит в том, что Украина не выполнила необходимых реформ для предоставления ПДЧ. Но и после получения ПДЧ и до членства в НАТО может пройти довольно длительное время. Например, Хорватия после получения Плана действий по членству вступила в НАТО только спустя шесть лет, а Северная Македония – спустя 12.

Большинство украинских чиновников предсказывали, что Украина получит ПДЧ на июньском саммите, но власти даже не получили приглашения на переговоры лидеров стран-участников. Столтенберг объяснил это тем, что саммит был предназначен только для союзников, так как он был очень коротким.

Но министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявил: «Если учесть контекст, это очень хорошая для нас декларация. Но я всегда честно говорю партнерам, что за хорошими декларациями должны идти хорошие действия. И лучшее такое действие - предоставление Украине ПДЧ в 2022 году».

Учитывая, что это прогноз заинтересованной стороны, он может оказаться очень оптимистичным. При этом, в НАТО не называют даже приблизительных дат для этого события. Поэтому, как скоро это произойдет, - никому достоверно неизвестно. Перспективы получения ПДЧ и выполнения ряда реформ кажутся очень долгосрочными, особенно в условиях войны и тяжелой экономической ситуации в стране.

Иван Гонтарь

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых